Течет ручей, журчит ручей…

 

189

Автор статьи: Артем СУББОТКИН

 

DSC01980

 

Непроходимые чащобы надежно укрывали когда-то эту низину, на дне которой били звонкие родники. Поначалу воду из них пили звери да изредка забредавшие сюда мергены-охотники. Лишь во второй половине XVI века, когда окрестные земли вошли в состав Российского государства, здесь застучали топоры. Переселенцы-то и проложили сквозь непроходимые леса тракт, соединявший Казань с Царевококшайском – так в старину называлась Йошкар-Ола. Проходила новая дорога как раз поблизости от здешних родников. Возле них и возникло поселение – починок Большие Ключи (нынче – в Зеленодольском районе Татарстана). Его основали холопы боярина Феодора Полякова, сосланного сюда из Первопрестольной.

 

БОЯРСКАЯ ОХОТА

За что именно впал в царскую немилость боярский сын Феодор Поляков – неизвестно. Однако в те лихие годы, когда Иван Грозный развернул войну против заносчивого русского боярства, стоявшего у него на пути к единовластию, жертвами произвола опричников стали многие. И боярину Полякову поначалу еще повезло. Его не бросили в пыточный подвал, не отправили на дыбу и не посадили на кол, как других «государевых ворогов», а просто выслали подальше от Москвы.

Впрочем, сам опальный боярин недолго горевал. Леса здешние ничуть не уступали подмосковным охотничьим угодьям. Лоси и кабаны, медведи, зайцы, лисы, а также множество лесных птиц, не считая водоплавающих гусей и уток, – все это водилось здесь в изобилии. Охоте, которую устраивал Поляков, могли бы позавидовать многие. Ярко пылали костры, дымились нанизанные на вертела освежеванные звериные туши, а со стен горницы боярского терема смотрели на пирующих охотников клыкастые кабаньи головы. Обрывки песен, пьяные крики и смех разносились над сумрачно молчащим лесом.

 


Леса здешние ничуть не уступали подмосковным охотничьим угодьям. Лоси и кабаны, медведи, зайцы, лисы, а также множество лесных птиц, не считая водоплавающих гусей и уток, – все это водилось здесь в изобилии


 

Боярин во хмелю был дерзок и несдержан на язык. Мог при случае весьма нелестно отозваться о сославшем его в эту глушь государе. Вероятно, неосторожно сказанное им во время очередного застолья слово и стало причиной доноса, по которому Полякова доставили в Москву, где вскоре казнили. Челядь его частично попала под арест, часть разбежалась. Так бы и заглох починок Большие Ключи, если бы не поселенцы второй волны, нагрянувшие в эти места в неспокойном XVII веке, который вошел в историю России как «бунташный».

 

СЛАВНЫЕ РАБОТНИКИ – СТОЛЯРЫ И ПЛОТНИКИ

Вторая волна переселенцев, пришедших на место бывшей боярской заимки, связана с основанием в здешних местах Раифского Богородицкого монастыря. Новые поселенцы – беглые крестьяне из центральных районов России  – селились поблизости от святой обители, которой требовались работники. Так на месте заброшенного починка Большие Ключи вновь появились люди. В отличие от своих предшественников – боярских прислужников, умевших лишь бить зверя, гулять да бражничать, новые хозяева этих мест были людьми хозяйственными и работящими.

Они корчевали лес, распахивали землю, сеяли рожь и пшеницу. А долгими зимними вечерами мастерили предметы нехитрой обстановки крестьянской избы – столы, лавки, табуреты, полки под посуду, благо леса для умелых рук в округе было много. Именно этим обстоятельством и воспользовался казанский купец Иван Михайлов, основавший здесь уже в XVШ веке артельное сообщество по производству деревянных ящиков для нужд казенного порохового завода. Их мастерили почти в каждой ключинской семье, крупными партиями отправляя в Казань.

 


Новые поселенцы – беглые крестьяне из центральных районов России  – селились поблизости от святой обители, которой требовались работники


 

Платил купец своим поставщикам щедро, так что село считалось зажиточным. Именно поэтому, когда в соседнем селе Ивановском в 1821 году сгорела деревянная церковь, крестьяне из Больших Ключей обратились в Казанскую духовную консисторию и выразили готовность построить на свои средства у себя в селе церковь уже из кирпича, тем более что залежи строительной глины в округе имелись.

 

ХРАМ, ПОСТРОЕННЫЙ НА ВЕКА

Заручившись добром на строительство у казанского епархиального духовенства, ключинцы построили сначала небольшой завод по изготовлению кирпичей. Глину для них месили при помощи лошадей. После обжига готовый кирпич складировали неподалеку от места строительства нового храма. Старостой новой церкви крестьяне единодушно избрали Афанасия Белова. Репутация для этого ответственного поста у него была самая подходящая – в молодости совершил паломничество по святым местам в Иерусалим.

С каждого двора на строительство собрали по три рубля. Если учесть, что к тому времени Большие Ключи насчитывали уже 257 дворов, деньги по тем временам вышли немалые. Наняли каменщиков и, отслужив молебен, приступили к строительству. Как рассказывали старики, в раствор для кирпичной кладки для особой крепости добавляли белок куриных яиц. И, как выяснилось впоследствии, делали это не зря.

 


Лишь в девяностые годы церковь Иоанна Богослова в селе Большие Ключи вернули верующим. С тех пор началось по-степенное возрождение заброшенной святыни


 

Именно это обстоятельство позволило сохранить храм, который в годы советской власти местные сельсоветчики закрыли и даже пытались сломать. Однако сделать это так и не смогли. Единственное, чем тогда повредили храму, – разобрали церковную ограду, кирпич от которой пошел на строительство машинно-тракторной станции. В самом же храме устроили сначала склад, затем – магазин. Какое-то время здание и вовсе пустовало. И лишь в девяностые годы церковь Иоанна Богослова в селе Большие Ключи вернули верующим. С тех пор началось по-степенное возрождение заброшенной святыни. И сегодня преобразившийся храм вновь радует взор каждого, кто еще издали видит его сияющие на солнце купола.

 

ЧЕЛОВЕК-ЛЕГЕНДА

Несколько месяцев назад в Больших Ключах умер ветеран Великой Отечественной войны Александр Журин. Прежде я не раз встречался с этим удивительным человеком. В свое время он рассказал мне немало интересного об истории села. Впрочем, сама его жизнь стоит того, чтобы написать о нем увлекательную повесть.

 


Стрелковый полк, в котором лейтенант Журин был командиром роты телефонной связи, вначале перебросили в Сухуми – охранять важные объекты на черноморском побережье


 

Родился дед Александр в 1917 году, который стал поворотным в истории всей России. Рос в простой крестьянской семье – уже тринадцатилетним подростком самостоятельно управлялся с лошадьми и плугом на пашне. После окончания сельской школы-семилетки поехал в Казань, где поступил в педагогический техникум. Окончив учебу, преподавал в одной из школ Зеленодольска. А вскоре пришла повестка из военкомата. Посмотрев анкету, молодого педагога направили в Ульяновское военное училище связи, где курсанта Журина, который и по возрасту, и по жизненному опыту оказался старше своих сослуживцев, сразу же назначили командиром отделения.

После учебы молодой офицер Журин был направлен в Тбилиси. Здесь, буквально на вокзале, его и застало известие о начале войны. Стрелковый полк, в котором лейтенант Журин был командиром роты телефонной связи, вначале перебросили в Сухуми – охранять важные объекты на черноморском побережье. Немцы часто выбрасывали здесь свои диверсионные группы, с которыми наши бойцы вступали в бой. Несмотря на потери личного состава полка, крупных диверсий на данном участке немцам провести не удалось. Между тем враг рвался к Кавказу. Вот почему уже в августе 1942 года полк, в котором служил лейтенант Журин, перебросили на Марухский перевал.

 

В ГОРАХ КАВКАЗА

Как рассказывал мне ветеран, бойцы двигались ускоренным маршем. Форсировали реку Кодор, а затем по звериным тропам вышли к подножию перевала. Разведка доложила, что враг еще в 15 километрах, но уже на леднике авангард полка напоролся на засаду и был обстрелян немцами из горной дивизии «Эдельвейс». Пришлось срочно занимать оборону. Как вспоминал ветеран, это уже потом выяснилось, что противник проходил здесь альпийскую подготовку еще задолго до войны. Тогда наши скалолазы вместе с немецкими альпинистами ходили в эти горы в одной связке, выручали друг друга.

 


Александр услышал за спиной: «Татария, выручай!..» Это крикнул его земляк, лейтенант Окунев, сорвавшийся в одну из трещин. Секундой позже пуля угодила в самого Журина. Правда, всего лишь царапнула кожу, пробив на излете шинель


 

Теперь же немцы пришли сюда как враги. Когда полк оказался в ледяном мешке у горы Каракая, лейтенанта Журина и двух товарищей командир отправил разведать направления прорыва. Их путь пересекали многочисленные трещины глубиной до трех и более метров. Вскоре их засекли вражеские снайперы. Раздались выстрелы. В это время Александр услышал за спиной: «Татария, выручай!..» Это крикнул его земляк, лейтенант Окунев, сорвавшийся в одну из трещин. Секундой позже пуля угодила в самого Журина. Правда, всего лишь царапнула кожу, пробив на излете шинель. Пришлось залечь за валунами и, дождавшись сумерек, отправиться в часть за веревкой, с помощью которой вытащили из расщелины товарища. Лишь на следующий день под прикрытием тумана вышли из ловушки. 

Много всего пришлось пережить лейтенанту Журину и его однополчанам, но свою задачу полк выполнил: немцы так и не прорвались через Кавказский хребет к вожделенной бакинской нефти. Память о герое-земляке, как и о других ветеранах-ключинцах, чьи имена выбиты на обелиске, установленном возле сельского Дома культуры, жители села хранят свято.

 

ИНДЕЙКА ПО-КЛЮЧИНСКИ

Говорят, что именно благодаря этой птице смогли выжить первые европейские поселенцы, высадившиеся на берегах Нового Света. Недаром она занимает почетное место на праздничном столе в День благодарения, который празднует вся Америка.

Похоже, что благодарны индейке не только американцы, но и жители села Большие Ключи. Еще в не столь давние советские годы птицефабрика совхоза «Ключинский» была широко известна за пределами района. Куриные яйца с птицефабрики шли в магазинах нарасхват. Но в девяностых годах прошлого века предприятие, как и десятки других фабрик птицеводческой отрасли, пришло в упадок и обанкротилось. Жителям села, многие из которых трудились на птицефабрике, пришлось искать заработок на стороне – в Зеленодольске и Казани. Долго стояли без дела опустевшие птичники, пока в 2009 году у них не появился новый хозяин – глава фермерского хозяйства Ильнур Мадьяров.

 


Линар АХМЕТЗЯНОВ:  За месяц перерабатываем до 200 тонн птичьего мяса. Продукцию нашу хорошо знают не только в республике – за ней приезжают из Московской области, из Сибири и Крыма


 

В птицеводстве он не новичок – долгие годы работал в этой отрасли, выращивал индеек на мясо сначала в Осинове, затем  в поселке Залесном. На новом месте фермер развернулся широко: отремонтировал старые птичники, установив автоматические линии по кормлению и поению, построил новые помещения и инкубатор по выращиванию индюшат. Сегодня индюшиное стадо фермерского кооператива Мадьярова насчитывает 90 тысяч голов. Есть здесь убойный и разделочный цеха, холодильные камеры, цех по производству колбас, рулетов, сосисок, окорочков и прочей продукции, которую можно купить в расположенном у проходной магазине по вполне доступным ценам.

В особом почете у покупателей котлеты с характерным названием «Цыпа». А для любителей пикников на природе всегда имеются в продаже сочные шашлыки из индейки, которые можно купить в торговых точках «Индюжина» в Казани, а также в автолавках, которые ежедневно развозят мясо по городам республики. У Мадьярова свой гараж и автопарк – более десятка машин, оснащенных специальными термокузовами.

– За месяц перерабатываем до 200 тонн птичьего мяса, – говорит главный ветврач хозяйства Линар Ахметзянов (на снимке). – Продукцию нашу хорошо знают не только в республике – за ней приезжают из Московской области, из Сибири и Крыма.

Сегодня на предприятии трудятся около ста человек – жители Больших Ключей и соседних деревень. Жизнью довольны – и зарплату получают вовремя, и ездить на работу далеко не надо. А когда войдут в строй помещения новых птичников и увеличится поголовье, дела у ключинцев и вовсе пойдут в гору. Так что, глядишь, в скором времени и в Ключах тоже начнут отмечать День благодарения, непременно с жареной индейкой в центре праздничного стола.

 

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще