Там, где встречаются Вятка
и Кама

Село Свиногорье Елабужского района находится рядом с тем местом, где встречаются Вятка и Кама. А названию своему оно обязано многочисленным стадам диких кабанов.

Автор статьи: Артем СУББОТКИН

Фото: vk.com

 

kama

 

Стою на высоком берегу. В лучах неяркого осеннего солнца переливается серебристая речная гладь. Редкие буруны, появляющиеся на ее поверхности, напоминают гривы быстрых скакунов. Вот так же много веков назад смотрели на эти волны булгарские воины, пришедшие сюда из южных степей Приазовья и основавшие на этой земле свой стан.

 

Село Свиногорье Елабужского района находится рядом с тем местом, где встречаются Вятка и Кама. А названию своему оно обязано многочисленным стадам диких кабанов, которые раньше в изобилии водились в здешних лесах. На них охотились много веков назад и булгарские мергены, и те, кто жил в этих местах задолго до них.

 

ЗАГАДОЧНЫЙ КАРАВАШЕК

Еще в 1882 году учитель местной сельской школы Н.Савельев, прогуливаясь в окрестностях западнее села, в месте, которое здешние крестьяне называли Каравашек, обратил внимание на вытянутую серповидную гряду камней. Она огораживала треугольной формы мыс между двумя оврагами. Обследовав этот каменный вал, учитель пришел к однозначному выводу: ограждение это рукотворное.

Уверенность в том, что его сложили из камней проживавшие здесь когда-то люди, подтвердили также разнообразные находки прибывшего из Казани археолога А.Спицына. Здесь он собрал целую коллекцию вещей, относящихся к так называемой Ананьинской культуре, – от костяных наконечников стрел и копий до детских игрушек из обожженной глины. Все они, как отдельные части мозаичного пазла, сложенные воедино, помогут нам представить картину повседневной жизни древнего поселения.

 


Кем были первые русские поселенцы? В большинстве своем – беглыми крестьянами из центральных районов России, променявшими горькую долю крепостных на камскую вольницу


 

Например, старинный ручной жернов для помола зерна. С его помощью женщины получали муку, из которой пекли хлеб и готовили на огне болтушку, чтобы накормить уставших, вернувшихся с охоты мужчин. О том, что местные жители били зверя, красноречиво свидетельствуют не только наконечники стрел, железный нож, но и большое количество костей различных животных, как диких, так и домашних. Судя по всему, ананьинцы не только охотились, но и выращивали скот. А два костяных гарпуна с зазубренными краями говорят о том, что и рыболовством древние обитатели этих мест промышляли весьма успешно.

Интересна и найденная ученым глиняная свистулька, издающая заунывные звуки. Это явно сделано для забавы малышей. Правда, есть среди находок вещи, назначение которых непонятно. Например, трудно сказать, для чего нужна была небольшая лопаточка со втулкой или три кружка – глиняный, меловой и каменный, а также фигурная пластинка, выплавленная древним мастером из меди. И хотя раскопки на Каравашке проводились неоднократно, земля эта хранит еще много тайн и загадок.

 

ВЯТСКИЕ – РЕБЯТА ХВАТСКИЕ

Русское население появилось в этих местах во второй половине XVII века. К той поре относится первое упоминание села Свиные Горы, которое вскоре после по­стройки церкви стали называть Рождественское.

Кем были первые русские поселенцы? В большинстве своем – беглыми крестьянами из центральных районов России, променявшими горькую долю крепостных на камскую вольницу. Правда, официально село было приписано к Раифскому монастырю, и крестьяне поставляли часть продуктов в виде оброка на монастырское подворье. Ну а позже, когда монастырские земли отошли в государеву собственность, крестьяне перешли в разряд экономических.

Население здесь неприязненно относилось к власти помещиков и царских чиновников. О пришлых вятичах говорили: «Вятские – они ребята хватские!» И неспроста. Достаточно сказать, что уроженцем села Свиные Горы являлся хорошо известный в свое время разбойник Василий. Еще в юные годы из-за проблем с законом он вынужден был бежать из родных мест на Волгу, где вместе с лихими товарищами основал свой разбойничий стан – ныне это поселок Васильево в Зеленодольском районе.

 


О том, что местные жители били зверя, красноречиво свидетельствуют не только наконечники стрел, железный нож, но и большое количество костей различных животных, как диких, так и домашних. Судя по всему, ананьинцы не только охотились, но и выращивали скот


 

Считается, что здешние жители отличаются отчаянным и своевольным характером. Пенсионер из соседнего села Котловка Леонид Кучумов рассказывал мне, как его дед еще до революции служил ямщиком на почте – раньше через Свиногорье и Котловку проходил почтовый тракт. И вот как-то в лесу на зимней дороге двое местных парней напали на почтаря. Угрожая ружьем, хотели отнять у него деньги. Да только тот не из пугливых оказался. Выхватил револьвер, пальнул поверх голов – они и разбежались…

А еще в окрестностях Свиногорья есть место, которое жители села называют Широкий лог. Здесь, по словам старожилов, когда-то находилось зимовье, где стояли казаки Ермака перед походом в Сибирь. Не раз находили здесь люди старинные вещи в заросших травой ямах на месте бывших землянок.

Накануне революции население села превышало 1800 человек. К тому времени здесь был построен храм Рождества Христова, работали земская школа, народная библиотека. Кстати, основным занятием местных жителей было отнюдь не хлебопашество. Хлеба свиногорцы сеяли совсем мало. Их с избытком кормили реки Вятка и Кама. Даже сегодня, когда от былой рыбной славы остались лишь воспоминания, любители рыбалки едут сюда на машинах даже из Елабуги, хотя путь от города до села не такой уж и близкий – почти полсотни километров.

 

НА ТОЙ ДАЛЕКОЙ, НА ГРАЖДАНСКОЙ…

В годы Гражданской войны территория Елабужского уезда оказалась в зоне активных боевых действий между красными отрядами и колчаковскими войсками. Когда в мае 1919 года белые захватили Елабугу, они продолжили наступление. И, преследуя красные отряды, вышли к Вятке. Лишь из-за обильного весеннего разлива они не смогли форсировать реку.

Красные же закрепились на правом крутом берегу Вятки. Фронт протянулся по ее течению от Соколки до Вятских Полян. Оправившись от поражений под Елабугой, красные стягивали новые силы, готовясь к наступлению. Прибытие в войска молодого, но уже прославившегося в боях комдива Владимира Азина всколыхнуло бойцов. В ночь с 25 на 26 мая красные начали форсирование Вятки на протяжении от Вятских Полян до Свиногорья, где были сосредоточены крупные силы белогвардейцев. Кстати, они заминировали фарватер Камы, чтобы красные не могли высадить десант.

 

 Накануне революции население села превышало 1800 человек.
Кстати, основным занятием местных жителей было отнюдь не хлебопашество. Хлеба свиногорцы сеяли совсем мало. Их с избытком кормили реки Вятка и Кама. Даже сегодня, когда от былой рыбной славы остались лишь воспоминания, любители рыбалки едут сюда на машинах даже из Елабуги, хотя путь от города до села не такой уж и близкий – почти полсотни километров.

Однако, движимые революционным порывом, готовые пожертвовать собой во имя победы, красные пошли в атаку. Практически все, кто был на тральщике «Организатор» под командованием комиссара П.Старостина, погибли, подорвавшись на минных заграждениях. Но они открыли безопасный путь другим судам, которые высадили десант на берегу в районе Котловки и Свиногорья. Ожесточенный бой на подступах к селу длился два дня. В разгар сражения в одной из атак погиб командир красного отряда Шмелев.

В это же время красные отряды под ураганным огнем артиллерии белых форсировали Вятку севернее и вышли к селам Яковлево и Костенеево, охватывая Свиногорье с фланга. Не выдержав их натиска, белогвардейцы начали отступать к Елабуге.

 

ТАИНСТВЕННЫЙ СУНДУК

По рассказам того же Леонида Кучумова, белогвардейцы, стараясь вывезти из села все самое ценное, погрузили на подводу огромный тяжелый сундук. В нем находилась церковная утварь местного Рождественского храма. Всем было известно, как непочтительно относились большевики к религии и церкви. Поэтому, чтобы избежать разграбления храма, было решено вывезти церковные ценности в Елабугу.

Сундук этот, по словам старожилов, с большим трудом едва смогли поднять и погрузить на телегу шестеро человек. Под вооруженной охраной выехали из села и двинулись сначала по лесной дороге в сторону соседнего села Костенеево. Вскоре отдаленный грохот орудийной канонады с каждой минутой стал нарастать. Затем навстречу стали попадаться разрозненные группы отступавших белогвардейцев. От них возчики узнали, что красные уже заняли село Яковлево и сейчас ведут ожесточенный бой за Костенеево. Ехать туда не было никакого смысла.

Решили везти сундук в сторону Котловки, однако продвигаться с таким тяжелым грузом было делом рискованным. К тому же по некоторым признакам становилось ясно, что Костенеево красные уже захватили и скоро двинутся к Свиногорью. Что делать? Решили закопать сундук в глухом, заросшем кустарником овраге. Сгрузили сундук с подводы, а возчику – местному крестьянину – велели помалкивать и ехать обратно.

– С тех пор так никто и не знает, что с этим сундучищем случилось, – говорит Леонид Кучумов. – Кто знает, может, и сейчас в земле лежит – своего часа дожидается?..

 

МЕЖДУ ПРОШЛЫМ И БУДУЩИМ

Много интересного об истории древнего села рассказал мне его уроженец – пенсионер, участник Великой Отечественной войны Александр Михайлович Понькин. Долгие годы он работал сплавщиком леса – по Вятке в район Свиногорья перегоняли плоты, которые здесь переформировывали и сплавляли далее, по Каме и Волге.

Александр Михайлович был еще мальчишкой, когда в селе создавали колхоз с безбожным названием «Атеист». Помнит он, как ломали в селе старинный Рождественский храм.

 


В ночь с 25 на 26 мая красные начали форсирование Вятки на протяжении от Вятских Полян до Свиногорья, где были сосредоточены крупные силы белогвардейцев. Кстати, они заминировали фарватер Камы, чтобы красные не могли высадить десант


 

– Желающих ломать церковь долго не могли найти, – рассказывал он. – Тогда председатель нанял двух заезжих мужичков – из тех, кто за выпивку родную маму готов укокошить. Они-то и спилили крест на колокольне за четвертную бутыль самогона. А какой храм был! Вот в соседнем Костенееве церковь отстояли. Там одна женщина, Наталья Агаева, которой передали на сохранение ключи от храма, наотрез отказалась их выдавать безбожникам-большевикам. Ей и расстрелом угрожали, а она – ни в какую… Так и спасли святыню.

Сегодня в Свиногорье проживают немногим более полусотни человек. В большинстве своем это пенсионеры, дети которых уже давно стали горожанами и приезжают в родное село лишь изредка – проведать своих стариков, порыбачить, а заодно и полюбоваться живописными прибрежными пейзажами. Так же, как и много лет назад, кружат над водной гладью белогрудые крикливые чайки. Озорной ветерок гонит волны, и покачиваются в них рыбацкие лодки, там, где, словно после долгой разлуки, встретились две родные сестры – Вятка и Кама.

 

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще