Ярко-красный диск заходящего солнца уже коснулся речной глади, окрасив камские воды в багровые тона. Что ни говори, а вечерний закат на Каме – зрелище незабываемое. Не менее величественны и утренние зори в окрестностях рыбнослободского села Троицкий Урай, которое раскинулось на крутом правом камском берегу.
Люди селились здесь с древнейших времён. Первые стоянки человека в окрестностях этого села были обнаружены ещё до революции известным историком и археологом, членом Общества археологии, этнографии и истории при Казанском государственном университете Петром Пономарёвым.
НА СРЕЗЕ СЛОЁНОГО «ПИРОГА» ИСТОРИИ
Широкая гора – так называют остатки древнего городища местные жители. Расположено оно к северо-западу от села – на мысу между двумя глубокими оврагами. Площадка городища имеет форму трапеции общей площадью 120 на 80 метров. Территория бывшей крепости ограждена с одной стороны кокошниковидным валом высотой около 30 метров и глубоким, сильно оплывшим рвом, ширина которого доходит до 40 метров, а глубина составляет семь с половиной метров от уровня площадки.
Здесь в случае опасности укрывались от врагов обитатели селища, которое находилось за валом. Территория этого обширного поселения, где уже не первый год ведут регулярные раскопки казанские археологи, напоминает срез гигантского многослойного пирога, причём каждый его слой соответствует той или иной исторической эпохе.
Так, учёными в 1955 и в 1973 годах здесь были выявлены артефакты, которые относятся к трём различным культурам – ананьинской, именьковской и булгарской. Основная часть находок относится к именьковскому периоду: выявлены остатки хозяйственных ям-кладовок для хранения зерна и прочих припасов, очаги, на поверхность поднято большое количество керамики, древние орудия труда. В верхних горизонтах культурного слоя городища выявлены фрагменты булгарской керамики и отдельные металлические вещи.
Берега Камы были заселены ещё с VIII века до нашей эры сначала племенами ананьинской культуры – далёкими предками современных марийцев, удмуртов, коми-зырян и других финно-угорских народов. Затем здесь обосновались именьковцы. Но и пришедшим сюда в VIII веке уже нашей эры булгарам эти места тоже пришлись по душе
Второе древнее городище Троицко-Урайского археологического комплекса расположено в 60–70 метрах к востоку от первого, на узком мысу надлуговой террасы между оврагами. Площадка городища треугольной формы, несколько покатая в сторону реки. Культурный слой имеет мощность до 30 сантиметров и содержит именьковский материал. Ниже располагается селище, которое также относится к именьковскому периоду.
Всё это говорит о том, что берега Камы были заселены ещё с VIII века до нашей эры сначала племенами ананьинской культуры – далёкими предками современных марийцев, удмуртов, коми-зырян и других финно-угорских народов. Затем здесь обосновались именьковцы. Но и пришедшим сюда в VIII веке уже нашей эры булгарам эти места тоже пришлись по душе. Судя по всему, они решили поселиться здесь всерьёз и надолго, о чём свидетельствуют весьма интересные находки на месте Троицко-Урайского городища.
ТАЙНА ДРЕВНИХ МОНЕТ ЦАРЯ ПЕРОЗА
Поистине сенсационные находки были сделаны здесь советскими археологами в начале семидесятых годов прошлого века, когда в верхних горизонтах культурного слоя городища учёные обнаружили не только фрагменты булгарской керамики и отдельные металлические вещи, ориентировочно относящиеся к ХII веку. Самой известной находкой стали тогда сасанидские монеты царя Пероза 459–483 годов чеканки, а также несколько монет с именем его сына – шахиншаха Кавада, отчеканенные в 488–497 годах.
Напомним: держава Сасанидов – одно из мощных средневековых государств Азии, созданное на обширной территории современного Ирана в начале III века нашей эры. Её правители, носившие титул шахиншахов (цари царей), вели успешные войны с Римом и Византией. Государство Сасанидов просуществовало до середины VII века и было покорено арабскими завоевателями.
Откуда же на берегах далёкой от Ирана Камы оказались монеты с изображением грозных восточных владык?
Остаётся предположить, что серебряные драхмы с отчеканенным гордым профилем царя Пероза I попали сюда благодаря торговым путям, которые связывали северные и южные регионы. Всё это говорит о том, что уже в те времена Волжско-Камская Булгария являлась крупным государством, где, помимо разнообразных ремёсел, таких как гончарное и кожевенное производства, ювелирное дело, процветала также бойкая торговля, а булгарские поселения по берегам Камы и Волги представляли собой крупные центры международного обмена товарами, поступавшими сюда из самых дальних регионов.
С юга по Волге и Каме сюда везли столь ценимые в то время восточные специи, диковинные южные фрукты, персидские ковры и дамасскую сталь. С севера славяне и жители страны Вису поставляли ценную пушнину, воск и пчелиный мёд.
Так что, надо полагать, древние сасанидские монеты – далеко не единственные артефакты, которые хранит в себе древняя земля Троицкого Урая.
ПЕРЕСЕЛЕНЦЫ НОВОЙ ВОЛНЫ
Очередное массовое заселение этих благодатных берегов началось после покорения Казанского ханства Иваном Грозным. Государь щедро жаловал земли служилым людям – дворянам и боярам. Не осталось внакладе и православное духовенство, на которое царь возлагал большие надежды по христианизации здешнего населения.
Так, в начале XVII века в дореволюционных источниках село Троицкий Урай упоминается так же как Урай-Монастырь, Троицкое или Богородское. Это даёт основание полагать, что земли в окрестностях села принадлежали церкви, а проживавшие здесь крестьяне из числа рязанцев и псковичей относились к разряду монастырских крестьян. В 1700 году Ураевская пустынь была упразднена, вместо неё появилось село, тогда же здесь была построена первая деревянная церковь. Вчерашние монастырские крестьяне перешли в разряд государственных, или экономических. В восемнадцатом и первой половине девятнадцатого столетий жители в сословном отношении делились на удельных, или дворцовых, и государственных крестьян. Занимались земледелием, разведением скота, кружевным промыслом. Долгими зимними вечерами под завывание вьюги женщины, склонившись над коклюшками, плели ажурные сети кружевных узоров.
Поистине сенсационные находки были сделаны здесь советскими археологами в начале семидесятых годов прошлого века, когда в верхних горизонтах культурного слоя городища учёные обнаружили не только фрагменты булгарской керамики и отдельные металлические вещи, ориентировочно относящиеся к ХII веку
В конце XIX века в селе Троицкий Урай была построена церковь, а при ней – земская школа. В селе функционировали лесная пристань, одна мануфактурная и шесть мелочных лавок. Уровень грамотности сельчан был довольно высок, о чём свидетельствует наличие в Троицком Урае читальни, которую открыли члены Общества попечения о народной трезвости.
И, конечно же, одним из основных занятий селян было рыболовство. Как и обитатели соседней Дворцовой Слободы, жители Троицкого Урая были обязаны добывать рыбу для царского стола. Её на специальных баржах-живорыбках поставляли в Москву местные купцы-оптовики.
А В НЕБЕ ГОРИТ ЗВЕЗДА РЫБАКА…
Жители села Владимир и Геннадий Артамоновы – потомственные камские рыбаки если не в четвёртом, то уж точно в третьем поколении. Живут они на одной улице и видятся друг с другом почти каждый день. Эта река когда-то кормила их род. Дальние предки тоже были рыбаками.
– Я начал свой трудовой путь рыбаком еще в юности и более тридцати лет своей жизни провёл на Каме, – говорит Геннадий. – Помню, в те времена там работали около двух десятков рыболовецких бригад. За день одна только наша бригада вылавливала тонну рыбы…
Да, что и говорить, были времена, когда Кама щедро кормила обитателей этих берегов. Старожилы села рассказывали мне, что раньше за одного икряного осетра, добытого в Каме, можно было приобрести целый ларь муки – до 250 кило! Считай, всю зиму с хлебом были. А сейчас…
Увы, рыбные богатства за последние годы заметно оскудели. Причин тому множество. Строительство мостов и дамб на Каме привело к тому, что нарушился водообмен в местах бывших нерестилищ, а работа многочисленных земснарядов стала причиной заиливания чистых галечных грунтов – там, где обычно мечет икру стерлядь. Всё это привело к тому, что на Каме запретили лов этой рыбы, которую ещё во времена Петра Великого именовали царской.
И всё же жители старинного села надеются, что Кама ещё порадует их богатыми уловами.