Вершина Караул-тау с автотрассы, ведущей в Бугульму из Альметьевска, видна издалека. В глубокой древности ее облюбовали кочевые племена, обитавшие на этих территориях. Берега и лесистые окрестности протекающей поблизости реки Степной Зай в те годы славились обилием зверей, на которых охотились местные жители. А на вершине горы воины выставляли свои дозоры, которые вовремя могли заметить приближающихся врагов и поднять тревогу.
С тех пор и стали называть гору у подножия бугульминского села Карабаш Караульной. Со свой функцией наблюдательного поста она успешно справлялась и во времена Булгарского царства, и в период Казанского ханства. Даже когда земли эти вошли в состав Российского государства, на Караульную гору возлагалась задача боевого форпоста, поскольку рядом находились укрепления засечной линии, оборонявшей южные рубежи территории от набегов ногайцев.
О ЧЕМ МОЛЧАТ СЕДЫЕ КУРГАНЫ
О том, что земли нынешнего Бугульминского района были заселены с глубокой древности, свидетельствуют такие уникальные находки, как сарматский меч эпохи раннего железа, обнаруженный историками в окрестностях Бугульмы. И это не единичная находка, которая говорит о том, что здесь ставили свои кочевья сарматы – загадочный народ воинов, упоминаемый вместе со скифами еще античными историками. Древнегреческий историк Геродот даже уверял, что сарматы, чьи обширные владения раскинулись к северу от Танаиса (так древние историки называли Дон), происходят от легендарных воительниц-амазонок.
Сегодняшние историки, услышав такую версию, улыбнутся, однако не стоит относиться к мифам легкомысленно. Кстати, старинные вещи, относящиеся к сарматской культуре, в Татарстане находили и раньше в соседнем Альметьевском районе, а совсем недавно – в Азнакаевском районе.
На вершине горы воины выставляли свои дозоры, которые вовремя могли заметить приближающихся врагов и поднять тревогу. С тех пор и стали называть гору у подножия бугульминского села Карабаш Караульной
Главное свидетельство о пребывании в этих местах сарматских племен – надгробные курганы. В них древние кочевники хоронили своих вождей. Пышный обряд погребения сопровождался обильными жертвоприношениями.
Еще в 1911 году при распашке древних курганов в соседней Оренбургской области у села Прохоровка местные крестьяне обнаружили уникальные старинные вещи: древнее оружие, золотые украшения и серебряные зеркала, которые, по представлению древних, должны были служить в будущей жизни своей прежней хозяйке. Да-да, именно хозяйке, поскольку прибывшие позже археологи обнаружили ее скелет в почти полностью истлевшем платье, украшенном золотыми блестками.
Ну как тут не вспомнить «отца истории» Геродота с его утверждениями о родстве сарматов с легендарными амазонками? Кстати, Бугульминский район граничит с оренбургскими степями. И древних курганов в окрестности села Карабаш тоже немало. Увы… Некоторые из них были распаханы и не сохранились. Жители села Карабаш рассказывали, что в одном из таких захоронений был обнаружен скелет, возле которого находился глиняный сосуд. Относилось ли это захоронение к сарматским племенам или к так называемой срубной культуре? Ответ на этот вопрос могут дать ученые-историки, которым еще предстоит обследовать уцелевшие курганы. Пока же работы у археологов в этих местах предостаточно, ведь Карабашская земля хранит также память и о народах более поздних эпох.
ОТ САРМАТ И БУЛГАР ДО КАЗАНСКОГО ХАНСТВА
Старинные вещи у подножия Караул-тау жители села Карабаш находили часто. В основном это наконечники боевых стрел и копий, а также ножевые пластины, обломки наждачных камней и керамических сосудов. Все это, как принято говорить среди историков, – случайные находки. Что же касается археологических исследований, то казанские экспедиции обследовали местность вокруг села не один раз, выявив не менее четырех стоянок так называемой срубной культуры. Видимо, древние племена обитали в этих местах еще во втором тысячелетии до нашей эры. Да и в более поздние времена – в эпоху могущества Золотой Орды – люди селились здесь часто.
О том, что земли нынешнего Бугульминского района были заселены с глубокой древности, свидетельствуют такие уникальные находки, как сарматский меч эпохи раннего железа, обнаруженный историками в окрестностях Бугульмы
Об этом можно судить по артефактам, которые обнаружили в 2009 году участники экспедиции известного казанского археолога Альберта Бурханова при активном содействии районных краеведов. Историки выявили, что толщина культурного слоя доходит местами до двух метров. Уже одно это обстоятельство сулило ученым немалую удачу. И она не заставила себя ждать. Так, в районе моста через Степной Зай археологи обнаружили фундамент старинного здания. А дальше находки последовали одна за другой: железная подкова, старинный замок, весы-безмен, нож без рукоятки, множество кованных гвоздей, фрагмент чугунного котла, украшения из бронзы… Особенно много попадалось осколков керамики золотоордынского периода. Нашлись фрагменты желто-красноглиняной посуды, изготовленной при помощи гончарного круга. Все эти находки могут рассказать немало интересного о жизни обитателей этих мест в период Казанского ханства.
Да что там раскопки! Только по одному лишь количеству старинных кладбищ-зиратов, которых в округе целых восемь, можно говорить о том, что места эти были плотно заселены довольно продолжительное время. Старинные кладбища, как и древние курганы, тоже пострадали от времени. От многих из них остались лишь стертые временем каменные надгробья. Наиболее сохранившиеся камни относятся к XIV–XV столетиям – периоду заката Казанского ханства. Приблизительно тогда село и получило свое нынешнее название – Карабаш.
ЛЮБОВЬ ВО ВСЕМ ВИНОВАТА…
Легенду о батыре Карабаше и его возлюбленной Танбике в этом селе знает почти каждый. Еще бы! Ведь именно по имени ее главного героя и нарекли село. Это совпало с периодом феодальной раздробленности, которая поразила некогда великое государство – Золотую Орду. К тому времени она уже начала распадаться на части. Одной из таких частей и стало Казанское ханство.
В районе моста через Степной Зай археологи обнаружили фундамент старинного здания. | |
А дальше находки последовали одна за другой: железная подкова, старинный замок, весы-безмен, нож без рукоятки, множество кованных гвоздей, фрагмент чугунного котла, украшения из бронзы… Особенно много попадалось осколков керамики золотоордынского периода. |
Жизнь правителей в феодальную эпоху только на первый взгляд казалась сладкой и беспечной. На самом деле любому хану приходилось постоянно быть начеку, опасаясь стать жертвой очередного дворцового переворота, и оказаться в лучшем случае изгнанным, а в худшем – убитым. В одно время, которое вошло в русские летописи как период «великой замятни», ханы менялись так часто, что простой народ не мог и запомнить всех тех, кто когда-либо занимал ханский престол. В 1496 году на Казанском престоле оказался очередной временщик – сибирский хан Мамук, который со своим войском захватил город. Правил он недолго – около года – и вскоре был вынужден оставить Казань, вернувшись в Сибирь по той же дороге, по которой наступал. В войске Мамука был молодой воин, смуглолицый и чернобровый красавец-джигит Карабаш – Черная голова. Был он смел и удал, а потому и поставили его во главу небольшого отряда конных разведчиков. И хотя было их всего пятеро, каждый в бою стоил трех, а то и четырех воинов.
Когда хан Мамук повел своих воинов на Казань, Карабаш, которому уже порядком надоело проливать кровь за чужие богатства, решил оставить службу. Проходя с войском мимо селения у подножия Караульной горы, он увидел пригожую девушку Танбике, шедшую по воду, и влюбился в нее. Тогда и дал клятву: если ему посчастливится вернуться из казанского похода живым, обязательно возьмет ее в жены и останется в этих местах. Так все и вышло. Вместе с бывшим разведчиком ханского войска в селении у Караульной горы остались и его пятеро товарищей. А село с тех пор так и зовется – Карабаш.
ДЖИГИТЫ НА БЫСТРЫХ СКАКУНАХ
Жизнь карабашцев всегда была тесно связана с лошадьми. Лесостепные участки являлись превосходными пастбищами для табунов лошадей, которых разводили проживавшие здесь башкиры-вотчинники. Тогда они составляли большинство населения Карабаша. Когда земли эти стали южными рубежами Российского государства, поблизости началось строительство засечной линии. Охрану южных границ от набегов ногайцев русские государи поручали казакам.
В 1700 году в Карабаше поселяются пять казачьих семей. В обязанность казаков входил надзор за селом, часть жителей которого значились в документах тех лет ясачными татарами и должны были платить государев оброк. В начале XVIII века население села значительно увеличилось за счет татарских переселенцев из сел и деревень Мамадышского и Мензелинского уездов. Это были татары, не пожелавшие подчиниться Новокрещенской конторе и переменить веру отцов. Большинству из них тяжело было осваиваться на новом месте. Бесконечные поборы и притеснения со стороны царских чиновников будили в народе протест. В 1730 году при строительстве Оренбургского тракта карабашцы обязаны были предоставлять своих лошадей и телеги для подвоза харчей, а также принимали участие в высадке деревьев вдоль новой дороги на отрезке от Солдатской Письмянки до Абдрахманова. Вскоре по тракту застучали колеса ямщиков – извозом на лошадях занимались многие жители села. Именно от них карабашцы одними из первых узнали о начале восстания Пугачева, который объявился в степях Оренбуржья.
А весной 1774 года в село прибыл казачий отряд пугачевского атамана Кинджи, который объявил карабашцам большие вольности и отмену государевых повинностей от имени «царя Петра» – так именовал себя в своих посланиях Емельян Пугачев. Кинджа занимался вербовкой
наездников для пугачевского войска. В селе до сих пор помнят место, где он стоял лагерем, – в народе его называют Кинджакей чокуры. Рассказывают, что Кинджа женился на карабашской красавице Ханифе. Правда это или нет, но много лет спустя уроженец села, герой Русско-японской войны 1905 года Юсуф Курбиев считал себя потомком пугачевского атамана Кинджи.
Только по одному лишь количеству старинных кладбищ-зиратов, которых в округе целых восемь, можно говорить о том, что места эти были плотно заселены довольно продолжительное время
Но не только участием в Пугачевском бунте прославились карабашские наездники. Во времена Отечественной войны 1812 года в составе башкирского казачьего полка они успешно сражались против войск Наполеона Бонапарта и даже приняли участие в зарубежном походе русской армии, дойдя до Лейпцига и Дрездена. И воевали храбро: история сохранила имена карабашцев Латыпа, Гарифуллы и Зигангира, отмеченных после войны наградами, пособиями и земельными наделами.
ЧЕРНОЕ ЗОЛОТО КАРАБАША
Много перемен в жизнь села принес XX век. Революция и Гражданская война, расколовшие российское общество, «раскулачка» и становление колхозного строя – все это пережили карабашцы. А потом была Великая Отечественная война, на фронтах которой сложили головы более трехсот жителей села. И трудные годы восстановления пришедшего в упадок хозяйства.
Но есть в истории старинного села дата, кардинально изменившая его лицо. Это 1950 год, когда в окрестностях пробурили первые нефтяные скважины. Став одним из центров нефтедобычи, Карабаш за считаные месяцы превратился из глухого села в современный рабочий поселок: нефтяники ехали сюда со всех концов Союза – из Баку, из Грозного и даже с Сахалина!
Вместе с нефтяными вышками и первыми тоннами добытого из недр Карабашской земли черного золота росло население поселка, возводились благоустроенные двух- и трехэтажные дома, появились Дом культуры, детский сад, столовые и другие объекты соцкультбыта.
Много перемен в жизнь села принес XX век. Революция и Гражданская война, расколовшие российское общество, «раскулачка» и становление колхозного строя – все это пережили карабашцы
Что и говорить, многое изменилось с тех пор, как возле Караульной горы поселился успевший стать легендарным лихой джигит Карабаш. Сегодня он вряд ли узнал бы свой край. Но все так же, как и много веков назад, смотрит в светлые воды Степного Зая древняя Караул-тау, напоминая жителям села о славных делах далеких предков.