За верстаком, установленным у окна цеха, стоит невысокий, широкоплечий слесарь. Работает он без спешки и суеты. но сразу видно, что каждое его движение обдумано и рассчитано, поэтому и дело спорится лучше, чем у других. И, когда наблюдаешь за сильными и ловкими движениями слесаря Макара Ивановича Шабалина, как-то ее верится, что ему уже 57 лет. Прожитые годы чуть-чуть ссутулили его, но он так же энергичен, как и два с лишним десятка лет назад, когда впервые переступил порог этого цеха на Чистопольском судоремонтном заводе.
За послевоенную пятилетку, ремонтируя самое сложное станочное оборудование, Макар Иванович выполнил 12 годовых норм. За лучшие показатели в индивидуальном социалистическом соревновании ему ежемесячно присуждается переходящий красный вымпел.
Сегодня Макар Иванович закончил свою очередную работу — монтаж модернизатора. Идею этого нового прибора для повышения прочности шеек валов и шпинделей станков предложил главный механик завода Д. П. Чумаченко. Требовались большой опыт и знания слесаря, чтобы воплотить ее в жизвь. И, взявшись за новое дело, т. Шабалин смонтировал прибор за 120 часов вместо 180 по норме.
— Мы не ожидали такого результата, — рассказывает мастер отдела главного механика Александр Белов. — Его нельзя оценить иначе, как новый творческий успех стахановца.
Таких примеров в деятельности слесаря-энтузиаста было немало. Мощные лобовые токарные станки №№12 и 14 со дня их установки в цехе имели ремневую передачу. Это снижало их производительность. осложняло технический уход за ними. К тому же затрачивались большие средства на приобретение ремней.
— Необходимо модернизировать оба станка, — решили специалисты.
—Правильно, я сам давно думал о том же и хотел, чтобы работу поручили мне, — заявил т. Шабалин. — На этот счет у меня есть кое-какие соображения.
Вместе со своим бывшим учеником Гумером Шамазовым Макар Иванович приступил к модернизации станков. Требовалось вновь слесарно обработать и смонтировать, основные детали каждого станка: шестерни, коробку скоростей, редуктор, поставить электромотор. Такая модернизация сильно изношенных станков производилась на заводе впервые.
— Справишься, Макар Иванович? — беспокоились товарищи по цеху, видя, как сложен и велик объем работ.
— Не подводил еше завод и теперь не подведу. — кратко ответил он.
Слово свое Макар Иванович сдержал. Переоборудование первого станка он со своим напарником закончил за 900 часов, как и предусматривалось нормой, а второй, использовав накопленный опыт, — за 250 часов раньше срока. Оба слесаря-ремонтника трудились в эти дни, не жалея времени и сил. На учете была буквально каждая минута. Им активно помогали токари Борис Семенычев и Сергей Гарин.
Вслед за этими станками в минувшем году т. Шабалин также успешно осуществил модернизацию мощного токарного станка, предназначенного для обработки гребных и коленчатых валов паровых машин и двигателей внутреннего сгорания.
Расточный станок № 7 имел серьезные конструктивные недостатки. Работая на фибровых фрикционах, он часто выходил из строя, один-два дня в неделю находился в ремонте. В тесном содружестве со специалистами т. Шабалин переоборудовал ставок, поставил на нем латунные Фрикционы.
Самоотверженный труд, инициатива, творческая смекалка слесаря-новатора принесли замечательные плоды. Мощность ставков после модернизации увеличилась в 2—3 раза, соответственно поднялась и производительность труда. Работающие на этих станках токари Сергей Гибалин и Георгий Деггев за минувший год выработали по две с половиной годовых нормы, а сейчас дают и по три нормы.
После вмешательства Макара Ивановича лучше пошло дело на расточном станке у токарей Николая Мулявина и Ивана Рыжакова. Если раньше на станке можно было снимать стружку толщиной в 2—3 мм , то теперь глубина обработки повысилась до 7—8 мм. Обрабатывая самые ответственные детали для судовых машин — цилиндры, кривошипы, цилиндровые гильзы, оба токаря выполняют до двух норм в смену.
…В коллективе судоремонтников трудно найти человека, который бы не знал старейшего слесаря т. Шабалина. Многих он обучил своему искусству. Его бывших учеников можно встретить и в цехах завода, и на судах. Григорий Федорович Кузнецов, Иван Александрович Подгорнов и Василий Павлович Токарев плавают по советским рекам и морям судовыми механиками. Мастер Александр Белов, бывший помощник судового механика, придя на завод, учился у Макара Ивановича. Вот уже третий месяц Макар Иванович обучает нового ученика Павла Тихонова, пришедшего на предприятие со школьной скамьи.
Славный трудовой путь слесаря-стахановца отмечен орденом Трудового Краевого Знамени, медалью, почетной грамотой Министерства речного флота СССР.
…Когда на многолюдном предвыборном собрании рабочих, служащих и специалистов Чистопольского судоремонтного завода обсуждался вопрос о выдвижении кандидата в депутаты областпого Совета депутатов трудящихся, директор С. П. Лезнов назвал имя слесаря М. И. Шабалина. Это предложение горячо одобрили все участники собрания. Единодушную поддержку получила кандидатура судоремонтников и на окружном предвыборном совещании представителей трудящихся.
К. МИХАЙЛОВСКИЙ.