Сегодня нет ничего проще, чем назваться театром. Иные из них появляются и лопаются, как мыльные пузыри, не успев оставить следа ни в памяти, ни в душе. Скажем, только в Казани за последнее время объявились три новых театра и, по крайней мере, два из них уже почили в бозе… Вывод напрашивается сам собой: театры как люди, и появиться на свет еще не значит обрести судьбу.
Эти мимолетные мысли посетили меня буквально вчера на юбилейном вечере Татарского государственного театра драмы и комедии им.К.Тинчурина, который вот уже восемь десятилетий доказывает свою творческую состоятельность. Сказать, что тинчуринцы прошли долгий и трудный путь, – значит ничего не сказать, тем более что в Казани есть театры и с более продолжительной историей. Чтобы прочувствовать всю яркость и неповторимость судьбы этого творческого коллектива, к ней надо просто прикоснуться.
ПОЛВЕКА НА КОЛЕСАХ
Официально днем рождения тинчуринской труппы считается 6 ноября 1933 года, когда в деревне Шали Пестречинского района силами артистов только что созданного передвижного филиала Татарского академического театра был показан спектакль «Семья деда Булата». По воспоминаниям старожилов весть о приезде знаменитых артистов, а среди них были такие корифеи, как Халил Абжалилов, Нагима Таждарова, Хусаин Уразиков, тут же облетела всю округу, и почти вся деревня собралась в большом доме, где сколотили подобие сцены, а рампой служили три керосиновые лампы… Но радость сельчан была недолгой. В 1937-м активно начавшаяся деятельность «сельского» филиала ТГАТ была прервана волной арестов. Был репрессирован и руководивший филиалом актер и режиссер Гали Ильясов…
В октябре 1938 года из оставшихся «передвижников» и выпускников Казанского театрального техникума формируют колхозно-совхозный театр, который базируется сначала в Балтасях, а потом в Арске. Пожалуй, это был один из самых тяжелых периодов в истории театра. Если раньше артисты практически во всем чувствовали поддержку «старшего брата» – Татарского академического театра, то теперь приходилось обо всем думать самим, начиная с репертуара и заканчивая ночлегом. Актеры не чурались никакой работы, сами были костюмерами, бутафорами, рабочими сцены. А кроме того, до той или иной деревни, где был объявлен спектакль, надо еще
Тем не менее труппа не прекратила существование даже в годы войны, когда практически все артисты-мужчины ушли на фронт. Оставшаяся часть труппы перебралась в Буинск. Официально театр стал «городским», но актеры по-прежнему вели жизнь «на колесах». В октябре 1944-го пришел новый приказ – о переименовании труппы в Республиканский передвижной театр и ее переезде в Казань.
- Славу тинчуринской сцены составляют актеры нескольких поколений, среди них – Х.Исмагилов, Ф.Фарсин, Р.Кушловская, Г.Нуруллин, И.Махмутова, Н.Шайхетдинов и многие другие
Еще шла война, и Казань встретила артистов не очень гостеприимно. Свободных театральных помещений не было, и труппу разместили… в коммунальной квартире, в одной из угловых комнат бывшей гостиницы «Булгар». Но в каком-то смысле получилось символично: мало того что эти стены помнили Тукая, в этой же гостинице
Лишь в 1960 году театр справил новоселье в Спасской башне Казанского Кремля. Там были крохотные комнатки – гримерки и небольшой зал со сценой для репетиций, и актеры в шутку, но не без гордости, называли себя «Кремлевским театром». Здесь труппа базировалась более четверти века. Могла бы и дольше, но в один не самый лучший день «кремлевское» время остановилось – в помещении театра обрушился потолок…
ВЫЙТИ ИЗ ТЕНИ
Переломными в истории театра стали восьмидесятые годы. После почти полувековой передвижнической деятельности труппа получает статус стационарного театра и собственное здание – бывший особняк на улице Горького. Место, прямо скажем, намоленное, в этом здании еще с дореволюционных времен работали театральные труппы. Но поначалу было нелегко, ведь казанская публика «передвижников» практически не знала, и коллективу новонареченного Татарского театра драмы и комедии им.К.Тинчурина пришлось приложить немало усилий для того, чтобы завоевать ее доверие.
И тут надо сказать вот о чем. Так уж повелось, что негласно передвижные театры всегда считались как бы «второсортными» – дескать, и актеры тут помельче, и репертуар пожиже… Но в случае с Тинчуринским театром это не совсем так, вернее сказать, совсем не так. Несмотря на многолетнюю жизнь «на колесах», театр всегда имел высокопрофессиональную труппу, а в его репертуаре никогда не переводилась серьезная драматургия, и в первую очередь татарская классика – К.Тинчурин, Г.Камал, Н.Исанбет. Наконец, во главе театра всегда стояли профессиональные режиссеры. В разные годы труппой руководили Асхат Мазитов, Сулейман Валеев-Сульва, выпускница ГИТИСа Кашифа Тумашева, а также ее сын, тоже гитисовец Равиль Тумашев. Свой вклад в формирование неповторимого творческого лица Тинчуринского театра внесли режиссеры Рафкат Бикчантаев и Дамир Сиразеев.
С 1993 года театр работает под художественным руководством выпускника Московского театрального училища им.Б.Щукина, заслуженного деятеля искусств РТ Рашида Загидуллина. С первых дней он начал строить новый театр – динамичный, зрелищный, обращенный к современному, думающему зрителю. И, пожалуй, главным итогом последнего двадцатилетия стало то, что тинчуринцы окончательно вышли из тени «старшего брата» и даже в