Было так.
Фатьма Хасанова — узбечка — прибыла делегаткой на краевую конференцию женщин.
Впервые услышала свободное слово, исходящее из уст женщин, говоривших о тяжелой доле, о темноте, невежестве, несправедливости:
— Долой позорное многоженство, унижающее женщину.
— Женщина должна участвовать в творчестве новой жизни.
Приехав по окончании конференции домой в кишлак Мурат-Али, Фатьма Хасанова стала претворять слова в дело.
Созвала собрание женщин.
Явилось — 10!
Товарищ Хасанова говорит о съезде, об указанных им путях к раскрепощению женщин. Жадно слушают.
Старики угрюмо и злобно следят за невиданным зрелищем:
Женским митингом в кишлаке.
Ишан-куль Сулейман, кишлачный аксакал — грозит расправой.
Первый протест женщины:
Четырнадцатилетнюю девочку выдают замуж.
— Нельзя девочку насильно замуж отдавать, — говорит Хасанова. — Это зверство.
Аксакал — родственник жениха, грозит убийством.
Тупой, злобный зверь, он не может допустить мысли о протесте женщины, не может видеть на стене сакли Хасановой — портрета Ленина.
— Распорю курсак (живот), — говорит он. И грозит кулаком портрету Ильича.
Не выдержав, Хасанова бежит в соседний кишлак Культива.
Но борьбу не оставляет.
Вместе с узбечкой Масхад Каландиновой она организует школу для взрослых и детей и объединяет в ней 45 женщин и 36 девочек.
А в это время — в родном кишлаке, в виде протеста против женского движения, были насильно выданы замуж — проданы — 10 малолетних.
Муж дочери, обвинив жену в том, что мать ее отступила от веры, душит и избивает ее.
А затем…
— У тебя мать отступница. Ее нужно убить.
Опять гонение.
Фатьма Хасанова знает, что ей нужно делать. Недаром была делегаткой на съезде.
Запрятав в лохмотья портрет Ленина (чтобы не отобрали), бежит вместе с Каландиновой и двумя девочками-ученицами в Ташкент.
В женотделе при Областном Комитете сидят три женщины узбечки и две девочки подростка.
Это Фатьма Хасанова пришла искать справедливости.
Из-под чадры слышится голос то гневный, когда говорит об угнетателях, то плачущий, — при воспоминаниях о муках дочери, то взволнованно-радостный, при рассказе о том, как удалось провести аксакала и спрятать портрет Ленина.
Сияют работницы женотдела.
Да и как не сиять.
Фатьма Хасанова — это одна из первых — женщина узбечка, бросившая вызов вековому угнетению.
Фатьма Хасанова — это брешь, пробитая женотделом в каменной стене косности, невежества и рабства женщин Востока.
Это новый боевой товарищ в борьбе за раскрепощение.
Это не пробуждающаяся, а уже пробудившаяся женщина-узбечка, не только слышавшая о Ленине, знающая о Ленине, но и претворяющая в жизнь его заветы.
— Наш отец, — говорит она.
И три вытянутые руки, по направлению к стене, на которой портрет Ленина и лоскуты темной материи, привязанные к концам белых платков в знак траура, спрятанные под паранджей, говорят красноречивее слов.
Аксакал Сулейман арестован, а тов. Хасановой выдан мандат на право ведения школьной и организационной работы.
Тысячелетний мрак рассеивается.
На Востоке восходит солнце света и свободы.
Нак.
Ташкент, 2 июня
Бунт женщины
20.12.2013
+1
+1
+1
+1
Подпишитесь на новости газеты “Республика Татарстан” на Дзене и в Telegram