Свияжск – смиренное место. И дело не только в монастырях, облюбовавших остров со времен сами знаете кого…
С тем же смирением, с каким здешние монахи когда-то принимали схиму, сегодняшний Свияжск, чтобы возродиться, примеряет на себя новый имидж «острова-града», выкорчевывая память о том, каким странным и странноприимным местом он был долгих семьдесят лет. Однако при внимательном взгляде нетрудно заметить, что туристический поток здесь движется строго по прямой, от одного стилизованного указателя к другому… Но стоит свернуть чуть в сторону от парадных Успенской или Никольской улиц, и вас обступают совершенно иные звуки и запахи – самые что ни на есть деревенские, идущие от земли и чего-то еще, чему уже нет названия.
Именно эта почти лишенная зримых очертаний, но еще растворенная в воздухе двуликость Свияжска неодолимо влечет сюда творческих людей. Буквально на днях здесь завершился фестиваль дебютного документального кино «Рудник», а чуть раньше обманчиво размеренную жизнь бывшего острова выбили из колеи участники уже четвертой по счету театральной лаборатории «Свияжск АРТель». Ну а поводом для этих заметок стали премьерные показы камерной оперы петербургского композитора Александра Маноцкова «Сны Иакова, или Страшно место», состоявшиеся в эти выходные во внутреннем дворике Свияжского музея, который выступил заказчиком этого необычного по форме и пронзительного по своему эмоциональному воздействию музыкального действа. Наряду с ветхозаветными текстами и монастырскими летописями композитор «положил на музыку» личные дела заключенных и медицинские карты пациентов психиатрической больницы. (Кто забыл, напомню, что и тюрьма, и «психушка» размещались в том самом Богородице-Успенском монастыре, который внесен недавно в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.)
Все исполнители облачены в белые одежды, почти сливаясь с монастырской стеной, вобравшей те же оттенки обезличенного арестантского бытия. И только в финале, на фоне предзакатного свияжского неба, некогда принявшего сотни несчастных душ, белые одежды исполнителей своей чистотой ничуть не уступают облачению ангелов
Александр Маноцков – один из самых востребованных российских композиторов среднего поколения. Он пишет музыку в разных жанрах и для различных составов. Кроме нескольких опер, вокальных циклов, музыки для театра и кино, на творческом счету композитора музыкальные действа site-specific, то есть вписанные в ландшафт и исторический контекст того места, о котором они повествуют. К числу таких сочинений относятся и написанные в Свияжске «Сны Иакова». Во всяком случае, «гений места» здесь налицо, а вот определение «камерная опера» в данном случае – чистая условность, учитывая, что здесь нет ни оркестра, ни сюжета в привычном их понимании, а само действо разворачивается под открытым небом (какая уж тут камерность?). Из музыкальных инструментов – только аккордеон и валторна, не считая гармоник, на которых играют сами вокалисты (десять мужских голосов и один женский, сопрано). Режиссуру и сценографию Маноцков тоже взял на себя (в работе над декорациями и костюмами ему помогала местная художница Ксения Шачнева). Все исполнители облачены в белые одежды, почти сливаясь с монастырской стеной, вобравшей те же оттенки обезличенного арестантского бытия. И только в финале, на фоне предзакатного свияжского неба, некогда принявшего сотни несчастных душ, белые одежды исполнителей своей чистотой ничуть не уступают облачению ангелов. Возможно, тех самых, из чудесного видения библейского странника: «Иаков пробудился от сна своего и сказал: истинно Господь присутствует на месте сем; а я не знал! И убоялся и сказал: как страшно сие место!»
…Что бы ни говорили, но не прилипает к Свияжску туристический глянец, а в его смирении нет ничего общего с покорностью. Живое, первородное все равно берет верх, прорастая сквозь асфальт и забвение. Просто художники, люди искусства чувствуют это острее, потому и возвращаются сюда снова и снова. Не скрывает этого намерения и Александр Маноцков. Накануне премьеры композитор признался, что задумал написать цикл опер о Свияжске. Хочется думать, что теперь это место силы, символическая «лестница Иакова» и для молодых казанских исполнителей его сочинения – певцов, музыкантов, представляющих в этом проекте фонд развития музыкального исполнительства РТ Sforzando.