Театр Бориса Эйфмана: больше, чем балет

Нуриевский фестиваль завершается гастролями Театра Эйфмана

Собственно, гастроли уже начались балетом «Евгений Онегин» на музыку Петра Чайковского и рок-композиции Александра Ситковецкого.

329

Автор статьи: Ольга КРУЧИНА

Фото: eifmanballet.ru

 

roden-27

 

Вместо традиционного гала-концерта в завершение XXIX Международного фестиваля классического балета им. Р.Нуриева в Казани пройдут гастроли Санкт-Петербургского академического театра балета Бориса Эйфмана.

 

Собственно, гастроли уже начались 26 мая балетом «Евгений Онегин» на музыку Петра Чайковского и рок-композиции Александра Ситковецкого. Напомню, что петербуржцы уже привозили этот спектакль в Казань в рамках культурной программы Универсиады-2013, но многие балеты Бориса Эйфмана хочется смотреть снова и снова. И «Онегин», безусловно, из этого числа. Сохраняя дух и даже букву пушкинского романа в стихах (к примеру, письмо Татьяны читает «голос за сценой»), Эйфман переносит его действие в наши дни, в более драматические, даже экстремальные обстоятельства, чтобы ответить на вопрос, волнующий хореографа-новатора: что есть русская душа сегодня?.. И ответ на него, как нетрудно догадаться, сродни приговору… Можно по-разному относиться к малиновому пиджаку Онегина, кадрам кинохроники августовского путча ГКЧП и «балу олигархов» под мощные звуки начала Первого фортепианного концерта Чайковского, но едва ли в последнее время можно вспомнить какой-то другой спектакль, который в такой же мере, как балет Эйфмана, стал бы зеркалом своего времени и отражал трагическое мироощущение со­временного человека.

 

 Борис ЭЙФМАН:

Борис Эйфман

Балет для меня не только профессия. Это способ существования, мое земное предназначение. Его средствами я должен передать то, что дается мне свыше. Я, наверное, просто захлебнулся бы своими эмоциями, если бы не имел возможности реализовать их в творчестве. Хореография для меня – искусство глубоко религиозное в широком понимании этого слова».

Театр Бориса Эйфмана много гастролирует, но, как правило, за рубежом, где труппа проводит не менее полугода, поэтому даже в родном Петербурге не просто попасть на его спектакли. Но Казани в этом смысле везет… За последние десять лет, и в первую очередь благодаря Нуриевскому фестивалю, казанская публика увидела многие постановки Эйфмана – «Реквием», «Мой Иерусалим», «Анна Каренина», «Карамазовы». На этот раз, кроме «Онегина», в гастрольной афише петербуржцев балет «Роден», посвященный судьбе и творчеству великого скульптора и его ученицы, возлюбленной и музы Камиллы Клодель. В этом спектакле Борису Эйфману удалось не только рассказать языком танца трагическую историю взаимоотношений двух художников, в которой переплелось все: страсть, ненависть, творческая ревность, триумф, одиночество, но и передать через уникальную пластику танцовщиков муки и радости творческого процесса. «На языке тела мы говорим в этом спектакле о страсти, внутренней борьбе, отчаянии – обо всех тех явлениях жизни человеческого духа, которые гениально изображены Роденом и Камиллой в бронзе и мраморе. Обратить застывший в камне миг в безудержный, эмоционально насыщенный поток телодвижений – вот к чему стремился я, сочиняя этот балет», – говорит о своем замысле сам хорео­граф.

Для Бориса Эйфмана, создателя единственного в России авторского балетного театра, можно даже сказать – своей балетной вселенной, нынешний год юбилейный. Он родился в 1946 году в Сибири, в семье, не связанной ни с балетом, ни с театром. Однако с самого раннего дет­ства ему хотелось выражать свои чувства и размышления в пластических образах, в танце. Врожденное чувство движения, «инстинкт к сочинению» привели его в Ленинградскую консерваторию, на балетмейстерское отделение (к слову, среди его однокашников были Юрий Григорович и первая татарская женщина-балетмейстер, в прошлом казанская прима-балерина Нинель Юлтыева). В 1977 году молодой хореограф получил под свое начало небольшой коллектив при Ленконцерте, из которого и возник его авторский театр, известный ныне всему балетному миру.

Борис Эйфман всегда был противником бессюжетных, абстрактных балетов. «Движение само по себе не значит ничего, – говорил он. – Прыгают же лошади, ну и что?» Узнаваемой особенностью хореографии Эйфмана является то, что практически все его постановки сюжетны и часто имеют литературную основу. Он создал новый балетный стиль, сочетающий классический и со­временный танец с драматическим искусством.

 


В составе труппы Бориса Эйфмана – 50 уникальных танцовщиков и балерин, прошедших непростой отбор. Среди них, кстати сказать, есть и выпускники Казанского хореографического училища


 

РоденВо времена Советского Союза у него была репутация «хореографического диссидента», ибо балетный язык Эйфмана был настолько необычным и выразительным, что власти все время искали и, самое удивительное, находили в его спектаклях крамолу. Бориса Эйфмана упорно подталкивали к эмиграции, но сам хореограф не хотел уезжать. Он не поехал даже на первые зарубежные гастроли театра, опасаясь, что ему не позволят вернуться на родину… Лишь в начале девяностых годов талантливый балетмейстер получил полную свободу для творческого самовыражения, ярким проявлением которого стали такие бесспорные шедевры, как балеты «Чайковский», «Красная Жизель», «Русский Гамлет» и другие. «Балетный мир, находящийся в поиске главного хореографа, может прекратить поиск. Он найден, и это – Борис Эйфман», – напишет о нем The New York Times.

Сегодня народный артист России Борис Эйфман – хорео­граф с мировым именем, автор более 60 балетных постановок, которым рукоплескали зрители многих стран. И каждый приезд его уникальной труппы в Казань – это, безусловно, счастливый билет для тех, кто любит современный балет и с восхищением следит за творчеством этого выдающегося хореографа.

 

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще