На этой неделе в Свияжске проходит III Международный фестиваль дебютного документального кино «Рудник» – уникальное событие на российской фестивальной карте не только из-за местоположения, но и по составу программы.
Напомним, что организаторами «Рудника» являются Центр современной культуры «Смена», фонд «Живой город» и музей-заповедник «Остров-град Свияжск» при поддержке Министерства культуры Татарстана. Для любителей авторского документального кино этот фестиваль также неразрывно связан с именем Марины Разбежкиной, его основателя и арт-директора, чья известность и авторитет в кинематографическом мире во многом предопределили стремительное восхождение «Рудника», с которым сотрудничают ведущие кинодокументалисты Европы. В этом году в его конкурсную программу вошли 11 фильмов режиссёров из Польши, Швейцарии, Голландии, Дании, Бельгии, России и других стран. После каждого показа проходят зрительские обсуждения с участием авторов. Кроме того, на острове работают две школы – документального кино и документальной анимации, в рамках которых начинающие режиссёры создают свои первые фильмы.
Второй год подряд фестиваль документального кино открылся игровым фильмом – это картина Натальи Мещаниновой «Сердце мира», которая завоевала Гран-при на прошлогоднем «Кинотавре»
«Фестиваль проходит в Свияжске третий раз, и наконец он стал таким, каким мы его и задумывали, – констатировала Марина Разбежкина на пресс-конференции в «Татар-информе», посвящённой открытию «Рудника». – Мне очень нравится такой тип фестивалей, которые проходят в маленьких городках или даже в деревнях, например, во Франции и Англии. Главное, что их отличает от Канн или Венеции, – они очень живые, очень близкие к зрителю. Это такой фестиваль-семья». То же самое, по её словам, сегодня можно сказать о «Руднике». Здесь такая же родственная, почти семейная атмосфера, чему немало способствует отношение к фестивалю и его участникам принимающей стороны – музея-заповедника «Остров-град Свияжск».
«Для нас кинофестиваль тоже стал родным событием и занял прочное место в свияжской жизни, – отметил в свою очередь соучредитель фонда «Живой город» и директор Свияжского музея Артём Силкин. – Многие фильмы, которые здесь показывают, трудно увидеть где-либо ещё в России. Также мне очень нравятся работы участников двух кино-школ, которые проходят параллельно с основной программой. Созданные на свияжском материале, они помогают нам, сотрудникам музея, по-новому взглянуть на то место, где мы работаем».
Второй год подряд фестиваль документального кино открылся игровым фильмом – это картина Натальи Мещаниновой «Сердце мира», которая завоевала Гран-при на прошлогоднем «Кинотавре». Режиссёр начинала как кинодокументалист, и в этом фильме тоже много элементов документального кино. Напомним, что на предыдущем «Руднике» фильмом-открытием стала «История одного назначения» Авдотьи Смирновой – фильм, основанный на реальных фактах из жизни Льва Толстого. Кстати сказать, такое «игровое» начало организаторы фестиваля намерены сделать традицией.
И всё-таки в Свияжск едут прежде всего для того, чтобы увидеть молодое документальное кино. Вот краткие релизы только трёх конкурсных фильмов, которые будут показаны на «Руднике» в субботу.
Марина РАЗБЕЖКИНА, арт-директор фестиваля: | |
На прошлых фестивалях мы очень хотели построить отношения с молодыми казанскими режиссёрами, и даже организовали внеконкурсный показ их фильмов. Но мы не заметили у ребят какого-то интереса к фестивалю и фильмам других участников. Они показывали свои картины и тут же уезжали. |
Испанский режиссёр Ванесса дель Кампо Гатель училась в Бельгии, но сняла фильм о Марсе. Только не о четвёртой планете от Солнца, а о пустыне в Омане, где девушки в хиджабах мечтают о космосе. Многозначность слова «space» (космос, пространство, расстояние) обыгрывается на разных уровнях. Картина «Марс. Оман» (Бельгия) существует на стыке игрового с документальным и рассказывает о разном понимании границ.
«Стоянка на дороге ветра» – фильм российского режиссёра Натальи Харламовой, героиня которого по имени Белекмаа после смерти отца поселяется на его чабанской стоянке. Она переживает первую в своей жизни большую утрату и надеется увидеть отца хотя бы во сне – до того дня, когда, по тувинскому обычаю, дух умершего накормят и проводят навсегда.
Съёмки фильма «Лай собак вдалеке» датского режиссёра Симона Леренга Вильмонта проходили в Донбассе, и эта картина о жизни украинской семьи, принявшей решение не покидать дом после начала военных действий. Бабушке Александре и её 10-летнему внуку Олегу бежать от войны некуда. Бабушка осталась единственным опекуном мальчика. Он помогает ей по дому, ведёт беседы о жизни и вместе с ней прячется от обстрелов в подвале их дома.
Фестиваль завершится в воскресенье, и в этот же день будут объявлены его победители, которые по итогам конкурса наряду с денежными призами (Гран-при – 800 евро) получат памятные знаки, которые придумали и сделали живущие на острове художники Рашит Сафиуллин и Илья Артамонов. По традиции будет также вручён приз зрительских симпатий.
К сожалению, как и в прошлом году, среди участников конкурса и киношкол практически нет татарстанцев, и даже заявок от них почти не поступало, а те немногие, что были, не прошли отбор.
– Я очень мало вижу казанцев и среди зрителей, хотя на наш фестиваль приезжают даже из Сибири, – прокомментировала ситуацию Марина Разбежкина. – На прошлых фестивалях мы очень хотели построить отношения с молодыми казанскими режиссёрами, и даже организовали внеконкурсный показ их фильмов. Но мы не заметили у ребят какого-то интереса к фестивалю и фильмам других участников. Они показывали свои картины и тут же уезжали.
Как вы знаете, я начинала снимать кино на Казанской киностудии. И когда один из первых моих фильмов был приглашён на кинофестиваль IDFA в Амстердаме, я ничего не знала о том, какое кино снимают в Европе. В те годы в СССР с этим было сложно. Но когда я приехала туда, то увидела, что мой фильм в принципе вполне европейский. Поэтому я очень хочу, чтобы начинающие казанские документалисты увидели кино, которое мы привозим в Свияжск. Почему-то я абсолютно уверена, что они мало знают европейское кино. Иначе бы они не снимали такие слабые фильмы.
Фестиваль завершится в воскресенье, и в этот же день будут объявлены его победители, которые по итогам конкурса наряду с денежными призами (Гран-при – 800 евро) получат памятные знаки, которые придумали и сделали живущие на острове художники Рашит Сафиуллин и Илья Артамонов
– Марина Александровна, на пресс-конференции прозвучало, что «Рудник» определился и с концепцией, и с форматом. Означает ли это, что теперь на фестивале всё будет неизменно и ему больше некуда стремиться?
– Я имела в виду, что мы добились желаемого качества. Это и качество фильмов (поверьте, очень нелегко получить на фестиваль то кино, которое мы хотим показать), и качество жизни на острове. Это тоже важно. Скажем, в Свияжске хватает точек общепита, но ассортимент блюд оставляет желать лучшего. Речь, как вы понимаете, не об устрицах, а хотя бы о хорошо прожаренной картошке. В этом году составлением меню для гостей и участников «Рудника» занимается человек, специально приглашённый из Казани. И мы благодарны владельцам одного из свияжских кафе, которые согласились допустить «чужака» на свою кухню.
Что касается перспективы, то каждый год наш фестиваль будет принимать одну из европейских или американских киношкол и представлять их фильмы в рамках внеконкурсной программы. Нынче мы начали с Лодзинской школы, одной из лучших и старейших в Европе, откуда вышел почти весь цвет игрового и документального кинематографа Польши. И, повторю, мне очень хочется, чтобы на «Рудник» приезжали ребята, которые учатся и занимаются кино в Казани. Это фестиваль для них.