Плывут по Шумбутке дикие утки…

Издалека несёт свои воды в красавицу-Каму эта небольшая речушка

Если подняться от её устья вверх, то на берегах можно найти немало поселений. Но лишь одно из них созвучно с именем реки.

Автор статьи: Артем СУББОТКИН

Фото: komanda-k.ru; sobory.ru

 

 

Издалека несёт свои воды в красавицу-Каму эта небольшая речушка. Если подняться от её устья вверх, то на берегах можно найти немало поселений. Но лишь одно из них созвучно с именем реки.

 

В период царствования Ивана Грозного земли эти вошли в состав молодого Российского государства. Царь жаловал их за верную службу князю Кандалинцеву. Позже они отошли дворянам Воронцовым.

Сельскохозяйственные угодья, принадлежавшие графу Воронцову, раскинулись на землях в окрестностях речки Шумбут, или Шумбутки, как частенько называют её местные. Кроме села Шумбут, его сиятельство и представители его семейства владели тремя соседними деревеньками – Малым Починком, Колосом и Урахчой.

 

ЕГО СИЯТЕЛЬСТВО ГОСПОДИН ГРАФ

Утро рабочего дня для крестьян начиналось уже с переклички первых петухов. Каждый из крепостных, прихватив с собой приготовленный заботливой женой завтрак, спешил запрячь лошадь и выехать на пашню, едва взошло солнце. Между тем в барском флигеле, окна которого сонно смотрели на речку Шумбутку, ещё спали. Вставали здесь поздно – около девяти часов утра. Умывшись, облачившись в роскошный халат, помолившись и выкушав кофею, поданного расторопным лакеем, его сиятельство граф принимал доклад от своего приказчика.

Подробно выслушав, сколько вспахано и засеяно земельных десятин, барин давал новые распоряжения об очередных работах. Пахотной земли у владельца пяти тысяч гектаров сельхозугодий было немало. К тому же, помимо работ на пашне, необходимо было ещё позаботиться о многом. Например, о ремонте прохудившегося моста через Шумбутку. Попутно отдавалось распоряжение о наказании четырёх пьяных мужиков, устроивших драку после недавно отмеченного на селе праздника…

Немало дел у владельца усадьбы было и на местном винокуренном заводе. И хотя государство было полным монополистом в вопросе реализации водки, её производством занимались такие вот помещики-откупщики, как граф Воронцов. Сам завод был построен его предшественником – князем Кандалицевым, который впоследствии проиграл завод Воронцову в карты.

Кстати, место для построенного в 1738 году завода по производству спирта было выбрано не случайно – на склоне холма с множеством родников. Один из них – Святой ключ – славился отличным вкусом воды. Между прочим, позже в её составе учёные-химики выявили наличие ионов серебра.

 

НА ВИНОКУРЕННОМ ЗАВОДЕ

В среднем за год предприятие давало до девяти тысяч вёдер спирта. Работали на его производстве мужики из крепостных. Тяжёлый ручной труд применялся на заводе очень часто. В качестве тягловой силы на доставке сырья и вывозе готовой продукции использовали лошадей. Помещения заводских цехов освещались денатуратовыми или керосиновыми лампами. Лишь много позже, уже при новом хозяине графе Воронцове, здесь провели некоторую модернизацию: появилась машина с паровым двигателем, мощность которого составляла шестнадцать лошадиных сил. За ней приглядывал технорук завода Александр Пермяков, а помогал ему в обслуживании машины механик Анисим Якимов, к которому мужики, работавшие на заводе, уважительно обращались по отчеству – Васильевич…

Кроме этих двух мастеров винокуренного производства, завод в Шумбуте не имел ни своей лаборатории, ни грамотных специалистов-технологов. Зачем? Барину невыгодно было тратиться на их обучение и прочие расходы. Прибыль же от реализации самого ходового напитка в стране он получал огромную.

 


Место для построенного в 1738 году завода по производству спирта было выбрано не случайно – на склоне холма с множеством родников. Один из них – Святой ключ – славился отличным вкусом воды. Между прочим, позже в её составе учёные-химики выявили наличие ионов серебра


 

Жил его сиятельство с размахом. У помещика был большой сад, где возвели уютные беседки. К усадьбе провели водопровод. Увлекался барин и псовой охотой – на его псарне содержали до тридцати собак борзой породы. Разводил и выращивал его сиятельство и лошадей-рысаков, на которых частенько выезжал, самостоятельно управляя тройкой, – какой же русский барин не любит быстрой езды!

Неудивительно, что наследники графа, видя его праздный образ жизни, выросли людьми беспечными и расточительными. Вскоре спиртзавод Воронцова был также проигран ими в карты. Новым хозяином прибыльного производства стал сосед Воронцовых помещик Лихачёв, к которому вскоре отошло всё село. В памяти крепостных он остался «добрым барином». Жители о Лихачёве отзывались положительно. Он по их просьбе разрешал пользоваться строевым лесом для возведения крестьянских изб и бесплатно заготавливать дрова для печей.

Однако главное богатство крестьян – земля – по-прежнему оставалось собственностью помещика даже после отмены крепостного права.

 

К ЧЕМУ ПРИВЕЛА ТАКАЯ «СВОБОДА»

Наступил знаменательный 1861 год – год отмены Александром II крепостничества. Высочайшим царским указом крестьяне объявлялись лично свободными, однако земля оставалась в собственности помещиков. К чему привела такая «свобода»? К массовым крестьянским выступлениям, бунтам и погромам барских усадеб. Не остались в стороне и крестьяне из села Шумбут, которым после проведения земельной реформы досталось в пользование всего полпроцента даровой земли от барских угодий.

К тому же земля была очень плохая, крестьяне бедствовали. А ведь им приходилось ещё и ежегодно платить подушевую подать: по 6–7 рублей со двора. Чтобы понять, насколько это было для них обременительно, приведу рыночные цены тех лет: за 15–20 рублей можно было купить лошадь, а за десять – корову. Учитывая факт, что более половины крестьянских дворов в Шумбуте и вовсе не имели лошадей, можно было понять настроение вчерашних крепостных.

 


Неудивительно, что в период революции большинство шумбутцев приняли сторону большевиков, обещавших крестьянам их главное богатство – землю.  После установления советской власти в Шумбуте всю пашню и луга разделили по душам между крестьянами


 

Такой, с позволения сказать, «справедливый» передел пашни едва не закончился кровавым беспределом. Так, в июне 1862 года крестьяне отказались работать на земле. Помещик был вынужден вызвать воинский отряд. Позже волнения в Шумбуте вспыхивали неоднократно. Нехватка земли, голод побуждали крестьян на выступления, начавшиеся в годы первой русской революции 1905–1907 годов. Пятого апреля 1906 года в селе Шумбут произошёл бунт: крестьяне подожгли дома, где квартировали вооружённые стражники, прибывшие в село для наведения порядка. В тот же день неизвестные запалили и барские конюшни.

Неудивительно, что в период революции большинство шумбутцев приняли сторону большевиков, обещавших крестьянам их главное богатство – землю.  После установления советской власти в Шумбуте всю пашню и луга разделили по душам между крестьянами. Были организованы комбеды, в их состав входили хозяева самых захудалых дворов – Фадеичев, Королёв, Колбасов. В становлении советской власти в Шумбуте самое активное участие принимали П.Ионов, И.Петров и Н.Спиридонов.

Отличились шумбутцы и в боях против Колчака. Храбро сражались против белых С.Пчеляков, Р.Скотников, А.Лаганов, И.Старшинов. Анисим Лаганов был связным у красного командира полка Семёнова, а в 1917 году ему довелось встретиться с легендарным комдивом Чапаевым.

 

ЧУДОТВОРНАЯ СВЯТЫНЯ

Каменную Владимиро-Богородицкую церковь построили в селе Шумбут в 1788 году. В ней находится особо чтимая икона Христа Спасителя. Со временем лик на ней потемнел так, что трудно было его разглядеть, и после того как икону перенесли из прежней ветхой церкви в новую, её установили не на самом видном месте.

В 1861 году жительница села крестьянка Е.И.Каракова после перенесённой тяжкой и продолжительной болезни заявила местному священнику о своём желании подновить в церкви какую-либо старую икону. Священник указал ей на упомянутую икону Спасителя, и Каракова отвезла её для восстановления иконописцу в Чистополь. Тот, поставив икону в нежилую комнату, на какое-то время забыл о ней и вспомнил только тогда, когда комната, где была икона, наполнилась каким-то особенно приятным запахом.

Весть об этом чуде моментально распространилась по городу. Обновлённую икону, помещённую в одной из городских церквей, украсила заказанная чистопольскими купцами нарядная риза, а жители города с верою и благоговением приходили к святыне и получали от неё исцеление от самых разных недугов.

Вскоре по просьбе жителей Шумбута икону при большом стечении народа торжественно перенесли из города в их село, где установили в храме с правой стороны при входе. На поклонение иконе стекается множество паломников, некоторые приезжают в Шумбут из самых дальних мест – с верой и надеждой на скорое исцеление.

 

СКЛОНИ РУЖЬЁ ПЕРЕД КРАСОЙ…

Три года назад у нас в Татарстане в дикую природу выпустили семьи маралов и пятнистых оленей, занесённых в Красную книгу. Животные родились в питомнике Шумбутского заказника Рыбно-Слободского района и поэтому полностью адаптированы к условиям окружающей среды.

Со слов управляющего хозяйства «Дикая ферма» Альберта Камалиева, ещё в 2014 году к ним из Горного Алтая завезли семнадцать пятнистых оленей и двадцать четыре марала. На сегодня поголовье составляет уже более ста особей. По словам Альберта Камалиева, у маралов есть особенность возвращаться в те места, где они родились, так что поголовье, которое родилось и выросло в Татарстане, здесь и осядет.

Свой новый дом пятнистые красавцы обрели на территории Шумбутского заказника, который расположен в центральной части республики на правом берегу реки Камы. По мнению заместителя министра экологии и природных ресурсов РТ Фаяза Шакирова, этот проект позволит сохранить разнообразие в лесах республики и увеличит популяции животных, занесённых в Красную книгу.

А это значит, что жители окрестностей села Шумбут запросто смогут встретить на лесной тропинке редкого представителя исчезающей фауны, вновь поселившегося в лесах Татарстана.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще