Путь поэта

Спустя год после смерти величайшего гения русского народа К. С Пушкина, в Петербург из далекого волжского села Грешнева приехал 17-летний Н. А. Некрасов Он уже писал стихи и в памяти своей крепко держал пушкинскую оду «Вольность». Вспоминая позднее свое детское чтение. Некрасов писал:

Хотите знать, что я читал? Есть ода

У Пушкина, названье ей: «Свобода».

Может быть и не случайно Некрасов некоторое время склонен был считать годом своего приезда в Петербург «год смерти Пушкина» В истории русской поэзии именно Некрасову суждено было подхватить трагически оборвавшееся творчество Пушкина и его ближайшего «наследника»

— Лермонтова.

В литературу Некрасов вступил в тяжелое время: царизм душил мысль, народ стонал в неволе. В детстве в имении отца

— деспотического помещика — Некрасов видел ужасы крепостничества и проклял его, Петербург, куда приехал Некрасов,

— столица с ее богатством и роскошью дворянско-чиновной знати и нищетой народа—усилил гнев и ненависть молодого поэта ко всему строю жизни.

Некрасов на себе испытал жизнь в условиях самодержавно-крепостнического государства, «Ровно три года я чувствовал себя постоянно каждый день голодным». — писал он. Но ни нужда, на изнуряющий труд литературного поденщика не сломили его волю.

Некрасов искал путь к народу.Найти этот путь, понять высокое общественное назначение поэта помог ему Белинский Он поднял Некрасова на огромную высоту передового революционного творчества.

Всю жизнь сохранил Некрасов благоговейное отношение к Белинскому, называл его своим учителем и учителем всех лучших русских людей того времени. С самого начала творчество Некрасова было связано с революционными идями Белинского, питалось ими Некрасов стал другой в идейный единомышленником великих русских революционных демократии Чернышевского и Добролюбова.

Н. Г. Чернышевский был для Некрасова высшим нравственно-политическим авторитетом. Чернышевский же высоко оценил Некрасова, он писал, что «его слава будет бессмертно, что вечна любовь России к нему, гениальнейшему и благороднейшему из всех русских поэтов»,

Поэзия Некрасова и его общественная деятельность являются ярким выражением передовых революционных демократических идей. Его стихотворения и поэмы хают исключительно правдивую картину жизни России середины и второй половины XIX века. В И. Ленив и И. В. Сталин неоднократно приводили в своих выступлениях образы из поэзии Некрасова, раскрывающие жизнь дореволюционной России

До дна видел Некрасов горе народное, и скорбью великой наполнялась каждая строка его произведений. Жестокость царя. помещиков, чиновников, издевательство их над людми вызывали у поэта ненависть к палачам народа:

Вчерашний день, часу в шестом,

Зашел я на Сенную:

Там бичи женщину кнутом,

Крестьянку молодую.

Ни звука из ее груди,

Лишь бич свистал, играя...

И Музе я сказал: «Гляди!

Сестра твоя родная!»,

Уже в этих относительно ранних стихах Некрасова 1848г.) определилась его позиция народного поэта, для которого дело писателя и интересы народа — единое полов.

Чем дальше развивался Некрасов, тем все более рос и креп его талант поэта-гражданина борца за народное счастье. В стихотворении «Размышления у парадного подъезда» 1858 г.), напечатанном впервые в "Колоколе" Герцена, Некрасов донес типичную картину крепостного крестьянства. С горечью спрашивает поет:

Родила земля!

Назови мне такую обитель,

Я такого угла не видал.

Где бы сеятель твой в хранитель.

Где бы русский мужик не стонал? Призывом к революции является стихотворение того же 1858 гола «Песня Еремушке». Поэт советует воспитывать В себе «не холопское терпение», а Необузданную, дикую К угнетателям вражду И доверенность великую К бескорыстному труду.

Велики заслуги Некрасова как поэта-сатирика. В И. Ленин ставил Некрасова рядом с Салтыковым-Щедриным, «Еще Некрасов и Салтыков. — писал Владимир Ильич, — учили русское общество различать под приглаженной и напомаженной внешностью образованности крепостника-помещика хищные интересы учила ненавидеть лицемерие и бездушие подобных типов».

Бичующие стихи Некрасова, еге «карающая лира» была направлены против угнетателей иипалачей народа, помощи-вов-крепостников, дворянских либералов, рыцарей наживы — капиталистических хищников, злобных чиновников, против всего, что стояло на пути к освобождению народа.

Сатирические образы Некрасова веста точны и убийственно саркастичны.Представителей бюрократии поэт заклеймил формулой: «Будешь ты чиновник с виду и подлец душой...». Дворянские либералы это — «самодовольные болтуны», у которых «много благородных слов, а дел не видно благородных».

Истинных вождей народа видел поэт в революционных деятелях, как чернышевского, Добролюбов, Шевченко, образы которых воплощены в его поэзии Стихотворение Некрасова «Памяти Добролюбова» — ярчайший в истории нашей литературы портрет патриота, борца-революционера

...Плачь, русская земля! Но и гордись—

С тех пор, как ты стоишь под небесами,

Некрасов был певцом героического подвига Гимны деятелям русского освободительного движения — стихотворения и поэмы о декабристах, революционных демократах, образы народного мстителя

крестьянина Савелия, народного заступника Гриши Добросклонова в поэме «Кому на Руси жить хорошо» принадлежат к лучшим созданная Некрасова.

Великий поэт звал людей в самоотверженному труду и борьбе за счастье народа, во славу Родины:

Иди в огонь за честь Отчизны

За убежденья, за любовь...

Иди и гибни беупречно,

Умрешь недаром: дело прочно,

Когда под ним струится кровь...

Близость Некрасова к народу, глубокое понимание им реального положения масс, их внутренней силы, надежд и чаяний позволили поэту создать высокохудожественные произведения.

Широко известны, например, три поэмы Некрасова: «Коробейники», «Мороз, Красный нос» и «Кому на Руси жить хорошо», которые составляют подлинную энциклопедию жизни русского народа дореволюционной России.

С сердечной теплотой изобразил поэт в «Коробейниках» любовь Вани и Кати. В чувстве людей из народа видел Некрасов настоящую красоту и высокую нравственность Но содержание поэмы выходят далеко за пределы любовной истории В поэме широко показаны горе народа, его страдания. В "Песне убогого странника», включенной в поэму, есть такие стили:

...Я в деревню: Мужик! Ты тепло ли живешь?

Холодно, странничек, холодно...

Я в другую: Мужик! Хорошо да ешь, пьешь?

Голодно, странничек, голодно...

«Мороз. Красный нос» — это возвеличение силы, красоты, трудолюбия, твердости духа русского народа. Образ «величавой славянки» Дарья в поэме — один из лучших женских типов во всей русской литературе.

Красавица, миру на диво...

Вершиной творчества Некрасова является его поэма «Кому на Руси жить хорошо». Ни в одном произведении не дана с такой полнотой жизнь народных масс. Вся поэма проникнуто верой в народ:

Еще народу русскому

Пределы не поставлены,

Пред ним широкий путь.

Горячо любил Некрасов свою родину. «Сторона родная», «отчизна любезная», «родина-мать», «родимая Русь» — его наиболее часто встречающиеся У Некрасова поэтические образы. «Не небесам чужой отчизны — я песни родине слагал!» — писал Некрасов,

Душевно рисовал Некрасов картины родной природы, ее красоту, яркость красок, простор полей и лесов. В величии природы русской Некрасов видел величие народа — хозяина земли.

Поэт мечтал о таком времени, когда освобожденный народ развернет во всю богатырскую мощь свои творческие силы, преобразит природу Пророческими являются стихи Некрасова 1874 г, о будущем Волги:

...Оных времен, иных картин

Провожу я начало

В случайной жизни берегов

Моей реки любимой:

Освобожденный от оков,

Народ неутомимый

Созреет, густо заселит

Прибрежные пустыни;

Наука воду углубит:

По гладкой их равнине

Суда-гиганты побегут

Несчетною толпою.

И будет вечен бодры! труд

Над вечною рекою...

Некрасов в истории вашей литературы является величайшим мастером художественного слова. Продолжая лучшие традиции Пушкина Лермонтова, Некрасов расширил круг жизненных явлений, отраженных в произведении литературы. Он первый в русской литературе сделал народ, его жизнь основным материалом поэзии. Впервые у Некрасова положительным героем выступает разночинец-демократ, "умственный пролетарий". Некрасов демократизировал стиль и язык поэзии, делал ее понятой для самых широких масс.

Некрасов оказал могучее влияние на современную и последующую поэзию. Известна «некрасовская школа» поэтов — Михайлов, В. Курочкин и другие.У Некрасова учились не только русски поэты, но и поэты других братских народов нашей Родины. Классик татарской поэзии Г. Тукай многими сторонами своего творчества близок Некрасову. Народный поэт Белоруссии Якуб Колас выразил значение Некрасова для развития его творчества в следующих словах: «Точка зрения на народ привита мне Некрасовым».

Творческие принципы Некрасова — его реализм, сатира, народность нашли дальнейшее развитие у многих советских поэтов — Маяковского, Д. Бедного, Исаковского, Твардовского.

Поэт умер с мечтой, что его труд вольется в великое будущее горячо любимой им родины.Незадолго перед смертью, тажело больной. Некрасов продиктовал сестре естихотворение «Баюшки-Баю", которое можно назвать его поэтическим "памятником" и завещанием. «Чудный голос»внушает поэту мысль, что умереть ему не страшно, родина его не забудет, когда станет «свободной, гордой, и счастливой :

Уступит свету мрак упрямый.

Услышишь песенку свою

Над Волгой, над Окой, над Камой ...

Ныне песни Некрасова, его благородный труд великого художника знают всюду За 35 лет советской власти сочинения Некрасова только и нашей стране выпущены в более чем 15 миллионах экземпляров на 37 языках-это в шестьдесят раз больше, чем за тридцать лет, предшествовавшие Октябрьской революции. А Некрасова знают не только в нашей стране, но и далеко за ее рубежами. До сердца каждого честного человека доходят слова великого русского поэта, воплощенные ныне в славных делах советских людей, стремящихся под руководством партии Ленина—Сталина коммунизм

Воля и труд человека

Дивные дивы творят!

Дцент И. ПЕХТЕЛЕВ.

Вы уже оставили реакцию
Новости Еще новости