Вотчина Шах-Али на реке Суле

Старое Шигалеево – одно из древних сёл в Пестречинском районе Татарстана

Ещё со времён Казанского ханства здесь располагалась вотчина известного правителя Шах-Али, неоднократно занимавшего ханский престол. После присоединения казанских земель к Русскому государству, село стало именоваться Шигалеевым, поскольку в русском произношении оно звучало как Шах-Алей – Шигалей.

Автор статьи: Артем СУББОТКИН

 

 

Старое Шигалеево – одно из древних сёл в Пестречинском районе Татарстана. Ещё со времён Казанского ханства здесь располагалась вотчина известного правителя Шах-Али, неоднократно занимавшего ханский престол. Позже, после присоединения казанских земель к Русскому государству, «сельцо», как называли его в своих документах царские дьяки-писцы, стало именоваться Шигалеевым, поскольку в русском произношении оно звучало как Шах-Алей – Шигалей.

 

Шах-Али – личность довольно примечательная и противоречивая. В своё время он возглавлял одну из политических партий феодальной казанской знати, которая ратовала за сближение с молодым и крепнущим Российским государством.

 

СОЮЗНИК ИВАНА ГРОЗНОГО

Как известно, в середине XVI века у власти при казанском престоле сформировались две противоборствующие политические группировки. Одну из них возглавлял Сафа-Гирей. Другой, выступавшей за союз с Москвой, руководил Шах-Али.

Жизнь его была полна головокружительных авантюр, многоходовых интриг, бесчисленных военных походов, внезапных взлётов и падений. Опытный и расчётливый политик, он несколько раз занимал ханский престол, однако в конце концов в результате борьбы за власть был изгнан из Казани. Жил в Касимове, во владениях своего отца – касимовского хана Шейх-Аулиара, затем при Московском царском дворе, где был принят вместе со своей женой Фатимой царем Иоанном Васильевичем. Участвовал в военных походах Ивана Грозного, в том числе и на Казань.

Именно Шах-Али после третьего неудачного похода Москвы на столицу ханства предложил Ивану IV построить на острове Свияжск крепость, ставшую впоследствии плацдармом и сосредоточением русских войск накануне решающего четвёртого похода на Казань осенью 1552 года.

Кстати, последней женой Шах-Али стала выданная казанцами русским в качестве почётной заложницы царица Сююмбике, которая вопреки известной легенде не покончила жизнь самоубийством, якобы сбросившись с высокой башни Казанского кремля, а мирно почила в городе Касимове, там же, где скончался сам Шах-Али, построивший здесь знаменитую своим двухъярусным минаретом Ханскую мечеть, которая сохранилась до наших дней.

Что же касается села Шигалеево, то здесь издавна жили как татары, так и русские. Да и сегодня население здесь смешанное.

 

БЫЛИ МОНАСТЫРСКИМИ, СТАЛИ ПОМЕЩИЧЬИМИ

Вскоре после завоевания земель Казанского ханства сельцо Шигалеево вместе с соседними населёнными пунктами отошло во владение Свияжскому монастырю. Царское правительство проводило политику христианизации Казанского края, поэтому государь щедро раздавал земли не только служилым людям из дворян, но и православному духовенству. Число работников на монастырских землях прирастало за счёт беглых крепостных из центральных районов России. Им было гораздо выгоднее работать на пашне у игумена, нежели у барина-помещика. И то сказать, духовные лица, хотя и кормились от десятины, которую платили им их крестьяне, но зато никогда не измывались над холопами, как это делали помещики. «Живём как у Христа за пазухой!» – так говорили о себе монастырские крестьяне. Впрочем, такое комфортное житьё продолжалось до второй половины XVIII века.

Точнее, до 1764 года, пока во время царствования Екатерины Великой правительство не провело секуляризацию монастырских земель. Проще говоря, земли эти у церкви отобрали вместе с крестьянами, передав в пользование помещикам или сделав государственными.

Вот тут-то крестьянам пришлось забыть о своём привольном житье «у Христа за пазухой», с лихвой познав гнёт помещичьей власти, и вдоволь отведать плетей и батогов барских приказчиков. Людская память сохранила имена местных дворян, измывавшихся над крестьянством. Особенно прославилась своим жестоким нравом здешняя помещица Солнцева.

 

ЖЕРТВА НАРОДНОЙ РАСПРАВЫ

Усадьба этой местной Салтычихи находилась «на горе» – так и поныне называют это место жители села. Её предок, помещик Солнцев в Воронежской губернии выиграл в карты у тамошнего барина четыре семьи крепостных крестьян Милютиных и привез их в Шигалеево. Обходились с ними как со скотом – продавали, проигрывали в карты, дарили. А ещё нещадно секли розгами и плетьми за малейшую провинность.

После отмены крепостного права в 1861 году основная пашня осталась за помещиками, которые продолжали сдавать её в аренду вчерашним крепостным, нещадно эксплуатируя их труд на выгодных для себя условиях. Всё это привело к тому, что крестьяне решили расправиться с ненавистной помещицей.

Для такого дела подослали к ней смышлёного паренька Ивашку Милютина, который красочно описал барыне, как её посевы потравили забредшие на поле крестьянские бурёнки. Разгневанная барыня тут же велела запрягать тарантас и немедленно выехала, чтобы не медля наказать виновных. Однако в ближайшей рощице её встретили местные крестьяне. Разговор с барыней был короток: накинули ей удавку на шею и затянули потуже… Позже царский суд приговорил трёх местных – братьев Милютиных и некоего Зотова к пожизненной каторге. Вернуться в родное село посчастливилось лишь самому молодому из народных мстителей – Ивану Милютину.

 

ЩИ ДА КАША – ПИЩА НАША

О том, насколько бедно жили крестьяне села Старое Шигалеево до революции, можно судить по сохранившимся официальным отчётам тех лет. Вот лишь несколько цифр. Треть дворов на селе была безлошадной, и только в одиннадцати хозяйствах имелись лошади. Земельные наделы у шигалеевцев были очень скудными: от одной до трёх с половиной десятин на душу, в то время как в соседнем селе Самосырово, где жили государственные крестьяне, не знавшие над собой барина-помещика, наделы составляли до шести с половиной десятин на душу.

Помимо хлебопашества, шигалеевцы промышляли выделкой овчины, кладкой печей, разводили пчёл. Пчеловодством здесь занимались ещё с тех пор, когда село было под властью монастыря, которому требовался воск для изготовления свечей. Да и в более поздние времена в селе насчитывалось до 240 пчелиных ульев. Были здесь своя ветряная мельница, кузница и, конечно же, питейное заведение.

 


О том, насколько бедно жили крестьяне села Старое Шигалеево до революции, можно судить по сохранившимся официальным отчётам тех лет. Вот лишь несколько цифр. Треть дворов на селе была безлошадной, и только в одиннадцати хозяйствах имелись лошади. Земельные наделы у шигалеевцев были очень скудными: от одной до трёх с половиной десятин на душу


 

Ещё в конце прошлого века вокруг Шигалеева простирались обширные лиственные леса, но все они почти полностью находились в частном владении богатого купца и крупного лесоторговца Якова Григорьева, проживавшего в селе. В его просторном доме после революции долгое время, вплоть до 1997 года, располагалась сельская школа.

Неудивительно, что весть об Октябрьской революции, которую принёс в село его житель Фёдор Куранов, участвовавший в штурме Зимнего дворца в Петербурге, большинство сельской бедноты встретило восторженно.

Наступивший XX век во многом изменил быт старинного села и его жителей, принеся в их жизнь разительные перемены.

 

КОЛХОЗ – ДЕЛО  ДОБРОВОЛЬНО-ПРИНУДИТЕЛЬНОЕ

До проведения массовой коллективизации жители Шигалеева занимались в основном единоличным хозяйством, выращивали зерновые, картофель и лён, семена которого шли на производство масла, а из стеблей изготавливали волокно.

В 1931 году, когда всю страну охватила коллективизация, в Шигалееве организовали колхоз «Ударник». Первым председателем выбрали Дмитрия Кузьмина, ставшего впоследствии заведующим земельным отделом Пестречинского района. В первый год в колхоз вошло 21 хозяйство, у первых колхозников было всего 15 лошадей. Другой скот не обобществляли. Весна 1931 года выдалась поздней. В мае провели собрание, на котором большинство хозяйств подало заявление в колхоз.

Однако поначалу в него вступили не все. Отказались хозяева пятнадцати дворов, решив работать единолично. К ним были применены, выражаясь современным языком, «экономические санкции» – установлен продналог на каждое единоличное хозяйство.

На деле это выглядело примерно так: если у двух соседей-единоличников на подворье имелось по бурёнке, одну из них забирали в колхозное стадо, оставшуюся же единоличники доили на две семьи. Кроме того, налог выплачивали частично производимыми продуктами. В результате такой политики многим всё-таки пришлось вступать в колхоз.

На следующий год в период весеннего сева на колхозные поля вышли четыре бригады пахарей, в распоряжении которых имелось около ста лошадей и двадцать плугов. Весеннюю посевную завершили успешно, а главное, в срок.

Через несколько лет в округе появились МТС и первые тракторы – «Фордзон» и СТЗ. Хлеборобы с опаской смотрели на диковинные машины, недоверчиво ощупывали «глазастые» фары и тёплые от работавших двигателей капоты «железных коней». С уважением относились сельчане к первым трактористам – Егору Горюнову, Василию Кузьмину, Николаю Прусакову. В 1936 году за успехи в производстве колхоз «Ударник» наградили автомобилем «ГАЗ», руль которого доверили А.Павлову. В 1938 году в хозяйстве появились прицепные комбайны «Коммунар» и молотилка МК-1100, которую обслуживал машинист Павел Кузьмин.

Значительно выросли урожаи на колхозных полях и надои на фермах. Год от года жизнь сельчан становилась лучше. Но грянувшая Великая Отечественная война разрушила мирные планы.

 

ВЧЕРА И СЕГОДНЯ

 

Старое Шигалеево. Школьники в гостях у пенсионерки.

 

На фронт ушли 268 шигалеевцев. Домой не вернулись 182 человека. В селе нет семьи, где не потеряли бы отца или мужа, сына или брата. Жители Шигалеева принимали участие в боях под

Москвой, на Курско-Орловском направлении, в Сталинградской битве, в форсировании Днепра, в Ясско-Кишинёвской операции, освобождали Кавказ. Многие прошли по странам Западной Европы, участвовали в битве за Берлин.

Многое пришлось пережить селу и после войны. Это были трудные годы восстановления хозяйства при острой нехватке людей и техники, хрущёвское укрупнение колхозов и кукурузный бум, списание долгов сельхозпредприятий в годы относительно благополучного брежневского затишья и нелёгкие 90-е…

Сегодня, несмотря ни на что, живёт древнее село на берегу речки Сулы. И будет жить ещё долго…

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще