Культура

Культура и искусство Республики Татарстан, новости культуры и искусства, театры Казани, музеи, выставки, детское и народное творчество, кино Казани. Фестивали и Опен Эйры. Афиша Казань, афиша Татарстан. Концерты и премьеры в Татарстане.

  • Братские могилы летчиков в Казани признаны объектами культурного наследия

    Братские могилы летчиков в Казани признаны объектами культурного наследия

    В Казани признали объектами культурного наследия две братских могилы советских летчиков, разбившихся возле Тюлячей в 1943 году. Об этом сообщает Комитет РТ по охране объектов культурного наследия.


    В пресс-службе рассказали, что крушения произошли в августе и октябре. Эксперты приняли решение о включении памятников в реестр, учитывая их хорошее состояние и необходимость в дополнительной охране и постоянном уходе.

    «Архивные исследования показали, что в годы Великой Отечественной войны в авиакатастрофах над Татарстаном погибли около 120 летчиков. В республике располагалась восьмая запасная авиабригада, где переобучали пилотов для полетов на самолетах Пе-2», — объяснили в комитете.

  • Маски-шоу в выходные и джаз по четвергам: в Казанском Кремле разгар летнего сезона

    Маски-шоу в выходные и джаз по четвергам: в Казанском Кремле разгар летнего сезона

    Летний сезон в Казанском Кремле в самом разгаре. В эти дни на территории музея-заповедника проходят сразу два фес­тиваля – театральный и джазовый.

    в Казанском Кремле

    «ОЖИВШИЕ ЛЕГЕНДЫ И СКАЗАНИЯ»

    Так называется проект, стартовавший сегодня в Казанском Кремле и в одночасье превративший объект всемирного наследия в шумную и пеструю театральную площадь. В дни фестиваля, который продлится все выходные, легенды, сказки и мифы народов мира зазвучат в новых интерпретациях, а стены древней крепости послужат монументальными декорациями и усилят впечатления от игры актеров. Во дворе Присутственных мест и на Пушечном дворе, где особенно чувствуется атмосфера старины, на сцену выйдут девять театральных коллективов из регионов присутствия СИБУРа. Некоторые из них впервые в Казани, как, например, Кстовский театр кукол (Нижегородская область) или ВАУ-театр из Воронежа, который дебютирует в столице Татарстана площадным спектаклем «Как царь Пётр чего-то там» по мотивам русских лубочных картинок, где есть уникальный расписной балаган, ходули, авторские маски и многое другое.

    ВАУ-театр из Воронежа

    Гостем фестиваля станет также московский театр клоунады «Микос», который открывает людям двери в их воспоминания, возвращает в детство. У артистов нет задачи рассмешить публику, они, что называется, играют на  нервах: чтобы было и грустно, и смешно – как в жизни.

    Шоу-номера и перфомансы, в которых сплетаются театр, цирк, свет и технологии, подарят жителям и гостям Казани старейший уличный театр России «Странствующие куклы господина ПЭЖО» из Санкт-Петербурга, казанский клоун Руслан Риманас, Альметьевский уличный театр «Легкие крылья» и другие участники фестиваля. Три спектакля будут адаптированы для людей  с ограниченными возможностями здоровья (русский жестовый язык, тифлокомментирование). Кроме этого, гости фестиваля смогут пройти бесплатные мастер-классы по клоунаде и театральному костюму.

    СЕМЬ НЕДЕЛЬ – СЕМЬ КОНЦЕРТОВ

    Джаз в Кремле с Ольгой Скепнер

    Двор Присутственных мест Казанского Кремля – центр притяжения самых творческих и незаурядных проектов. И несколькими днями ранее здесь прошел концерт-открытие XIX Всероссийского фестиваля импровизационной музыки «Джаз в Кремле с Ольгой Скепнер». Всего в нынешней программе летнего музыкального опен-эйра, который проводится с 2006 года, семь концертов, собирающих, как обычно, любителей джаза по четвергам.

    «О настоящей музыке много не говорят. Ее смысл не всегда возможно выразить словами. Это состояние! Надо прочувствовать, быть в СО-чувствии, в СО-творчестве с музыкантами. Для подобного единения и существуют, наверное, фестивали под открытым небом. Их отличает невероятно теплая и трогательная связь со зрителями, которую, как правило, мы ощущаем на наших концертах», – отметила автор и руководитель проекта Ольга Скепнер.

    Хедлайнерами первого вечера станут поп-соул-певица Gayana и «самое экспортируемое российское джазовое трио» в составе пианиста Евгения Лебедева, басиста Антона Ревнюка и барабанщика Игната Кравцова. В этом году к ним также присоединятся Евгений Маргулис, Фарид Аскеров, Егор Сесарев, Marimba Plus, Ruden Jazz Band, София Ацбеха Негга, трио Алексея Подымкина и другие известные исполнители импровизационной музыки. Заключительный концерт фестиваля «Джаз в Кремле» состоится 14 августа.

  • Последний приют песняра: в Печищах отметили 50-летие Дома-музея Янки Купалы

    Последний приют песняра: в Печищах отметили 50-летие Дома-музея Янки Купалы

    В селе Печищи Верхнеуслонского района торжественно отметили 50-летие Дома-музея Янки Купалы. Классик белорусской литературы жил здесь во время эвакуации: с ноября 1941-го по июнь 1942 года.

    Дом-музей Янки Купалы

    «В наше село он попал достаточно случайно, – рассказала участникам торжественного мероприятия директор музея Римма Абызова. – После начала войны Академия наук Белорусской ССР была эвакуирована в Казань. Однако Янка Купала добирался сюда отдельно от коллег и застрял на переправе через Волгу. Здесь его узнал местный комендант и предложил поэту остановиться именно в этом селе. В Казани тогда было чрезвычайно трудно с жильем, и эта идея устроила всех – и руководство Академии наук, и самого поэта, которому понравились здешние живописные места».

    Музей в Печищах давно стал островком белорусской культуры в Татарстане. Здесь представлены личные вещи поэта: рукописи и книги, курительная трубка и мешочек с махоркой, трость… На стене – репродуктор, всего их в Печищах было два: один в сельсовете, второй в распоряжении поэта. В теплую погоду он выставлял репродуктор в окно, чтобы все могли слушать сводки с фронта и музыкальные передачи.

    Дом-музей Янки Купалы

    Так случилось, что дом в Печищах стал для Ивана Луцевича, взявшего себе творческий псевдоним Янка Купала, последним в его жизни пристанищем. В июне 1942 года поэт, сосредоточившийся в годы войны на публицистике, был командирован в Москву и оттуда уже не вернулся. Обстоятельства его трагической гибели (поэт упал в лестничный пролет гостиницы «Москва» и разбился насмерть) до конца не ясны. По одной версии, он покончил жизнь самоубийством, по другой – это было политическое убийство.

    Мемориал в Печищах появился спустя 33 года, в 1975-м, и сегодня это единственный в России музей Янки Купалы. «Особенно ценно, что экспозиция охватывает не только его литературное наследие, но и детские годы. Действительно, такие места – это сокровищницы национальной памяти, и каждому, кто ценит белорусскую культуру, стоит здесь побывать», – отметил депутат Госсовета РТ Ренат Валиуллин, присутствовавший на торжественном мероприятии в честь полувекового юбилея музея.

    По случаю этой знаменательной даты состоялось открытие нового бронзового бюста белорусского  поэта, держащего в руках черновики своей поэмы «Спадчына» («Наследие»). Автор бюста – местный скульптор Тимофей Тюрин. В церемонии открытия принял участие руководитель Казанского отделения Посольства РБ в РФ Виктор Щетько. Он поблагодарил сотрудников музея и национально-культурное объединение белорусов РТ за большой вклад в сохранение наследия и памяти Янки Купалы.

  • Жителей Казани пригласили на показ фильма «Красные ленты» на набережной

    В пятницу, 11 июля, вечером жители и гости Казани могут посетить бесплатный кинопоказ на Кремлевской набережной. На этот раз гостям представят фильм «Красные ленты».

    Картина повествует о ребятах из «Артека», которые помогали приближать освобождение Крыма из немецкой оккупации. Съемки приурочили к 80-летию освобождения полуострова и провели в детском лагере. Подростки, отдыхающие в «Артеке», принимали в них участие.

    Показ проводится в рамках летней программы информационного центра «Точка выбора». Начало запланировано на 20.30.

    «Точка выбора» — общественный информационный центр о выборах Раиса Татарстана на набережной Казанки. Его сотрудники рассказывают всем желающим о предстоящей кампании, предоставляют консультации и проводят различные мероприятия: кинопоказы, встречи, мастер-классы.
    Выборы Раиса Татарстана пройдут в республике 14 сентября.

    Напомним, что 2025 год объявлен в России Годом защитника Отечества и 80-летия Победы.

  • Старинный якорь найден в Казани при прокладке канализации

    Старинный якорь найден в Казани при прокладке канализации

    В районе старого русла Казанки рабочие, прокладывавшие промышленную канализацию, нашли старинный якорь. Работы остановлены для проведения оценки, сообщает Комитет РТ по охране объектов культурного наследия.


    Свидетелем извлечения находки из земли стал неравнодушный горожанин. Он и сообщил об этом специалистам.

    «Якорь был найден на территории объекта культурного наследия — памятника археологии „Культурный слой слобод Заречья города Казани XV-XVIII вв.“, расположенный по улице Гладилова в Казани», — пояснили в пресс-службе.

    На месте работают эксперты. Они изучат старинный предмет и ответят, насколько ценна эта находка. Забрать его для сохранения уже предложили представители порохового завода. Однако решение об этом будет принято позднее.

  • В Петропавловском соборе Казани началась реставрация живописи XIX века

    В Петропавловском соборе Казани началась реставрация живописи XIX века

    В одном из старейших храмов Казани, Петропавловском соборе, начали восстанавливать монументальную живопись XIX века. Как продвигаются работы, показал в своем телеграм-канале Комитет Татарстана по охране объектов культурного наследия.

    Редкая находка была сделана в храме во время исследования стен. Старинная живопись ранее скрывалась под современными слоями штукатурки. Примечательно, что изображения объединены одним сюжетом, связанным с апостолами Петром и Павлом. В комитете ожидают, что новое «сокровище» станет настоящей точкой притяжения для туристов.

    «Первым этапом художники-реставраторы провели работы по зондажу и расчистке от предыдущих слоев краски в храме. Максимальное количество наслоений в стенах церкви достигало 9 слоев. Они бережно сняли верхние слои и раскрыли оригинальную живопись, датированную примерно 1880 годом, задуманную самим художником-исполнителем фресок», — сообщили в пресс-службе комитета.

    По словам художника-реставратора Владимира Кузнецова, на раскрытие старинного слоя у команды ушло полгода интенсивных работ.

    Теперь специалисты займутся восстановлением первоначального облика изображений. Им предстоит восстановить утраченный слой краски так, чтобы не навредить, а подчеркнуть красоту уникальных произведений искусства и подчеркнуть первоначальный замысел автора.

    Объект культурного наследия, напомним, располагается на улице Мусы Джалиля.

    Напомним, что в прошлом году ход реставрации собора оценил Раис Татарстана Рустам Минниханов. В осмотре также принял участие митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл.

  • Актер Миронов в татарстанском Красновидово: «Мы здесь не для того, чтобы запустить шары и уехать»

    Актер Миронов в татарстанском Красновидово: «Мы здесь не для того, чтобы запустить шары и уехать»

    Хлебом-солью, песнями и тройной ухой встретили жители волжского села Красновидово любимого артиста Евгения Миронова с командой организаторов фестиваля «Горький+». Алексею Пешкову, «виновнику торжества», такие почести даже не снились…

    Евгений Миронов

    ЛЁШКА-ПОДЛОДОЧНИК И ГАГАРИН В ПЛАВКАХ

    Местный устный фольклор сильно разнится с официальной версией, согласно которой начинающий литератор Пешков после неудачной попытки самоубийства нашел в Красновидово приют и утешение, сиречь общий язык с сельчанами, и здесь же зарядился идеями, которые впоследствии обеспечили ему безбедную жизнь. Насчет революционных идей народная молва ничего не говорит, а вот что касается общего языка с простым народом… «Алексея Пешкова не очень любили в Красновидово, а часто и били. Ему сломали ключицу, повредили ногу. Он прятался от местных на берегу реки под лодкой и получил кличку Лёшка-подлодочник», – такими словами тезка писателя, кинорежиссер Алексей Федорченко предварил презентацию своего фильма «Горящий Горький» в доме-музее писателя там же, в Красновидово. И добавил: «Надеюсь, что эта кличка ко мне не прилипнет, и меня не сильно будут бить».

    Двадцатиминутный фильм сделан не без помощи искусственного  интеллекта и с добрым юмором, присущим как самому режиссеру, так и местным жителям, снимавшимся в короткометражке и присутствовавшим на премьере. Кроме самого Горького, на экране появляется еще одна знаменитость – Юрий Гагарин, который, по словам старожилов, приплывал в Красновидово на моторной лодке из Борового Матюшина и предлагал местной молодежи покататься (типа «Поехали!»). Но при виде космонавта в плавках никто не решился сесть к нему в лодку. Как говорится, хотите верьте, хотите нет, но в свое время почти напротив села располагался международный молодежный лагерь «Волга», и Гагарин действительно приезжал на его открытие.

    В САДУ ПОД ЯБЛОНЕЙ

    Евгений Миронов

    Чего только не бывает в жизни! Скажем, кто бы мог подумать, что народный артист Миронов будет регулярно наведываться в Красновидово. Селфи с ним на память есть в смартфоне почти у каждого жителя. Вот и нынче он привез сюда практически всю команду «Горький+» и даже Ольгу Остроумову. «Вообще-то, я из Самары, выросла на Волге», – доверительно сказала звезда советского экрана и решительно направилась в сторону волжского берега.

    Конечно, основные события фестиваля происходили в Казани и прежде всего в новом Театре Камала, но свою единственную пресс-конференцию Миронов предпочел провести в Красновидово. В саду под яблоней.

    Он напомнил, что начало проекту было положено четыре года назад в московском Парке Горького, а в Татарстане фестиваль проводится второй раз. Прошлый год пришлось пропустить из-за саммита БРИКС. «Фестиваль расширил свои границы по очень простой причине. Как говорил сам Горький, в Казани он родился духовно. Здесь его не приняли в университет, потом он влюбился, пытался свести счеты с жизнью и его отлучили от церкви. Все эти события наложили неизгладимый отпечаток на жизнь писателя», – пояснил арт-директор фестиваля «Горький+». И продолжил: «Почему «плюс»? Во-первых, нам интересна фигура самого Алексея Максимовича, да еще в такой переломный момент истории, когда происходили тектонические сдвиги. Это напоминает сегодняшнее время. А кроме этого, в окружение Горького входило много таких же выдающихся людей – поэтов, художников, музыкантов, и это позволяет фестивалю быть многожанровым. Или, скажем, Горький не любил джаз, но нам интересно, как они совмещаются».

    По словам Миронова, особенно ценно, что в проекте активно участвуют местные культурные институции. Например, нынче это не только Театр Камала, но и «Особняк Демидова», ТЮЗ,  Альметьевский театр. «Мы здесь не для того, чтобы пустить красивые шары и уехать. После фестиваля должно что-то остаться – новые проекты, спектакли, фильмы. То есть нам еще важно какие-то зерна здесь посеять», – сказал Евгений Миронов.

    ЧАСТУШКИ ВМЕСТО НОВОГО ЗАБОРА

    фестиваль красновидово

    Село Красновидово тоже стало важной точкой фестивального маршрута и, как мы убедились, местные жители знают толк в гостеприимстве. А заодно и в частушках, которые посвятили гостям и задорно исполнили артисты семейного театра «Антоновка». Но если говорить о «зернах», то все-таки хотелось бы большего. Взять тот же дом-музей Горького, который давно не видел ремонта, что особенно заметно с тыльной, непарадной стороны: деревянный «исторический» забор того гляди окончательно завалится. Сама экспозиция скромная и по-своему уютная, однако по современным музейным меркам это позапрошлый век, чистой воды архаика, которая не прибавляет музею популярности. Вот и глава Камско-Устьинского района Наиль Вазыхов, рассказывая, как будучи подростком впервые приезжал сюда на экскурсию, отметил, что с тех пор «все осталось в первозданном виде».  Правда, по его мнению, ничего плохого в этом нет («Самое главное – наша память»). Но если и впрямь после фестиваля «должно что-то остаться», то хотелось бы все-таки, чтобы это были не только частушки.

    Евгений Миронов

    ПРО ЦЕНЗУРУ

    Так случилось, что фоном для нынешнего фестиваля «Горький +» стало бурное обсуждение в театральном сообществе резонансного заявления Михаила Швыдкого (спецпредставитель Президента РФ по международному культурному сотрудничеству, в прошлом – министр культуры и главный редактор журнала «Театр»), который предложил официально вернуть цензуру для творческих деятелей, как это было во времена СССР. В Красновидово свой комментарий по этому поводу по просьбе корреспондента «РТ» дал и Евгений Миронов.

    – Я пока не успел прочитать статью, но знаю, что Михаил Ефимович – человек очень мудрый, умный и не будет просто так бросаться какими-то идеями. Наверняка он всё продумал, прежде чем это озвучить. Но я хотел бы ознакомиться со статьей полностью.

    Априори могу согласиться с тем, что нужны какие-то понятные правила. Сейчас они размыты, и от этого на самом деле страдает наше сообщество. У нас сложная ситуация в стране, мы ведем военные действия… Надо ли это называть цензурой, я не знаю. Но с такими правилами нам было бы легче работать и жить дальше, – сказал худрук Театра Наций.

    О самом фестивале мы писали ранее. Подробнее читайте в материале «РТ» Евгений Миронов – о фестивале «Горький+» в Казани: «В нем есть всё: от оперы до стендапа».

  • Башкирский курай на разогреве и билеты за полмиллиона: Агутин «поднял» стадион в Казани

    Башкирский курай на разогреве и билеты за полмиллиона: Агутин «поднял» стадион в Казани

    Минувшим вечером на «Ак Барс Арене» в Казани прошел сольный концерт Леонида Агутина. О том, как «старые романтики» собирают стадионы, сколько стоят билеты на такие концерты, с какими сложностями может столкнуться зритель и на сколько звезда может задержать свой выход на сцену, – в материале «РТ».

    ВСЕ БИЛЕТЫ ПРОДАНЫ?

    Башкирский курай на разогреве и билеты за полмиллиона: Агутин «поднял» стадион в Казани

    Казань стала одним из четырех городов, в которых этим летом запланированы большие стадионные концерты Леонида Агутина. Два из них уже состоялись. Первый 28 июня прошел в Санкт-Петербурге, второй – минувшим вечером на «Ак Барс Арене» в столице Татарстана. На очереди – Москва и Сочи.

    Концерт Агутина в Казани собрал, по данным «РТ», 30 тысяч зрителей (при вместимости стадиона 45 тыс. человек). Справедливости ради отметим, что почти половины мест – билетов в секторы D (Север) и С (Восток) – изначально не было в продаже, то есть продавалось максимум 2/3 от общего количества мест. «Обычно на нашем стадионе собирается порядка девяти тысяч человек. Такое количество посетителей, как сегодня, – очень много», – поделилась одна из стюардов, работавших в этот вечер с гостями.

    Башкирский курай на разогреве и билеты за полмиллиона: Агутин «поднял» стадион в Казани

    «Все билеты проданы», – гласило объявление в официальном телеграм-канале артиста. Хотя утром в день концерта, 5 июля, у оператора еще имелись свободные места стоимостью от шести тысяч (в фан-зону) до 685 тыс. рублей (скайбокс до 25 человек на трибуне А, Запад). Непосредственно во время концерта свободные места, если и наблюдались, то в очень небольшом количестве.

    Часть публики, по рекомендациям организаторов, начала подтягиваться на концерт очень заранее, чтобы избежать очередей на проход и досмотр, а также занять место на парковке. К слову о проходе, досмотре и парковке: при прибытии в районе 17.30 (стадион был открыт с 17.00, а сам концерт должен был стартовать в 19.00) проблем по всем этим пунктам не возникло. Несколько позднее в соцсетях и казанских пабликах начали сообщать о пробках в районе «Ак Барс Арены» и длиннющих очередях на проход.

    Башкирский курай на разогреве и билеты за полмиллиона: Агутин «поднял» стадион в Казани

    «Мы приехали на концерт с бОльшим запасом по времени. Научены неприятным опытом, когда перед Новым годом час простояли в очереди на ледовое шоу в “Татнефть Арене”. В итоге шоу началось, а люди еще даже не попали в зал. Мы пропустили половину представления», – рассказала нам Мария, которая пришла на концерт с мужем и 7-летней дочерью.

    Зрители, которые никуда не спешили, тянулись на концерт, казалось, бесконечно – с верхних рядов это «муравьиное движение» было хорошо видно. Отмечу работу стюардов – быстро и профессионально распределяли потоки посетителей: как пройти, где что находится.

    Башкирский курай на разогреве и билеты за полмиллиона: Агутин «поднял» стадион в Казани

    «НУ ЛЕОНИД НИКОЛАЕВИЧ! НУ ВЫХОДИТЕ!»

    На так называемом разогреве у Агутина была башкирская группа AY YOLA (Ринат Рамазанов, Руслан Шайхитдинов и Адель Шайхитдинова). Их трек Homay попал в мировые чарты. «Салям, Казань! Нарушим тишину звуками башкирского курая», – предложили исполнители. Да, башкирское самобытное трио на некоторое время завладело вниманием зрителей. Но они ждали Агутина. Замечу, что на стадионе собрались не только жители Татарстана и его столицы. Судя по автомобильным кодам на номерах машин, оставленных на парковке «Ак Барс Арены», на концерт приехали из Чувашии, Марий Эл, Башкортостана, Мордовии, Кировской, Самарской, Оренбургской областей и других регионов страны.

    В ожидании своего кумира они дружно спели «Хоп Хей Лала-Лей», хором звали: «Лёня, Лёня». По рядам начала витать фраза «Ну Леонид Николаевич! Ну выходите!»

    Башкирский курай на разогреве и билеты за полмиллиона: Агутин «поднял» стадион в Казани

    «Лёня» вышел в 20.30 (к слову, задержался всего на полчаса от заявленного, что считается даже не в пределах нормы, а «рановато»), был прощен и реабилитирован, завладев публикой на два предстоящих часа.

    Башкирский курай на разогреве и билеты за полмиллиона: Агутин «поднял» стадион в Казани

    Зрителей сложно отнести к какой-то конкретной возрастной категории. Тут были и зрелые дамы с не менее зрелыми кавалерами, и молодежь (как это нынче считается по классификации ВОЗ) в возрасте от 18 до 44 лет, и юные зрители, которые пришли с молодыми родителями. А на танцполе был замечен самый маленький ценитель искусства – возрастом чуть больше года, хлопал в ладоши и танцевал, кажется, больше всех, но быстро утомился и продолжил прослушивание уже в коляске.

    Агутин спел большинство своих знаковых песен. Стадион пел вместе с ним, временами заглушая не только самого исполнителя, но и звуки мощной аппаратуры. «Где-то между небом и морем», «Аэропорты», «Остров», «Плакать несерьезно», «Я буду всегда с тобой» и другие. После «Голоса высокой травы» Агутин признался: «Ребята, категорически хорошо!»

    Вместе с Агутиным в этот вечер на стадионном концерте выступили филармонический джаз-оркестр РТ под управлением Сергея Васильева и сводный детский хор, который составили юные исполнители из Альметьевска, Самары и Тюмени.

    Почти прощаясь со зрителями, исполнитель по традиции сделал комплимент принимающему городу: «Замечательная, прекрасная, с каждым годом всё красивее – Казань». Завершающей стала «На сиреневой луне», после чего Агутин пожелал всем мира, добра и благополучия. «Давайте встречаться чаще, чем один раз в жизни», – сказал он, возможно, имея в виду свой довольно скорый приезд в Казань – его участие ожидается на фестивале «Новая волна», который пройдет в столице Татарстана с 21 по 26 августа.

    P.S. Выезд из района «Ак Барс Арены» оказался более проблематичным, чем въезд. Сказалось то, что почти одномоментно здание начали покидать те самые 30 тысяч зрителей. Но паника, давка, выяснения отношений замечены не были. Из-за большого потока людей выезд с парковки у тех, кто приехал на машине, занял минут 20-30. А вот вызвать такси при таком количестве желающих было делом непростым. Некоторые зрители отправились по домам пешком, так как иной общественный транспорт кроме такси в городе после 11 вечера просто не ходит.

     

  • Дом в центре Казани в Казани признан объектом культурного наследия

    Дом в центре Казани в Казани признан объектом культурного наследия

    Реестр объектов культурного наследия пополнил Дом купца Сибирякова в Казани. Об этом сообщает Комитет РТ по охране объектов культурного наследия.

    Особняк на современной улице Татарстан был построен в конце XIX века для купца Мухамедгали Сибирякова и относится к образцам городской усадьбы того периода.

    В главном здании располагался доходный дом, возведенный в стиле кирпичной эклектики. Его главный фасад обращен на улицу Татарстан. Для него характерна асимметрия — к ней привело расположение проездной арки с фронтоном.

    В начале 1900-х годов купец заложил здание в Государственном банке. В итоге в 1904 году оно перешло в собственность казанского отделения, а спустя год было продано Мусульманскому благотворительному обществу Казани.

    Ранее еще один купеческий особняк получил статус объекта культурного наследия. Памятник культуры находится в Чистополе.

  • На Державинскую премию в 2025 году претендуют девять авторов

    На Державинскую премию в 2025 году претендуют девять авторов

    Республиканскую премию имени Гавриила Державина по традиции вручат 14 июля в Лаишеве, на родине выдающегося поэта и первого министра юстиции Российской империи в 282-ю годовщину со дня его рождения.

    премия Державина

    В преддверии этого события в Культурном центре имени А.С.Пушкина в Казани прошло обсуждение творческих работ, представленных в 2025 году на соискание Державинской премии. Напомним, что особенность премии в том, что она поочередно вручается литераторам и юристам за особые заслуги, соответственно, в области литературы и права. Так в прошлом году обладателем 200 тысяч рублей призовых стал доктор юридических наук Ильдар Бегишев. Поэтому нынче победителя выберут из числа представителей литературного цеха.

    В этом году на Державинскую премию претендуют девять авторов – четыре прозаика и пять поэтов, причем некоторые из них уже не впервые.

    Обсуждение  с участием самих соискателей и экспертов прошло в конструктивной атмосфере. Каждый из претендентов рассказал о своем творческом пути и представил произведение, выдвинутое на премию. Отметим, что три из них написаны в жанре исторической прозы. Внушительнее других (по крайней мере внешне) выглядит трилогия Евгения Сухова «Скитания чудотворной», увидевшая свет в московском издательстве «Наука». Хотя никто не ставит вопрос так: насколько научна версия автора, который далеко не первым обратился к судьбе Казанской иконы Божией Матери. Ранее Сухов немало преуспел в написании так называемых воровских романов, в жанре исторического детектива  изложены и трехтомные «Скитания чудотворной». «Думаю, я раскрыл некоторые тайны, которые неизвестны широкому читателю», – отметил автор, подключившись к обсуждению онлайн.

    Среди нынешних претендентов и молодая поэтесса из Альметьевска Екатерина Аничкина. На соискание Державинской премии выдвинута ее книга стихов для детей «Кролик на луне». В ходе обсуждения она затронула тему дефицита детской литературы в республике. По ее словам, в Татарстане почти не осталось авторов, пишущих для детей.

    Еще один соискатель – казанский поэт, эссеист и, кстати, юрист по образованию Эдуард Учаров. Его книга прозы «Каменев идет умирать» ранее уже выдвигалась на Державинскую премию, но осталась без награды. В своей фантасмагории автор выдвигает версию последнего дня жизни первого русского романтика, казанского поэта Гавриила Каменева: почему он пошел умирать, да так и не умер на кладбище Кизического монастыря…

    «Определить лучшее произведения литературы – задача непростая. Тем не менее, эксперты совместно анализируют вклад каждого автора, оценивая их книги с точки  зрения новизны, идей и актуальности», — отметил представитель Министерства культуры РТ Айрат Файзрахманов.

    В этом году на Державинскую премию также выдвинуты писатели Дмитрий Сивков за роман «Дубровский. Дело князя Верейского», Людмила Уфимцева (книга «Писатель Геннадий Паушкин»), поэтессы Галина Булатова, Светлана Мингазова, Вера Хамидуллина и Рауза Хузахметова.

    Лауреат этого года определится тайным голосованием на заседании Комитета по Республиканской премии имени Г.Р.Державина, который возглавляет вице-премьер Лейла Фазлеева. Торжественная церемония награждения  пройдет 14 июля в городе Лаишеве возле памятника Державину в рамках праздничного концерта.

  • От Церетели до стажеров: в «Хазинэ» открылась новая выставка

    От Церетели до стажеров: в «Хазинэ» открылась новая выставка

    В Казани сегодня открылась выставка, привезенная из Российской академии художеств. Центральное место в экспозиции занимают работы Зураба Церетели.

    Экспозиция в галерее «Хазинэ»

    Выставочный проект Российской академии художеств «Искусство графической серии и иллюстрации» посвящен классическим техникам печатной графики (гравюра, офорт, литография и др.), а также представляет лучшие образцы того, как они могут быть переосмыслены в современных условиях. Экспозиция в галерее «Хазинэ» занимает пять выставочных залов и включает около 250 произведений более чем 30 художников – от стажеров до академиков РАХ.

    Почетное место на выставке в «Хазинэ» занимают произведения недавно ушедшего из жизни Зураба Церетели, почти тридцать лет стоявшего у руля Академии художеств. Это пять работ из серии «Аргонавты» в технике шелкографии. Древнегреческий миф об аргонавтах – одна из ключевых тем многогранного творчества художника, которую он обыгрывает в разных жанрах: живописи, графике, скульптуре, эмалях. Так, пожалуй, самый известный арт-объект Музея современного искусства Зураба Церетели в Тбилиси – 23-метровый монумент «Аргонавты».

    Также на выставке представлена графика других известных мастеров. Среди них – Борис Мессерер, Дмитрий Санджиев и Борис Бельский, а также  идейный вдохновитель и куратор проекта – академик РАХ Александр Трошин.

    Экспозиция в галерее «Хазинэ»

    Тематика работ – самая разная. Их объединяет то, что все они собраны в графические серии, выполненные в одной технике или связанные одним сюжетом. От серии «Детство поэта», посвященной Пушкину,  до серии «Аллеи» (более 40 листов), где изображен один и тот же пейзаж, но в разных видах офорта и в разных состояниях природы.

    Благодаря соседству работ признанных мастеров и молодых авторов выставка приглашает зрителей к рефлексии о вершинах и современных тенденциях в отечественном изобразительном искусстве.

    Выставка будет работать до 17 августа.

  • ФСК Регион поддержит джазовый фестиваль в Кремле

    ФСК Регион поддержит джазовый фестиваль в Кремле

    С 3 июля по 14 августа в Казани проходит XIX Всероссийский фестиваль импровизационной музыки «JAZZ в Кремле с Ольгой Скепнер». Девелоперская компания ФСК Регион, входящая в структуру ГК ФСК, впервые выступает генеральным партнером мероприятия и предлагает участникам изысканную программу с фотозоной и авторскими напитками.

    Тематическая зона ФСК Регион во дворе Присутственных мест Казанского Кремля предстанет перед гостями в виде музыкальной пластинки, украшенной живыми цветами и золотым изображением клубного дома «Фриссон» – концептуального проекта, вдохновленного музыкой.

    ФСК Регион поддержит джазовый фестиваль в Кремле

    Посетителей встретит бармен от ФСК Регион во фраке и цилиндре. Гости смогут насладиться серией лимитированных лимонадов, названных разными музыкальными жанрами в честь корпусов клубного дома.

    «Казань – прекрасный город с богатым музыкальным наследием. Поэтому мы решили продолжить знакомство с ним и его жителями через то, что сближает и объединяет, с помощью понятного всем языка – музыкального. Именно эта страсть вдохновила ФСК Регион на создание единственного в своем роде клубного дома “Фриссон” на Даурской. Каждый корпус – “Джаз”, “Блюз” и “Фьюжн” посвящен разным жанрам, которые нашли отражение не только в дизайнерском оформлении лобби, собственном дзен-саде и благоустройстве детских площадок, но и особенной атмосфере проекта в целом», — отметила директор департамента маркетинга и PR ФСК Регион Ольга Воинова.

    Частью развлекательной программы станут розыгрыши призов, которые пройдут во время антрактов. Для участия пришедшим на фестиваль необходимо будет воспользоваться уникальным qr-кодом, размещенным на стаканах с летними напитками.

    ФСК Регион, созданная в апреле 2022 года, входит в Группу компаний ФСК. Основное направление – строительство жилой недвижимости и проекты апартаментно-гостиничного типа с повышенным уровнем комфорта в регионах.

    Экспертиза ФСК Регион охватывает весь жизненный цикл застройки: от проектирования до реализации, с учетом особенностей регионов и в целях их развития.

    Реклама: ООО «СЗ КСТ»  ИНН 1686021300

    ERID 2VtzqxGds4j