В театре возможно всё…

«Пять часов восторга…», «Буду помнить этот спектакль очень долго», «Мне кажется, сам Лев Толстой благословил на эту постановку…» – вот первые отзывы зрителей о спектакле «Война и мир».

Автор статьи: Ольга КРУЧИНА

Фото: vakhtangov.ru; kamalteatr.ru

 

Сцена из спектакля «Война и мир».

 

«Пять часов восторга…», «Буду помнить этот спектакль очень долго», «Мне кажется, сам Лев Толстой благословил на эту постановку…» – вот первые отзывы зрителей о спектакле «Война и мир», которым открыл свои гастроли в Казани Государственный академический театр имени Евгения Вахтангова.

 

Для столицы Татарстана это, действительно, событие, и огромное везение, что вахтанговцы смогли привезти два таких знаковых спектакля, как «Война и мир» и «Евгений Онегин» в постановке Римаса Туминаса. Ведь ещё недавно в планах театра этих гастролей не было. «В эти сроки мы должны были быть за границей, но из-за действий недружественных стран, скажем так, образовалась некая пустота», – рассказал на пресс-конференции директор Вахтанговского театра Кирилл Крок. По его словам, всё решил звонок директора ТГАТ им. Г.Камала с предложением «переориентироваться с Европы на Казань». Но надо понимать, что привезти большой коллектив, декорации и целую фуру со свето- и звуковым оборудованием – это огромные затраты, пояснил Кирилл Крок и поблагодарил Минкультуры РФ за то, что, несмотря ни на что, федеральная программа «Большие гастроли» работает в полном объёме. «Когда мы принимаем решение о гастролях в том или ином регионе, то в первую очередь обсуждаются не гонорары артистов, а так называемый технический райдер, – подчеркнул директор театра. – Нам важно, чтобы спектакли не теряли в качестве и проходили так, как на Арбате, 26 (московский адрес театра. – Ред.)».

Как известно, художественный руководитель театра Римас Туминас недавно покинул этот пост, который занимал с 2007 года, но на пресс-конференции Кирилл Крок ещё раз заверил, что его спектакли останутся в репертуаре, в том числе «Война и мир». Этот спектакль был приурочен к столетнему юбилею театра. Премьера состоялась в конце прошлого года, но именно сейчас отдельные сцены и реплики заставляют публику невольно вздрагивать. При этом взгляд постоянно упирается в глухую «бетонную» стену, которая как бы заслоняет собой до слёз знакомый толстовский «мир» с его балами и интригами от громыхающей где-то там, ещё далеко войны. Но, к сожалению, это никого не спасает. Об эту стену неисповедимых людских намерений разбиваются идеалы и гордыня отца и сына Болконских, и на её же довлеющем фоне пойдёт трещинами во многом наигранное «счастье» семейства Ростовых, а также накроется белым флагом чеканная патриотическая риторика Анны Павловны Шерер (Юлия Рутберг). И даже всё к лучшему, как говорила другая Анна, Ахматова, ибо что истинно, то и возродится. Каким-то нутром это чувствует даже комичная тётушка Марья Игнатьевна (Людмила Максакова), напоследок чиркнув спичкой посреди брошенного скарба…

Спектакль идёт почти пять часов, но смотрится на одном дыхании. Потому что время по Туминасу течёт иначе. «В этом спектакле не только мы – Толстой говорит о смерти, о жизни, о Боге и бессмертной нашей душе», – дал небольшую подсказку Сергей Маковецкий. Кстати, в «Войне и мире» он, как всегда, бесподобен в роли бывалого подкаблучника графа Ростова. 

 

Пресс-конференция вахтанговцев проходила на следующий день после открытия гастролей.

 

Реплику Маковецкого, что «в театре возможно всё», в том числе живой Лев Толстой (в спектакле он появляется как минимум дважды с тем выражением, что, дескать, «шёл в комнату, попал в другую»), подхватил ещё один народный артист – Евгений Князев. По его словам, только в театре роман, написанный в середине позапрошлого века о событиях начала XIX столетия, может быть прочитан так, как будто это написано про сегодняшний день. «Причём этих, сегодняшних, событий ещё не было, когда Римас задумал постановку, – подчеркнул исполнитель роли старого князя Болконского. – Но, видимо, что-то уже витало в воздухе, и талантливому режиссёру оставалось лишь найти талантливое произведение, которое бы соответствовало духу времени. В этом и заключается предназначение настоящего театра».

«Зритель в Казани очень эмоциональный, – в свою очередь отметила «графиня Ростова» – народная артистка России Ирина Купченко. – И все его реакции были очень живые, точные и непосредственные – не так чтобы из любезности похлопали или засмеялись где надо… Когда зритель образованный, это сразу чувствуется, он становится как бы соучастником спектакля. Для нас, актёров, это тоже важно. И в Казани именно такой зритель. Когда вчера мы вышли на поклоны, уже был двенадцатый час ночи, но никто не спешил к выходу. Значит, в душе что-то осталось…»

Пресс-конференция вахтанговцев проходила на следующий день после открытия гастролей. А вечером был ещё один спектакль «Война и мир», в финале которого Толстой, прежде чем молча уйти в кулису, всё же бросает рассеянный взгляд в зал и, смилостивившись, устами Безухова (Павел Попов), отрезающего в этот момент краюху чёрного хлеба, говорит: «Когда наши жизни сходят с курса, нам кажется, что всё пропало. Но это всего лишь начало чего-то нового, лучшего…»

На спектакле «Евгений Онегин», один из которых совпал с днём рождения Пушкина, всё повторилось: овации зрителей, долгие поклоны артистов… Римас Туминас и здесь разрушает стереотипы, выстраивая спектакль полифонично, музыкально и жёстко. Пушкин – «наше всё», и не потому ли мы любим повторять это клише, что нам так комфортнее, чем от его же, Пушкина, «ума холодных наблюдений и сердца горестных замет»?

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще