От Ивана Грозного до Гаяза Исхаки

Жители Кутлушкино знают, что раньше их село называлось Яушурма

Эти благодатные земли Закамья, богатые чернозёмами и травяными пойменными лугами, издавна привлекали к себе человека. Здесь и возникло село Кутлушкино, которое известно также под другим названием – Яушурма.

Автор статьи: Артем СУББОТКИН

 

яуширМА1

 

Чистопольский район – один из центральных в Татарстане. Эти благодатные земли Закамья, богатые чернозёмами и травяными пойменными лугами, издавна привлекали к себе человека. Здесь и возникло село Кутлушкино, которое известно также под другим названием – Яушурма.

 

Говорят, что ему уже более четырёхсот лет. Не берусь утверждать, насколько это верно, однако, судя по первому своему названию, относится оно ко временам правителя-шейха Котлу-Мухаммеда. Но уже на подъезде к селу я обратил внимание на необычный придорожный указатель.

 

ПО СЛЕДАМ ТАТАРСКИХ ПОСЕЛЕНЦЕВ

«Яушурма» – эти метровые синие металлические буквы словно вырастали прямо из земли на фоне широкого поля. Как объяснили мне местные жители, это второе, более древнее название их села, первые упоминания о котором относятся ещё к XVI веку – временам правления Ивана Грозного.

Переводится оно дословно как «защита» или «укрытие». Тогда в здешних лесах и среди камышовых зарослей болотистых топей прятались татары-переселенцы, уходившие в глухую глубинку, всячески укрываясь от преследования со стороны миссионеров, заставлявших местных жителей принимать православие.

Другое название села связано с именем одного из первых татарских поселенцев. Им был некий Котлу-Мухаммед-бабай, которого русские называли Котлуш-бабаем. В XVII веке в селе, согласно данным переписи, проживало более двухсот человек. Из них 196 ревизских татар, полтора десятка крещёных татар, две семьи чувашей и с десяток семей русских поселенцев.

После сильного пожара, который почти полностью уничтожил населённый пункт, крещёные татары и русские перебрались жить в соседнее село Бахта, и в Кутлушкине осталось только татарское население.

Любопытно и то, что вплоть до революции, несмотря на несколько подозрительное отношение в царской России к иноверцам, Кутлушкино оставалось очагом татарской культуры. Здесь была мечеть и действовало медресе, в котором учился, а впоследствии и преподавал сын местного муллы Гилязетдина-хазрата, более известный общественности как татарский просветитель и публицист, а также делегат и активный участник первого съезда мусульман России 1917 года Гаяз Исхаки.

 

НЕЗАСЛУЖЕННО ЗАБЫТ И ОТВЕРГНУТ

Судьба этого выдающегося человека удивительна и трагична. Гаяз Исхаки начал свою литературную деятельность в конце XIX века. Его первое произведение «Радости познания» вышло в свет в 1896 году и имело огромный успех среди читателей. В последующие годы он написал такие произведения, как «Девушка из шапочной мастерской», «Дочь нищего», «Сын богача», «Две любви» и другие романы и драмы. Самый плодотворный период его творчества наступает после революции 1905 года. до 1917 года из-под его пера вышло около тридцати романов, драм и рассказов. Наиболее известными его произведениями этого периода являются «Ад», «Жизнь ли это?», «Мулла-бабай», «Солдат», «Бредни», «Зулейха», «Учительница» и другие. В них автором ярко раскрыты быт и нравы татарского народа, который не желал терпеть гнёт царских властей, преследовавших передовую национальную мысль.

Ещё в молодости Гаяз попал в поле зрения царской охранки за резкие высказывания в адрес проводимой правительством политики ущемления прав народов Российской империи, за что и был сослан в Архангельскую губернию. Здесь, кстати, он познакомился с будущим премьер-министром независимой Польши Юзефом Пилсудским, который также отбывал северную ссылку. Оба национальных политика довольно быстро подружились и часто обсуждали методы борьбы за независимость и рост национального самосознания.

 


Несмотря на клеймо белоэмигранта и националиста, которым «наградила» его советская власть, имя Гаяза Исхаки пережило его гонителей. В конце девяностых годов прошлого века, когда в республике начался процесс национального возрождения, имя Гаяза Исхаки вспомнили те, кто стоял у истоков духовного пробуждения татарского народа


 

Освобождённый после Февральской революции Гаяз Исхаки активно участвует в политической жизни, часто публикуется на страницах татарских газет и журналов. Участвует он и в работе первого съезда мусульман России в 1917 году. Многим со­временникам запомнилась его передовая статья в газете «Ил» («Страна»), посвящённая смерти Габдуллы Тукая, с которым он был близко знаком. Известно, что Тукай посвятил ему два своих стихотворения – «Кем ул?» («Кто он?») и «Мохэрриргэ» («Обращение к редактору»). А классические драмы Исхаки «Зулейха» и «Учительница» ставились на сценах татарских театров вплоть до 1923 года.

Однако и с большевиками, которые видели в нём опасного политического конкурента и ярого националиста, отношения у Гаяза Исхаки так и не сложились: он был вынужден эмигрировать сначала в Европу, где активно сотрудничал с бело­эмигрантской прессой, а затем, после захвата Польши Гитлером, – в Турцию, где и умер в 1958 году.

Несмотря на клеймо белоэмигранта и националиста, которым «наградила» его советская власть, имя Гаяза Исхаки пережило его гонителей. В конце девяностых годов прошлого века, когда в республике начался процесс национального возрождения, имя Гаяза Исхаки вспомнили те, кто стоял у истоков духовного пробуждения татарского народа. Именно тогда началась работа по созданию в селе Кутлушкино музея Гаяза Исхаки, который открылся 30 июля 1999 года при участии первого Президента РТ Минтимера Шаймиева.

Не так давно одна из улиц Казани обрела новое название: бывшая улица Володарского ныне носит имя Гаяза Исхаки. И это не единственный шаг на пути к возвращению доброго имени политика и писателя: в его честь названы также улицы в Азнакаеве, Чистополе и Сарманове.

 

ВЕРНУЛИ ИЗ МРАКА ЗАБВЕНИЯ

 

музей-гаяза-исхаки

 

В сохранившемся в Кутлушкине двухэтажном кирпичном флигеле мужа сестры Гаяза Исхаки, купца первой гильдии Сайфутдин-бая посетители ныне организованного здесь музея могут окунуться в атмосферу быта и жизни известного татарского мыслителя и публициста.

За тяжёлыми коваными дверями – таинственный полумрак. Широкий прилавок с потемневшими от времени тяжёлыми гирями-разновесами и старинными счётами. Под потолком – керосиновые лампы. На полках разложены разнообразные товары: обёрнутые в синюю бумагу головы сахара, чай в металлических коробках и прочая бакалея. Рядом – красавец-самовар с подвешенной к ручке связкой баранок. Чуть поодаль – отрезы добротного сукна и цветастого ситца, а рядом – сурьма и мыло в упаковке знаменитого Казанского завода братьев Крестовниковых.

Когда-то возле этого прилавка толкались многочисленные покупатели, осматривали товар, торговались, обсуждали последние сельские новости, перебрасывались шутками…

Экспозиция второго этажа посвящена творческой деятельности Гаяза Исхаки. Письменный стол с личными вещами писателя, среди которых старинное пенсне, чернильный прибор и тяжёлое мраморное пресс-папье. Газеты и журналы с его статьями и публикациями. Фотографии писателя, его знакомых и близких, чья судьба также во многом сложилась трагически. Известно, что брат Гаяза Исхаки, оставшийся в Советской России, постоянно подвергался преследованию и травле со стороны властей, долгое время не мог найти работу, хотя прекрасно владел пятью языками, и в конце концов в отчаянии покончил с собой. Об этом и многом другом мне рассказала научный сотрудник музея Гулиса Яруллина.

– Ежегодно в этих стенах мы проводим чтения, посвящённые нашему земляку, выдающемуся татарскому писателю и просветителю, – говорит директор музея Расима Ибрагимова. – Время показало, что никакие гонения не могут затмить величия гения, имя которого живёт в сердцах его почитателей и поныне.

 

ВСЯ ПРИБЫЛЬ – В МЯСЕ…

 

коровы

 

Когда-то сельскохозяйственное предприятие ООО «Кутлушкино», которое долгие годы возглавлял опытный аграрий Альберт Мингалимов, считалось признанным лидером по производству молока не только среди хозяйств Чистопольского района: оно входило в число лучших животноводческих коллективов республики. И по среднесуточным привесам, и по надоям, которые в летние периоды «большого молока» стабильно держались на отметке свыше двадцати литров в сутки. Местные животноводы всегда серьёзно относились и к вопросам воспроизводства и своевременного обновления поголовья молочного стада, и к формированию надёжной и разнообразной кормовой базы для своих бурёнок. Недаром здесь неред­ко проводились семинары и совещания республиканского и зонального уровня, где местные животноводы – зоо­техники, ветеринары и ветврачи – делились богатым опытом со своими коллегами из соседних районов.

Три года назад хозяйство перешло в руки новых владельцев, которые посчитали, что сейчас гораздо выгоднее заниматься не молочным, а мясным производством. В связи с этим предприятие, которое получило новое название – ООО «Хузангаево», решительно сменило прежний отраслевой профиль. Сегодня здесь занимаются выращиванием и разведением мясных пород скота – знаменитых североамериканских герефордов, из которых производится отменная мраморная говядина. Такое мясо весьма охотно закупают для своих клиентов кафе и рестораны Казани и других городов республики.

Затраты, которое понесло хозяйство в ходе реконструкции вчерашних молочных ферм, превращённых в откормочные площадки для мясных бычков, окупились за три с лишним года. Ушедший год хозяйство завершило с прибылью. И не только по животноводству. В землепользовании у ООО «Хузангаево» находится около шести тысяч гектаров пашни, на которых, помимо кормовых культур, выращивают также и зерновые. ставка на них не обманула ожиданий местных полеводов: средняя урожайность по зерновым культурам составила 36 центнеров с гектара, а на отдельных полях, там, где посеяли озимую пшеницу, этот показатель превысил 40 центнеров с гектара.

А это значит, что будет праздник и на улице древнего села, которому уже давно перевалило за четыре века.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще