В числе почетных гостей недавно завершившегося XIII Казанского международного фестиваля мусульманского кино был народный артист России, лауреат Государственной премии СССР Виктор Мережко – известный кинодраматург, режиссер, актер, телеведущий…
Его смело можно назвать патриархом российского кино. В этом году Виктор Мережко отметил 80-летний юбилей. По его сценариям снято более 50 художественных фильмов, в том числе такие известные картины, как «Родня», «Полеты во сне и наяву», «Вас ожидает гражданка Никанорова», «Одинокая женщина желает познакомиться», и многие другие. Он стоял у истоков российской киноакадемии «Ника» и фестиваля «Киношок», долгое время был ведущим популярной в СССР «Кинопанорамы». Виктор Мережко – секретарь Союза кинематографистов РФ, председатель правления Центрального дома кино, член Союза писателей России. Кроме того, он постоянно снимается как актер и сам снимает кино («Сонька Золотая Ручка», «Хуторянин» и др.).
На творческой встрече с казанскими зрителями, перечислив лишь малую толику из того, что им сделано в кино, Виктор Иванович с присущей ему самоиронией выдохнул: «Жизнь удалась!»
«Сам удивляюсь, но так сложилось, что я впервые в Казани и переполнен эмоциями, – признался Мережко. – Замечательный город! Красивый, чистый… Сегодня мы были в старинной мечети Марджани – по0моему, одной из лучших в мире. А перед этим поклонились чудотворной Казанской иконе Божией Матери. Елабуга тоже поразительный город (там мы были накануне), хотя есть в его истории и печальная страница, связанная с Мариной Ивановной Цветаевой. Там что ни дом, то история. А какие пейзажи! Умоляю, берегите эту красоту, каждый старинный дом, ведь это и есть история.
Впервые я и на вашем кинофестивале. Здесь очень много зарубежных гостей, и это придает особую весомость Казани, Татарстану и вообще исламу в России».
«ЧИСТОКРОВНЫЙ ХУТОРЯНИН»
Виктор Мережко родился 28 июля 1937 года в Ростовской области на хуторе Ольгинфельд. «Можно сказать, что я – чистокровный хуторянин, – пошутил он. – Моя мама с Дона, отец – из Приазовья. А эта земля когда-то принадлежала помещику Энгельгардту. У него было трое детей, и каждому из них он выделил по наделу земли. Наш достался Ольге, потому и назвали его на немецкий манер Ольгинфельд, что означает «Ольгино поле».
На творческой встрече с казанскими зрителями, перечислив лишь малую толику из того, что им сделано в кино, Виктор Иванович с присущей ему самоиронией выдохнул: «Жизнь удалась!»
Из воспоминаний детства: «После войны папа купил мне небольшой трофейный аккордеон, на котором я научился играть четыре вещи: «Краковяк», «Цыганочку», «Светит месяц» и «На сопках Маньчжурии». Жили бедно, денег не было, и как-то мама мне говорит: «Иди, сынок, сядь у вокзала и сыграй. Может, подадут…» И я играл, а мне в шапку кидали деньги. Считаю, что это нормально. Нельзя относиться к судьбе негативно, ее нужно воспринимать с абсолютным посылом вперед. А если сдашься, опустишь руки, то потом уже ничего не добьешься в жизни…»
ЯБЛОКО ОТ ЯБЛОНИ…
«Уже много лет я вдовец. К сожалению, моя любимая жена Тамара, с которой мы прожили без малого тридцать лет, ушла очень рано. Мой сын Иван начинал в кино художником-постановщиком, сейчас он режиссер и уже снял четыре фильма. Дочь Мария окончила ВГИК, работала на телевидении, сейчас занимается интернет-бизнесом. Живем очень дружно. Мы не знаем, что значит повышать друг на друга голос и как это вообще возможно в семье».
МОЯ «РОДНЯ»
«Судьба и кино подарили мне замечательных друзей. Например, я дружил с Анатолием Папановым. Мы сблизились на моей картине «Одиножды один». Там у него большая роль, и Папанов очень переживал, что его чаще узнавали как Волка из «Ну, погоди!». Я сам был свидетелем, как однажды он просто в ярость пришел от этого. «Я артист, а не Волк!» – кричал Папанов.
Мы очень дружили с Наташей Гундаревой. Она снималась в четырех фильмах по моим сценариям, в том числе в картине «Здравствуй и прощай». Именно в этом фильме Гундарева впервые появилась на экране.
Из воспоминаний детства: «После войны папа купил мне небольшой трофейный аккордеон, на котором я научился играть четыре вещи: «Краковяк», «Цыганочку», «Светит месяц» и «На сопках Маньчжурии». Жили бедно, денег не было, и как-то мама мне говорит: «Иди, сынок, сядь у вокзала и сыграй. Может, подадут…» И я играл, а мне в шапку кидали деньги. Считаю, что это нормально
Нонна Мордюкова… На мой взгляд, свою лучшую роль она сыграла в фильме «Трясина», но, к сожалению, его редко показывают. Там у нее очень сложная, трагическая роль – матери дезертира, которого она всю войну прячет на чердаке своего дома. После съемок «Трясины» Мордюкова чувствовала себя совершенно опустошенной и очень просила меня написать для нее комедию. Я написал сценарий под названием «Была – не была», и Мордюкова сама отвезла его Никите Михалкову. Так появился фильм «Родня». Правда, в первый же съемочный день Мордюкова разругалась с Никитой и ушла с площадки, заявив, что ноги ее больше не будет там. Михалков звонит мне: что делать? И мы решили пойти на хитрость, пустив слух, что вместо Мордюковой будет сниматься Римма Маркова. Не секрет, что они дружили и в то же время видели друг в друге соперницу. Ну и буквально на следующий день Нонна Викторовна приехала на студию и, убедившись, что Марковой на съемочной площадке нет и быть не могло (мы сразу признались, что это розыгрыш), помирилась с режиссером.
А у режиссера «Трясины» Григория Чухрая, кстати сказать, я научился никогда не завтракать. По утрам только стакан воды с двумя ложками меда, а в обед немного овсяной или гречневой каши…»
«НЕ ЖДАЛИ»
«Мой новый фильм называется «Не ждали». Я привез его в Казань, но, к сожалению, не нашлось возможности его показать. Главную роль в этой картине исполнил великий русский актер Олег Басилашвили. Почему «Не ждали»? Да, я очень люблю картину Репина с таким названием, и какая-то ассоциативная связь, наверное, существует. У Репина тоже вроде бы все просто, понятно, но если всмотреться, то ничего, в общемто, не понятно…
Несколько лет назад Олег Валерианович снялся в моем фильме «Сонька Золотая Ручка». Съемки проходили в Таганроге, и мы много говорили о Чехове, о жизни… Басилашвили жаловался, что его мало снимают в кино. «Наверное, думают, что я умер», – горько пошутил он и попросил: «Напиши что-нибудь для меня». Спрашиваю: «А что бы ты хотел сыграть?» Подумав, он говорит: «Например, я никогда не играл душевнобольных или человека, потерявшего память». И я придумал историю про пожилого музыканта. Он одинок, почти отошел от дел и живет в доме, который имеет историческую ценность. На старинный особняк положил глаз влиятельный чиновник и устраивает так, что музыканта помещают в клинику для душевнобольных. Эта история современная, драматическая. Хотя она и выдуманная, но основана на многочисленных фактах, которые были в нашей жизни и, чего греха таить, случаются и сейчас…»
Мой новый фильм называется «Не ждали». Я привез его в Казань, но, к сожалению, не нашлось возможности его показать. Главную роль в этой картине исполнил великий русский актер Олег Басилашвили
«НЕ ЛЮБЛЮ ИНТЕРНЕТ»
«Сегодня таких артистов, как Басилашвили, остались единицы. Я вообще люблю питерских актеров: они не так избалованы, как москвичи, и более профессиональны. А к молодому поколению я отношусь сложно. Иной молодой артист, прежде чем прочесть сценарий и понять, есть для него там роль или нет, первым делом спрашивает: «А сколько мне заплатят?»
Я не люблю Интернет. Считаю, что он отучает людей читать, думать и грамотно писать. А еще он отучает мальчиков ходить на свидание с девочками. Зачем ухаживать, зачем дарить цветы? Пошлепал по клавишам и нашел себе таких девочек, какие даже мне с моим опытом не снились. И в таком же плену мы у мобильных телефонов. Если человек забыл телефон, то у него начинается паника, как если бы он забыл где-то ребенка. Конечно, и Интернет, и телефоны нужны, но я не понимаю людей, которые впадают в зависимость от них».