В казанском издательстве «Ак Буре» увидела свет новая книга старейшего театроведа республики Ильтани Иляловой «Всю жизнь с театром».
Разумеется, это далеко не первая книга автора, а если быть совсем точным – уже пятнадцатая, но на этот раз Ильтани Исхаковна Илялова не ограничилась рассказом о том, чему посвящено абсолютное большинство её книг и статей – истории, спектаклям и легендарным артистам Камаловского театра. Впервые частью её повествования стали личные воспоминания о детстве, войне, годах учёбы и, конечно, о родителях… Отец, Исхак Илялов, был режиссёром татарского и узбекского театров, мама – Хаджар Илялова – талантливой актрисой и просто красавицей. У одной из её лирических героинь было необычное имя Ильтани, которое впоследствии они дали своей дочери.
В 20–30-е годы прошлого века драматические артисты довольно часто меняли театры и города. Скажем, детство и юность Ильтани Иляловой в основном прошли в Ташкенте, но самое первое её воспоминание связано именно с Казанью, где её родители несколько сезонов служили в Татарском академическом театре. Это было ещё до войны, на которой пропал без вести её старший брат Рустем… А в 1963-м она вернётся в Казань дипломированным и без пяти минут «остепенённым» специалистом и навсегда прикипит душой и к городу, и к татарскому театру. Кстати, в немалой степени этому способствовал добрый знакомый её родителей, народный артист СССР Халил Абжалилов, с которым они случайно встретились в коридоре ГИТИСа. «В моей жизни было много судьбоносного», – признаётся Ильтани Исхаковна.
Взять тот же ГИТИС… После окончания Ташкентского театрального института в её планах не было поступать в аспирантуру. Но так случилось, что она оказалась в Москве в то время, когда там проходил Всемирный фестиваль молодёжи и студентов, и ей так захотелось сюда вернуться, что решение созрело само собой. В ГИТИСе в те годы преподавали столпы отечественного искусствоведения – Абрам Эфрос, Григорий Бояджиев, Стефан Мокульский… Больше того, в это же время в «оттепельной» Москве учились Марсель Салимжанов и татарские актёры-«щепкинцы». Тогда они ещё не были знакомы друг с другом, но ходили в одни и те же театры и дышали одним воздухом – воздухом свободы. И это тоже было неким знаком судьбы.
Выросшая в театральной семье, с раннего детства привыкшая к миру закулисья, она не пошла в актрисы, как можно было ожидать, а стала критиком, летописцем театральной истории. Это не самая благодарная профессия: критику, в том числе театральную, у нас не очень любят, а историю всяк норовит переписать… Тем не менее спектакли уходят (театр вообще искусство эфемерное), и часто единственное, что от них остаётся, – это мнение критика и анализ спектакля, сделанный по свежим следам. С этим мнением можно не соглашаться, но ещё обиднее, когда то, чем театр живёт здесь и сейчас, уходит бесследно.
«Всю жизнь с театром» – это не фигура речи и не просто констатация факта. На мой взгляд, новая книга Ильтани Иляловой – это продолжение того внутреннего диалога, который автор всю жизнь ведёт сама с собой и с теми, кто определял и определяет лицо татарского театра. Да, иных уж нет… Но забвение не коснётся того, во что они верили и чему служили, пока есть люди, способные аккумулировать в своей памяти прошлое и настоящее, профессиональное, личное и общечеловеческое.
Признаюсь, для меня знакомство с историей татарского театра в своё время тоже началось с книг Ильтани Иляловой. Других на эту тему просто не было. Да и сейчас рука нет-нет да и потянется к ним, чтобы что-то освежить в памяти. А что касается новой, только что вышедшей книги, то особенно приятно было получить её из рук самой Ильтани Исхаковны и прочесть тёплую дарственную надпись. В свои почти девяносто лет она всё такая же подтянутая, живой ум и прекрасное чувство юмора тоже при ней. Если бы не сложный перелом, после которого она передвигается с палочкой, профессор Илялова и сегодня не пропускала бы ни одной премьеры, не только писала бы книги, статьи, но и стояла бы за вузовской кафедрой и читала студентам лекции по истории татарского театра. «Мне много лет, – говорит она. – Но я не сдаюсь…»