Рубрика: Культура

Культура и искусство Республики Татарстан, новости культуры и искусства, театры Казани, музеи, выставки, детское и народное творчество, кино Казани. Фестивали и Опен Эйры.

  • Книжный интеллект в эпоху искусственного

    Книжный интеллект в эпоху искусственного

    К десятилетию всероссийского конкурса «Самый читающий регион», победителем которого в 2023 году стал Татарстан, Российский книжный союз (РКС) организует фестиваль-форум «Литературный флагман», позиционируя его как «выставку достижений в продвижении литературы, книги и чтения». Масштабное мероприятие ориентировано прежде всего на профессиональное сообщество, но, думается, зайдет оно и широкой аудитории. В программе панельные дискуссии и круглые столы, презентации и творческие встречи, лаборатории и мастер-классы, лекции и питчинг-сессии, а также полноценная образовательная программа.

    Фестиваль-форум пройдет в столице Татарстана при поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ, Президентского фонда культурных инициатив, Министерства культуры РТ и Республиканского агентства по печати и массовым коммуникациям «Татмедиа».

    БЕЗ ЦИФРОВИЗАЦИИ НИКУДА

    Площадкой деловой программы форума станет Казанское художественное училище имени Н.И. Фешина. А откроет ее панельная дискуссия, посвященная 10-летию конкурса «Самый читающий регион». Победители и призеры творческого состязания поделятся лучшими практиками по популяризации книжной культуры и развитию отраслевой инфраструктуры. И это станет прологом к обсуждению глобальных трендов, касающихся в том числе дальнейшей цифровизации книжной сферы – от создания интернет-энциклопедий на языках малых народов до использования возможностей искусственного интеллекта. Одна из панельных дискуссий так и называется «Книжный интеллект в окружении искусственного», а в числе ее участников заявлены ректор Литинститута им. А.М. Горького, писатель Алексей Варламов, директор издательства «Эксмо» Евгений Капьев и другие эксперты (спойлер: искусственный интеллект пока не дорос до книжного).

    Хотим мы того или нет, но цифровое будущее уже наступило, а вместе с этим меняются требования и к специалистам книжной сферы. Как помочь им быстро и правильно изменить свою образовательную траекторию, охватив весь спектр компетенций, в том числе цифровых? В этом контексте пойдет разговор, в частности, о создании в Университете  Иннополис «Цифровой кафедры» для книжной отрасли.

    ПОЧЕМ НЫНЧЕ КОРНЕЙ ЧУКОВСКИЙ

    Что будут ставить на книжную полку в 2050 году, и какие форматы чтения появятся к этому времени? Помогают ли социальные сети в продвижении чтения и литературы или заменяют их? Спорить, обсуждать и выстраивать гипотезы на этот счет будут победители и лауреаты конкурса молодежных проектов «Книга будущего», который совместно с РКС проводит Московский политехнический университет. Глобальная цель конкурса – вернуть России статус самой читающей страны в мире.

    А каково это быть детской книгой в цифровом мире? По данным Книжной палаты, в 2023 году самым издаваемым автором для детей стал Корней Чуковский, чьи книжки вышли суммарным тиражом более одного миллиона экземпляров. В числе лидеров также Александр Пушкин и Эдуард Успенский, Агния Барто и Астрид Линдгрен, Николай Носов и Самуил Маршак. Но есть нюансы. За последние пять лет среднестатистическая цена детской книги выросла почти на 50 процентов, да и статистика семейного чтения не впечатляет. Согласно исследованию аналитического центра НАФИ (Национальное агентство финансовых исследований), почти в каждой третьей российской семье редко читают детям книги, а 5 процентов родителей вообще этого не делают. Обо всем этом в рамках круглого стола «Детская книга в цифровом мире» будут говорить эксперты, представители Национальной родительской ассоциации и Республиканской детской библиотеки Татарстана.

    ПРОКАЧАЮТ КОМПЕТЕНЦИИ

    Первый фест-форум «Литературный флагман России» – это не только встречи и разговоры. Для профессионалов подготовлена обширная образовательная программа, в том числе двухдневный интенсив «Креативные индустрии: перезагрузка книжной отрасли», включающий лекции и работу в группах с участием экспертов федерального уровня. По результатам «мозгового штурма» будет представлена дорожная карта развития книжной индустрии Татарстана. Интенсив будет проходить в КХУ им. Н.И. Фешина, на базе которого год назад открылась первая в Татарстане школа креативных индустрий.

    Запланированы образовательные мероприятия и на площадке Казанского федерального университета. Среди них лаборатория «Интерактивное кино своими руками» с прокачкой креативных способностей по написанию сценария, мастер-классом по режиссерскому мастерству и питчингом лучших фильмов.

    Не менее масштабна и программа культурно-просветительского блока. Например, семьи с детьми смогут принять участие в литературных викторинах и конкурсах. На различных площадках Казани пройдет более 40 презентаций книг и творческих встреч с известными авторами (Алексей Варламов, Ася Володина, Слава Грис, Антонина Крейн, Сергей Чекмаев и др.). На слуху сегодня и современная азиатская культура: культовые японские аниме и манга, корейские вебтуны и дорамы. Чем они завораживают?  Этой теме будет посвящена дискуссия «Тренд на Азию».

    ЦЕННОСТИ ВАЖНЕЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ЭФФЕКТА

    Деловая программа фестиваля-форума завершится пленарной сессией «Книжная индустрия нового времени: вызовы, экономика, будущее». Одним из ее модераторов выступит основатель центра развития креативных индустрий «Креативный путь», член правления и председатель комитета Российского книжного союза по региональному развитию Елена Гребенева.

    – У предстоящего фест-форума сверхнасыщенная программа. А как можно сформулировать его основной смысловой посыл? – поинтересовалась корреспондент «РТ» у московского эксперта.

    – Наша страна – литературоцентричная, у большинства из нас, россиян, литература в культурном коде. Мы знаем, как в периоды глобальных изменений именно книга выступала фундаментом, помогая человеку сохранить устойчивость или обрести новую опору. И сегодня российская книжная индустрия проживает период трансформации, связанный не только с цифровыми технологиями и новыми сценариями потребления контента, но и с определением своей роли как участника глобальных изменений, затрагивающих весь мир. Смыслы и ценности становятся гораздо важнее, чем экономические эффекты. Книжная отрасль должна понимать эту ответственность и обращать внимание на те смыслы, какие она транслирует обществу.

    А если говорить про экономику, книжная отрасль – одна из важнейших креативных индустрий (КИ). Помимо того, что она объединяет специалистов разных направлений, использует инструменты КИ в процессе создания и продвижения продукта, она дает стимул рождению новых индустрий на стыке разных видов творчества: кино, анимация, театр, музыка и даже компьютерные игры. Уже есть примеры, как это может работать, и наша задача – кратно увеличить количество таких проектов.

    Основная идея события – представить книжную индустрию как значимую часть креативной экономики страны, а также напомнить о той ценности, которую несут книги.

    – Какие ожидания связывают с этим событием организаторы и в чем его практическая польза конкретно для Татарстана?

    – Ключевая задача фестиваля-форума – обеспечить возможности для межотраслевого взаимодействия, обмена мнениями, успешными практиками и инструментами, на конкретных примерах показать тесную взаимосвязь книгоиздательской отрасли с другими креативными индустриями, сплотить и вдохновить участников мероприятия. Залить новое качественное топливо в текущий книгоиздательский процесс.

    Программа включает специализированные мероприятия, несущие в себе практическую пользу для всех участников, в том числе из Казани и других городов республики. Например, наша команда (АНО «Креативный путь») организует двухдневный образовательный интенсив, где участники погрузятся в актуальную повестку книжной отрасли и креативных индустрий, познакомятся с трендами и моделями коллаборации творческих секторов экономики и совместно с федеральными экспертами сформулируют основные положения будущей дорожной карты развития книгоиздательской отрасли Республики Татарстан.

    –  О чем еще вы считаете важным упомянуть в связи с предстоящим форумом?

    – В эпоху супер-партнерств и коллабораций важно создавать подобные площадки, и не только федеральные, но и региональные. Они делают возможной открытую коммуникацию всех заинтересованных участников, создают условия для «переопыления», стимулируют новые договоренности. Меня радует, что таких событий становится все больше, регионы активно вовлекаются в повестку креативных индустрий, органы власти поддерживают инициативы творческих сообществ и стремятся создать условия для их развития.

  • На KazanForum представили проект «Muslim friendly»

    На KazanForum в столице Татарстана был представлен проект “Muslim friendly”, направленный на создание комфортных условий для мусульман. В рамках этого проекта организациям в Татарстане и других регионах России будут выдавать сертификаты соответствия стандартам “Muslim friendly”.

    Председатель комитета по стандарту халяль Духовного управления мусульман РТ, Аббяс хазрат Шляпошников, сообщил о начале работы по выдаче таких сертификатов организациям, включая больницы, места размещения и отдыха.

    Он основан на анализе практик других стран, таких как Турция, Египет и Малайзия, и адаптирован под местные условия. Роскачество также проявило интерес к сертификации по стандарту “Muslim friendly” и планирует распространить его на всю Россию.

    Организации, желающие создавать комфортные условия для мусульман, смогут получить сертификат соответствия стандартам “Muslim friendly”.

    Этот проект поддерживают муфтии из различных регионов, так как он способствует улучшению условий для мусульман и развитию туризма между исламскими государствами и Россией.

    Ранее «РТ» писала, что на KazanForum заявили о выпуске цифрового сукука.

  • Жители Казани смогут увидеть световое шоу на стенах Казанского Кремля

    В течение трех дней подряд, с 17 по 19 мая, жители и гости Казани смогут насладиться уникальным световым шоу на стенах Казанского Кремля.

    Жители Казани смогут увидеть световое шоу на стенах К
    Мероприятие будет посвящено историческим событиям и культурному наследию столицы Татарстана. Организатором шоу выступает пресс-служба музея-заповедника.

    Световое представление приурочено к проведению XV Международного экономического форума “Россия — Исламский мир: KazanForum”. В этом году шоу будет дополнено новыми визуальными эффектами, а также обновлено музыкальное сопровождение.

    Проекционное шоу будет доступно для просмотра на участке стены от Спасской до Тайницкой башни.

  • «Минбар» вернулся, но праздник ушел

    «Минбар» вернулся, но праздник ушел

    Об этом сообщается на официальном сайте КМФМК, и там же подчеркивается, что «Алтын минбар» –  это «исконное», «брендовое» название фестиваля мусульманского кино. Но объективности ради позволим себе напомнить, что двадцать лет назад он назывался несколько иначе и раскрученным кинематографическим брендом стал под именем «Золотой минбар».

    СНОВА С ЧИСТОГО ЛИСТА?

    Почему невозможно вернуть кинофестивалю действительно исконное название, не является тайной за семью печатями. Это давняя и по-своему грустная история, и мы к ней еще вернемся. Так в чем же смысл объявленного ребрендинга фестиваля мусульманского кино? Если  внимательно вчитаться в обновленный регламент, то получается, что формально такого фестиваля больше не существует. Во всяком случае, на официальном логотипе кинофорума вы уже не найдете привычного словосочетания «мусульманское кино», теперь его полное название: Казанский международный кинофестиваль «Алтын минбар». О том, что проект дрейфует в сторону большей, чем раньше, светскости, говорят и другие формулировки, в том числе касающиеся требований к конкурсным фильмам. Похоже, нет больше табу даже на откровенные сцены, вокруг чего в свое время было сломано немало копий. От мусульманской составляющей осталось только слово «минбар», означающее возвышение в мечети, с которого произносится проповедь.

    С другой стороны, может и преждевременно паниковать, что фестиваль мусульманского кино почил в бозе. «Алтын минбар» многое наследует от него и помимо хронологии. Скажем, в числе его учредителей по-прежнему значится Совет муфтиев России, хотя трудно не заменить, что в последнее время президент КМФМК муфтий шейх Равиль Гайнутдин слегка дистанцируется от своего же детища. Кроме этого, неизменным остается девиз фестиваля («Через диалог культур к культуре диалога»), а также место и время его проведения. Тем не менее, это не делает более убедительными попытки закольцевать двадцатилетнюю историю кинофестиваля «брендовым» названием, которое пока мало о чем говорит кинематографическому миру. Для тех, кто помнит, как все начиналось, эта история вполне самодостаточна и по-своему остросюжетна, как и подобает хорошему кино.

    ПО ЛЕЗВИЮ БРИТВЫ

    Отцами-основателями «Золотого минбара» были москвичи, о чем сегодня в Казани не очень любят вспоминать. Там же, в Москве находилась и дирекция фестиваля мусульманского кино. Предполагалось, что он будет кочующим по разным регионам, отправной же точкой стала столица Татарстана, по счастливому совпадению праздновавшая в 2005 году свое тысячелетие. А после первого фестиваля организаторы сошлись на том, что лучшего места для «Минбара» просто не найти.

    Все было с чистого листа и без лишних церемоний. Красную дорожку в 2005-м расстелили перед ДК химиков, а под пресс-центр приспособили пришвартованный в речном порту теплоход. Первым обладателем мусульманского «Оскара» стал кинорежиссер Владимир Хотиненко, чей фильм «Мусульманин», снятый за десять лет до этого, в конкурсе, естественно, не участвовал, но идеально вписывался в концепт фестиваля: создать средствами кинематографа объективное представление в российском и мировом сообществе об исламе и мусульманах.

    Напомним, что после взрыва башен-«близнецов» в Нью-Йорке минуло всего четыре года, и тот месседж, который посылал «Золотой минбар» миру, напуганному исламским фундаментализмом, как бы то ни было  содержал в себе определенный вызов. Но организаторы прошли по лезвию бритвы, и идея фестиваля многим зашла.

    Повезло «Минбару» и с командой отборщиков. Поначалу ее возглавлял член Европейской киноакадемии, авторитетный немецкий киновед Ханс-Иохим Шлегель (ныне уже покойный). Думается, многим врезалась в память его сакраментальная фраза: «Никто не будет пить татарскую колу. Кому нужны татарские фильмы под Голливуд?».

    Парадокс был в том, что фестиваль получил прописку в месте, где не было ни киностудии, ни киношколы, и те, кто хотел снимать кино, здесь не задерживались. Однако с появлением «Минбара» у кинематографистов, особенно молодых, в хорошем смысле взыграли амбиции. Фестиваль давал им мощную подпитку и в профессиональном плане. Кроме того, появилась особая фестивальная публика, которая не скрывала свои приоритеты и буквально штурмовала кинозалы, где показывали татарстанские фильмы. И для многих это стало даже большим стимулом, чем фестивальные награды.

    КИНОЗВЕЗДЫ, СКАНДАЛЫ, РАЗВОД

    Московская дирекция отвечала не только за идеологию кинофорума, но и за приглашение звездных гостей. Их появление на красной дорожке – это отдельный драйв, который в разные годы подарили казанцам Катрин Денев, Орнелла Мути, Марк Дакаскос, Эдриан Броуди и другие кинозвезды мировой величины. А что касается топовых российских деятелей кино, то проще назвать, кто из них не был замечен на красной дорожке «Золотого минбара».

    Один мой знакомый взахлеб рассказывал, как встретил в Казанском Кремле актера Армана Ассанте, исполнителя роли Одиссея в одноименном голливудском мини-сериале. А тот, в свою очередь, не меньше был потрясен, что его узнают на казанских улицах. Трудно забыть и проникновенный спич гостьи из Франции Изабель Аджани. Ей, дочери немки и алжирца, выросшей в эмигрантском квартале Парижа, не надо было объяснять, что такое диалог культур и почему он так важен.

    Конечно, случались и скандалы. Какой же кинофестиваль без них! Помнится, неприятный инцидент произошел после показа фильма израильтянина Дрора Захави  о любви молодого палестинца и еврейской девушки. Прямо в кинозале разгорелась бурная дискуссия, которая едва не закончилась потасовкой. Собственно, фильм тут был ни при чем. Но у некоторых гостей из мусульманских стран вызвал протест сам факт включения в конкурс израильской ленты.

    Негативный резонанс вызвало и присуждение приза за лучшую женскую роль немецкой актрисе турецкого происхождения Сибель Кекилли. Вроде как на заре своей кинокарьеры она снималась в так называемых фильмах для взрослых. Вот это и не понравилось части мусульманской общественности. К слову, уже после этого Сибель Кекилли успешно снялась в культовом сериале «Игра престолов».

    На шестом году существования «Золотого минбара» черная кошка пробежала и между партнерами кинофестиваля – московской и казанской дирекциями. Причиной разногласий стали чисто организационные проблемы, и в 2010-м республиканский Минкульт решил полностью взять на себя дальнейшее руководство и организацию кинофорума. Тогда же пришлось распрощаться с его прежним названием, поскольку все права на бренд «Золотой минбар» принадлежали бывшим московским партнерам.

    ПОСТСКРИПТУМ

    В завершение этого беглого экскурса хотелось бы подчеркнуть, что Казанский кинофестиваль очень многим открыл глаза на то, что феномен мусульманского кино существует, и интерес к нему сегодня растет во всем мире. Вместе с этим сам КМФМК несколько подрастерял свой шарм «восточных Канн». Конечно, тому есть объективные причины, но главное, о чем ностальгирует сегодня казанская фестивальная публика, не связано с политикой. Бог с ними, звездами Голливуда… Что-то поменялось в самой атмосфере фестиваля. Куда-то ушли праздничная легкость, открытость, авантюрность, наконец. Над пестрым и шумным праздником кино возобладал  жесткий и бездушный «протокол» с подписанием бесчисленных соглашений о намерениях. Осталось только отменить красную звездную дорожку, которая давно уже смотрится уныло и чужеродно. Либо, наоборот, с возвращения людям праздника может и стоит начать перезагрузку Казанского кинофестиваля.

  • В Казани пройдет показ фильма «Около войны» о татарстанских волонтерах СВО

    В Казани пройдет премьерный показ документального фильма “Около войны”, рассказывающего о работе татарстанских волонтеров в зоне специальной военной операции (СВО). Фильм расскажет о поездке волонтеров АНБО “Ценим Жизнь” в ноябре 2023 года под руководством санитарного инструктора и руководителя АНБО “Ценим Жизнь” с позывным “Счастливчик”.

    Особое внимание уделено доставке стоматологического оборудования на передовой госпиталь, где трудятся татарстанские медики. Это первый случай, когда такое оборудование было доставлено в красную зону.

    Жительницы Арска посетили расположение батальона “Алга” и исполнили песни на татарском языке. Показ фильма организуют АНБО “Ценим Жизнь” и автор фильма Артем Семенов. Просмотр состоится в ДК “Химиков” 12 мая в 18:00.

  • Арнольд – сын Ивана: в Казани открылась выставка о знаменитой семье Бренингов

    Арнольд – сын Ивана: в Казани открылась выставка о знаменитой семье Бренингов

    Это первая экспозиция  музейного проекта, посвященного Году семьи, и семья Бренингов была выбрана для открытия проекта неслучайно. В XIX веке ее глава основал самую известную в Казани аптеку, которая по сей день работает на пересечении улиц Университетской и Баумана. 

    Сказали, что похож на татарина

    О том, какую роль в истории Казани сыграла семья поволжских немцев, корреспонденту «РТ» рассказала сотрудница ГМИИ РТ Ирина Нейдерова.

    – В Казани Бренинги появились в середине XIX века: 17-летний Иоганн Бренинг приехал сюда из-под Саратова, где жила его семья, как говорится, гол как сокол. Кто-то сказал  будущему аптекарю, что он похож на татарина, и он решил попытать счастья в Казани. У него было хорошее образования, фармацевтические знания, и по приезде он устроился младшим провизором в аптеку Фердинанда Грахе.

    На пароходе по пути в Казань он познакомился с богатым фабрикантом. При его финансовой поддержке, получив необходимые навыки для открытия своего дела, Иоганн приобрел двухэтажный дом на Большой Проломной, где в 1867 году открыл собственную аптеку. В течение 20 лет Иоганн отдал все долги своему благодетелю.

    После смерти Иоганна Бренинга, которого в Казани называли Иваном Ивановичем, аптека перешла по наследству к его жене Иоганне (Анне), затем – к сыну Арнольду. Мать попросила сына не бросать дело отца и Арнольд, закончивший с золотой медалью химический факультет Казанского университета, хотя и мечтал заниматься наукой, стал образцовым заведующим аптекой.

    Арнольд – сын Ивана: в Казани открылась выставка о знаменитой семье Бренингов

    У Арнольда Ивановича был девиз: ни один клиент не должен уйти из аптеки без  нужного лекарства. Поэтому аптечные подвалы-хранилища ломились от разнообразных пилюль, мазей и микстур, были у Бренингов и свои аптекарские огороды для выращивания лекарственных растений.

    Чтобы общаться с посетителями аптеки, которые плохо понимали по-русски, Арнольд Бренинг выучил татарский язык.  Арнольд поставил дело  так, что в процветании аптеки были заинтересованы все ее работники аптеки – каждый был пайщиком, получавшим процент от дохода.

    В 1916 году по итогам городского конкурса Старопроломная аптека, как ее тогда называли, была признана лучшей в Казани: за день здесь обслужили 251 посетителя.

    Была ваша, стала наша

    Когда после революции 1917 года аптеку Бренингов решили национализировать, у  Арнольда Ивановича потребовали выдать накопленные капиталы. В сейфе оказалось всего 83 рубля, зато запасов лекарств в подвалах, сделанных рачительным хозяином аптеки,  Казани хватило на три года!

    – Аптеку национализировали в 1918 году и Арнольд Иванович вместе с женой Ольгой уехали из Казани. Сначала Бренинг попал в Белую Армию, где заведовал аптечным вагоном, потом этот аптечный вагон перешел к Красной Армии, и он работал там, – продолжает Нейдерова. – Через какое-то время Бренинги вернулись в Казань, Арнольд Иванович служил какое-то время в «Татаптекоуправлении». Но однажды его обвинили в том, что он закупает для казанцев яд. Дело в том, что он закупал лекарства от малярии, которая в то время была распространена в Казани, и они содержали небольшую дозу ядовитого вещества. Потом Бренинга полностью оправдали, но лекарствами он больше не занимался.

    Однако без работы Арнольд Иванович не мог, так как ему нужно было кормить семью: у них с женой было трое детей. Кстати, из двух сыновей Ивана Бренинга только Арнольд стал продолжателем рода. У его брата Артура детей не было.

    Арнольд – сын Ивана: в Казани открылась выставка о знаменитой семье Бренингов

    Чтобы заработать на жизнь, Арнольд поступил на службу в Каргопольские казармы, служил картографом, переводчиком. А в свободное от работы время фотографировал. Фотография всю жизнь была его увлечением, и благодаря его снимкам мы сегодня можем увидеть Казань начала XX века. Очень много Арнольд Иванович фотографировал и свою семью. В музее хранится девять альбомов с его фотографиями. А еще он играл на фортепиано.

    Любовь к музыке Арнольд Бренинг привил и своим детям, все они стали музыкантами. Сын Рудольф играл на скрипке, Арнольд стал талантливым композитором,  Ольга закончила два отделения Казанской консерватории: вокальное и фортепианное. А еще все трое очень хорошо рисовали, их детские рисунки тоже хранятся в музее.

    Арнольд – сын Ивана: в Казани открылась выставка о знаменитой семье Бренингов

    Без вины виноватый

    В 1937 году Арнольда Бренинга арестовали и расстреляли «за пропаганду фашизма». Поводом стала найденная у него фотография военнопленных австрийцев, сделанная в 1917 году.

    Сегодня уже нет в живых и детей Арнольда Ивановича. Но в Казани до сих пор живет его внучка  Татьяна Арнольдовна – дочь сына Арнольда (из трех детей Бренинга продолжателем рода стал только он, у Рудольфа и Ольги детей не было).

    – После национализации аптеки Бренингам оставили четыре комнаты на втором этаже. В 2010 году, после смерти Рудольфа Арнольдовича, последнего из трех детей Арнольда Ивановича, квартира перешла Татьяне Арнольдовне. Впоследствии старинное здание здание с аптекой и этой квартирой выкупило и отреставрировало ОАО «Татхимфармпрепараты», – завершила историю семьи и аптеки Бренингов моя экскурсовод.

    На выставке в Галерее современного искусства представлены старинная мебель из квартиры Бренингов, посуда, аптекарские принадлежности, рисунки, и, конечно же, фотографии.

    Арнольд – сын Ивана: в Казани открылась выставка о знаменитой семье Бренингов

    По словам Ирины Нейдеровой, ценных экспонатов, связанных с историей этой замечательной семьи, в хранилищах много и в Казани можно было бы, к примеру, открыть Музей аптекарского дела, но, к сожалению, помещения для него пока не нашлось.

    Выставка «Семейный альбом. Бренинги» бесплатная, она продлится до 29 мая.

  • «Волга-Волга» записала песню к 100-летию Булата Окуджавы

    ВИА «Волга-Волга» записала песню в честь 100-летия Булата Окуджавы. Премьера песни «Песня Кота Базилио и Лисы Алисы» из фильма «Приключения Буратино» состоялась 9 мая.

    «Нам показалось, что новая песня — это еще более близкая история, чем „Песенка Пьеро“. Мы ее сделали очень по-волжски. Мне кажется, аудитории будет интересно услышать наше прочтение», — рассказал худрук и солист группы Антон Салакаев.

    ВИА также планирует снять клип на эту песню. Релиз выложен на всех музыкальных платформах.

    Ранее «РТ» сообщала, что Раис Татарстана Рустам Минниханов на двух языках поздравил татарстанцев с Днем Победы. Также Минниханов разместил на аватарке канала фотографию дяди, таким образом присоединившись к акции «Бессмертный полк».

  • Библиотекари пакуют чемоданы

    Библиотекари пакуют чемоданы

    МНОГОПОЛЯРНОСТЬ КАК СОСТОЯНИЕ ДУШИ

    Столь представительному форуму, напомним, предшествовало признание Казани библиотечной столицы России 2024 года по итогам конкурса, который ежегодно проводит  Российская библиотечная ассоциация (РБА). Библиотечная столица – это переходящий статус, и Казань приняла эстафету у Мурманска, где состоялся предыдущий конгресс. Традиционно он проходит в преддверии Общероссийского дня библиотек (27 мая) и является ключевым событием года в библиотечной сфере.

    Казанский форум стартует 19 мая и станет рекордным по количеству участников за все время проведения библиотечных конгрессов (с 1996 года). В столицу Татарстана съедутся около 1500 специалистов со всей России, а также гости из дальнего и ближнего зарубежья, в том числе Беларуси, Индии, Ирана, Китая, Кубы и Сербии.

    В этом году ключевая тема конгресса формулируется так: «Библиотека в многополярном мире». Комментируя это, директор Национальной библиотеки Татарстана Мадина Тимерзянова отметила: «Для такой республики, как наша, где веками проживают люди разных национальностей и конфессий, многополярность – абсолютно органичное состояние жизни и души. Татарстан давно существует в этом многополярном измерении, и каждая библиотека в своей работе учитывает национальную и культурную идентичность той территории, на которой находится. Вместе с этим мы живем как бы внутри книг, и это то, что мощно нас объединяет не только с общероссийским, но и мировым библиотечным сообществом».


    Площадками Всероссийского библиотечного конгресса в Казани станут ГТРК «Корстон» (здесь пройдут церемонии открытия и закрытия), Национальная библиотека РТ, «ИТ-парк», ЦСК «Смена», городские библиотеки, вузы, музеи и другие учреждения культуры и образования


    Участниками конгресса заявлено более 600 докладов, которые будут представлены на двух пленарных заседаниях и почти 40 секциях, тематически охватывающих все аспекты работы библиотек. В рамках форума пройдут обучающие семинары (например, Школа библиотечного блогера), выездная лаборатория «Изучаем чтение» и другие мероприятия, которые позволят специалистам не только представить свои лучшие практики и обменяться опытом, но и приобрести новые профессиональные навыки. Кроме этого, Новокырлайская модельная сельская библиотека и Новокинерская сельская библиотека им. Т. Миннуллина примут участников выездного профессионального тура.

    Организаторы подчеркивают, что предстоящий форум ориентирован на широкую аудиторию, а не только на специалистов. Например, работа конгресса будет сопровождаться четырехдневной книжной ярмаркой, на которой свои новинки представят ведущие издательства страны, а также состоятся творческие встречи с известными писателями (Алексей Иванов, Дмитрий Бак, Сергей Переслегин и др.).

    МОДА НА ЧТЕНИЕ ВОЗВРАЩАЕТСЯ

    Отметим, что в следующем году Российской библиотечной ассоциации исполняется тридцать лет, и в Казани состоятся выборы ее нового президента. Сейчас эту должность занимает 76-летний Михаил Афанасьев, директор Государственной публичной исторической библиотеки России, и срок его полномочий как президента РБА истекает в этом году. По положению, выдвижение на эту должность происходит открыто, а судьбу кандидата или кандидатов решает электронное голосование. На этот раз претендент только один – это генеральный директор Российской государственной библиотеки и вице-президент РБА Вадим Дуда. И в преддверии форума в Казани он тезисно озвучил основные пункты своей «президентской» программы, отражающей актуальную повестку российского библиотечного сообщества в целом и предстоящего конгресса в частности.

    В числе первоочередных задач Вадим Дуда назвал модернизацию библиотечной сети, насчитывающей сегодня 42 тыс. общедоступных библиотек. «Настоящим драйвером этого процесса стал национальный проект «Культура» и очень важно не потерять темпы. Необходимо масштабировать опыт создания модельных библиотек прежде всего на небольшие сельские и муниципальные поселения», – считает Вадим Дуда. По его словам, мода на книги и чтение возвращается. «Я уверен, что это связано не только с капитальными ремонтами, обновлением пространств, но и с тем, что мы очень активно пополняем фонды модельных библиотек современной литературой. Ежегодно сюда поступает примерно 3,5 тыс. новых книг. Многие библиотеки пока могут только мечтать об этом», – подчеркнул кандидат в президенты РБА.

    Напомним, что Татарстан входит в число регионов-лидеров по количеству модельных библиотек. В настоящее время их в республике четырнадцать, и еще четыре модельные библиотеки планируется открыть в этом году. А потому не удивительно, что, комментируя насыщенную программу библиотечного конгресса, пока еще вице-президент РБА Вадим Дуда сказал: «Мы очень многого ожидаем от Казани».

    Министр культуры РТ Ирада Аюпова на церемонии передачи символа библиотечной столицы России.

    Символ предыдущей библиотечной столицы России в виде скульптурной композиции из северных камней (его придумали сами мурманчане) на днях уже прибыл в Казань.  А как будет выглядеть символ библиотечной столицы-2024, станет известно только в день закрытия конгресса. Вот такая маленькая интрига…

  • Нуриевский фестиваль: вечно новая классика

    Нуриевский фестиваль: вечно новая классика

    ВАШ ВЫХОД, «ГРЕК ЗОРБА»!

    Как уже сообщала «РТ», в этом году Нуриевский откроется российской премьерой балета «Грек Зорба» на музыку Микиса Теодоракиса в постановке итальянского хореографа с русскими корнями Лорки Мясина.

    «Грек Зорба» – редкий образец балетной классики новейшего времени. Лорка Мясин – автор более 50 постановок, ставших украшением многих престижных сцен мира, таких как нью-йоркская «Метрополитен-опера», миланский театр «Ла Скала», парижский «Гранд Опера» и других. А наибольшую известность получил именно «Грек Зорба», впервые поставленный в 1988 году по заказу фестиваля «Арена ди Верона». Заглавную партию в том спектакле исполнил народный артист СССР Владимир Васильев. Хорошая литературная основа (одноименный роман классика греческой литературы Н. Казандзакиса), музыка М. Теодоракиса, задолго до постановки получившая невероятную популярность, плюс талант балетмейстера, взращенный на благодатной фамильной ниве (отец Лорки – Леонид Мясина, выдающийся хореограф и сподвижник Сергея Дягилева) — вот основные слагаемые успеха балета. Впоследствии «Грек Зорба» был поставлен в театрах Лодзи, Рима, Варшавы, Афин, Софии, Познани, Турина и неоднократно показывался на различных международных фестивалях. Однако в России балет никогда не ставился.

    В Казани будет представлена эксклюзивная авторская редакция балета, осуществленная лично Л.Мясиным. Особенностью постановки является участие в спектакле хора театра им. М. Джалиля, который сопровождает практически все действие балета. Хормейстер-постановщик – Юрий Карпов, музыкальный руководитель постановки и дирижер – Андрей Аниханов.

    В день премьеры, 12 мая, партию Зорбы исполнит ведущий солист Большого театра России Игорь Цвирко.

    «СПЯЩАЯ», «ЛЕБЕДИНОЕ» И ШЕДЕВРЫ ЯКОБСОНА

    Фестиваль продолжит балет «Спящая красавица» (15 мая), в котором главные партии исполнят солисты Мариинского театра Мария Ильюшкина (Аврора) и Тимур Аскеров (Принц Дезире). В балете «Корсар» (19 мая) примут участие ведущие солисты Казахского театра оперы и балета им.Абая: Малика Елчибаева (Медора), Нильсон Пенья (Конрад) и Богдан Вербовой (Раб Али). В спектакле «Лебединое озеро» (23 мая) ожидается выступление солистов Большого театра России. Роль Одетты-Одиллии исполнит Ева Сергеенкова, Принца – Дмитрий Выскубенко. Классический репертуар будет представлен также балетами «Баядерка» и «Дон Кихот». Подробные составы исполнителей опубликованы на официальном сайте театра kazan-opera.ru.

    Гала-концерты фестиваля (28, 29 мая) станут приношением творчеству знаменитого хореографа Леонида Якобсона, одного из авторов первой постановки балета «Шурале». Эксклюзивную программу «Вне времени», посвященную 120-летию со дня рождения балетмейстера, представят артисты Санкт-Петербургского академического театра балета им.Л.Якобсона.

    В рамках образовательной программы Нуриевского фестиваля состоятся лекции о балете и творческие встречи с гостями.

  • В Казани 8 мая назовут победителей “Студвесны” среди вузов

    8 мая в Казани состоится церемония награждения победителей “Студенческой весны” Татарстана среди профессиональных образовательных организаций. В этом году в конкурсной программе приняла участие почти тысяча человек, представившая 390 номеров.

    В Казани 8 мая назовут победителей Студвесны среди вузов
    По словам главы Минмолодежи РТ Рината Садыкова, молодежь каждый год с нетерпением ждет этого мероприятия, чтобы продемонстрировать свое творчество на республиканском уровне. Лучшие участники представят Татарстан на федеральной площадке в Ставрополе.

    Фестиваль проходит по девяти направлениям, включая вокал, инструментальное исполнительство, танцы, театр, медиа и другие. Важно, что укрепление творческого потенциала студентов является не только поддержкой молодых талантов, но и инвестицией в будущее и культурное развитие молодежи.

    Организатором мероприятия выступает Лига студентов РТ при поддержке Министерства по делам молодежи.