Печки-лавочки и барские черти из села Шапши

Село Шапши – одно из самых древних сёл Высокогорского района

Основали его ещё во времена Казанского ханства. И хотя сегодня больше половины населения составляют русские, судя по названию села, которое раскинулось по берегам небольшой речушки, впадающей в Казанку, изначально его основали именно татары.

Автор статьи: Артем СУББОТКИН

 

Так сегодня в Шапшах выглядит церковь Казанской иконы Божией Матери.

 

Село Шапши – одно из самых древних сёл Высокогорского района. Основали его ещё во времена Казанского ханства. И хотя сегодня больше половины населения составляют русские, судя по названию села, которое раскинулось по берегам небольшой речушки, впадающей в Казанку, изначально его основали именно татары.

 

Ещё будучи студентом КГУ, я интересовался топонимикой населённых пунктов нашей республики. Как правило, многие из названий имеют смысловую нагрузку, связанную с теми или иными особенностями местности, с древними легендами или же с характером местных жителей.

 

ПОСЛОВИЦА ЗРЯ НЕ МОЛВИТСЯ!

«Неряшливый», «неопрятный» – так переводится татарское слово «шапшак» на русский язык. «Шапшак киленнен себеркесе чуп астында булыр!» – «У неряшливой невестки и веник под мусором!» Так примерно звучит в переводе на русский язык эта пословица. Её, случается, приходится слышать в свой адрес невесткам от своих, возможно, не в меру придирчивых и требовательных к чистоте и порядку членов семьи.

В переносном смысле слово «шапшак» имеет значение «скверный», «нечис­тый». «Узе шапшакнын теле шапшак!» – «У неряхи и язык скверный!» – так не менее метко звучит другая народная мудрость.

«Что за грязь ты развёл в тетради? – отчитывала когда-то в школе моего восьмилетнего сына-ученика его преподавательница по татарскому языку. – Сплошная пачкотня – шапшак!»

Как видим, название села не очень благозвучное. Хотя справедливости ради скажу: мне не раз приходилось бывать в Шапшах, и всегда обращал внимание на идеальный порядок и на ухоженных, аккуратно прибранных сельских улицах, и на подворьях, и в домах хлебосольных шапшинцев, и даже на молочной ферме хозяйства «Серп и молот», оснащённой суперсовременным компьютерным оборудованием ведущих западных фирм. Так что упрёков в свой адрес по части чистоты и порядка местные жители не заслужили.

Впрочем, везде за всем не углядишь. И иногда по двум-трём нерадивым хозяйкам люди опрометчиво судят о всех жителях в целом…

 

БАРЫШНЯ-КРЕСТЬЯНКА

Согласно исторической справке, с которой можно ознакомиться в сельском Доме культуры, земли в окрестностях Шапшей были жалованы Иваном Грозным после завоевания Казани в 1552 году служивым людям, отличившимся при штурме столицы ханства.

Позже здесь возвели барскую усадьбу и два каменных православных храма – Казанско-Богородицкую зимнюю (отапливаемую) и Никольскую летнюю церк­ви.

Барская усадьба с кирпичным флигелем стояла на берегу искусственного пруда, вырытого крепостными крестьянами. В XIX столетии владельцами имения были господа Некрасовы. При них усадьба буквально преобразилась: вокруг флигеля вырос уютный тенистый парк с увитыми плющом укромными беседками. А на берегу пруда был заложен сад, в котором шелестели листвой яблони, груши, сливы, вызревали смородина, малина и крыжовник. Райский уголок! Казалось бы, живи да радуйся! Но вскоре в семье барина произошло событие, ставшее причиной крупного скандала.

 


Согласно исторической справке, с которой можно ознакомиться в сельском Доме культуры, земли в окрестностях Шапшей были жалованы Иваном Грозным после завоевания Казани в 1552 году служивым людям, отличившимся при штурме столицы ханства


 

Незадолго до революции сын одного из трёх детей помещика Некрасова по имени Николай влюбился в обычную служанку, простую девушку недворянского происхождения. Более того, молодые обвенчались против воли родителей жениха, хотя те уже подыскали для сына богатую и знатную невесту.

Всё это вызвало гнев и неприятие не только со стороны отца и матери Николая. От него отвернулись почти все его родственники и знакомые, за исключением нескольких близких друзей.

Об этой истории мне поведала жительница Казани Елена Николаевна Емельянова, бабушка которой являлась родной дочерью того самого Николая, женившегося на девушке-простолюдинке. Покинув родовое гнез­до, ставшее для него чужим, Николай вместе с женой и ребёнком обосновался в Казани, сняв жильё и устроившись приказчиком в торговой лавке. А вскоре после революции последние хозяева шапшинской усадьбы вынуждены были бежать за границу.

 

ВОСПОМИНАНИЯ БАБУШКИ АНИ

 

Вот уже без малого тридцать три года возглавляет передовое сельхозподразделение республики его бессменный руководитель Анна Андреевна Захарова (в центре).

 

Со старейшей жительницей села Анной Андреевной Родиной я познакомился лет восемь назад во время первого приезда в Шапши. Она ещё помнила старый барский сад, обнесённый по периметру кустами акации.

– Перед самой войной мы с сестрёнкой туда частенько наведывались, – вспоминала бабушка Аня. – Чудо сколько ягод бывало наберём! И крыжовник, и малина, и слива, и смородина – чёрная, красная… А от помещичьего дома тогда уже только фундамент оставался, да и тот вскоре снесли – построили на его месте колхозные теплицы. Потом и вовсе сад загубили – яблони и сливы вырубили и выкорчевали, остальное скотиной потравили…

– Мы тогда ещё в школе учились, – продолжала бабушка Аня свой рассказ. – Так нас, шапшинских ребятишек, мальчишки из соседнего села Чепчуги всё дразнили – барскими чертями обзывали. Ну а мы им в ответ: «А вы – мешки-гребешки, печки-валенки!» Так вот и дурачились…

По воспоминаниям бабушки Ани и других старожилов села, церковь в Шапшах к тому времени уже закрыли. Долго помещение храма пустовало. Затем здесь разместили колхозный инкубатор, где выращивали цыплят. Но птица здесь почему-то постоянно болела и умирала, и вскоре инкубатор перевели в другое место.

С тех пор храм сильно обветшал. И несмотря на неоднократно предпринимаемые за последние годы попытки возродить святыню, до её полного восстановления ещё далеко.

 

ОДИН КОЛХОЗ ВМЕСТО ПЯТИ

В тридцатые годы прошлого века на территории Шапшинского сельсовета располагалось целых восемь населённых пунктов. Это сёла Шапши, Тимошкино, Новый Ключ, Красный Восток, а также деревеньки Дубровка, Николаевка, Сидорова Пустошь и Петрова Белка. В период коллективизации почти в каждом из этих населённых пунктов был основан свой колхоз.

Однако после войны сёла сильно обезлюдели. Пытаясь решить проблему восстановления сельского хозяйства страны, партийное руководство времён Хрущёва проводило политику укрупнения хозяйств. Где-то эта политика оказалась неудачной, где-то, напротив, успешной.

Так, вместо пяти бывших мелких хозяйств в Шапшах на базе центральной колхозной усадьбы был создан колхоз «Серп и молот», к которому отошли сначала тимошкинские и новоключинские, а затем дубровские и николаевские поля и сельхозугодья.

 


Семидесятые – восьмидесятые годы прошлого века многие жители села вспоминают сегодня с ностальгией: и работа была, и зарплат с пенсиями на жизнь вполне хватало. Впрочем, и сегодня работникам комплекса грех жаловаться на жизнь – хозяйство «Серп и молот» считается одним из лучших в республике


 

А позже, уже в брежневские семидесятые годы, в окрестностях села строители возвели показательный животноводческий комплекс, давший государству тысячи тонн молока и мяса.

Тогда же, в семидесятые годы, в Шапшах вырос экспериментальный посёлок городского типа из двухэтажных многоквартирных домов, куда заселились доярки и механизаторы бывших деревушек. Как правило, новосёлы из одной деревни занимали целую улицу. И поныне многие из них, помимо своих официальных названий, имеют второе – улица Никольская, Сидоровская, Ключинская…

Семидесятые – восьмидесятые годы прошлого века многие жители села вспоминают сегодня с ностальгией: и работа была, и зарплат с пенсиями на жизнь вполне хватало. Впрочем, и сегодня работникам комплекса грех жаловаться на жизнь – хозяйство «Серп и молот» считается одним из лучших в республике.

 

БОЛЕЕ ТРИДЦАТИ ЛЕТ У РУЛЯ

Вот уже без малого тридцать три года возглавляет передовое сельхозподраз­деление республики его бессменный руководитель  Анна Андреевна Захарова. Женщина-руководитель не только сумела сохранить то, что было создано в Шапшах другими председателями, но и приумножила достижения. Анна Андреевна посвятила всю свою жизнь работе в сельском хозяйстве. В прошлом году эта удивительная женщина отметила своё семидесятилетие.

У неё учились и учатся руководители, специалисты и молодые аграрии не только из Высокогорского, но и из других районов Татарстана. Постигать азы профессии Анна Андреевна начала с должности рядового бухгалтера совхоза. После «Красной зари» в её биографии был совхоз «Вперёд», где она работала уже главным бухгалтером. А позже, в 1988 году, её пригласили в Шапши в колхоз «Серп и молот», где ударными темпами шло строительство нового комплекса.

– Вся моя жизнь была отдана работе, и этим горжусь. Мне всегда везло, потому что на моём пути попадались очень хорошие люди. Со мной работали профессионалы, на которых я мог­ла положиться. Очень довольна, что работала не зря, – говорит Анна Андреевна.

На её глазах комплекс реконструировался и оснащался новым оборудованием. Автоматизированная молочная линия «ДеЛаваль» и компьютерное оборудование на молочной ферме здесь появились одними из первых в Татарстане. И сегодня дояркам уже не нужно перетаскивать вручную тяжеленные фляги с молоком, а скотникам с помощью вил раскидывать силос бурёнкам по кормушкам – всё это делает современная техника.

– Мне часто приходится встречаться с ветеранами хозяйства, – говорит Анна Андреевна. – Все они в один голос говорят: сегодня на ферме не захочет работать лишь самый ленивый…

Что ж, с таким мнением трудно не согласиться. А значит, будет жить древнее село Шапши, затерявшееся на берегах маленькой безымянной речки.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще