ОГРОМНЫМ ПОДЪЕМ КУЛЬТУРЫ В ТР ЕЩЕ И ЕЩЕ РАЗ СВИДЕТЕЛЬСТВУЕТ О ТОРЖЕСТВЕ ГЕНЕРАЛЬНОЙ ЛИНИИ ПАРТИИ СМЕСТИ ПРЕГРАДЫ, ДОБИТЬСЯ НОВЫХ УСПЕХОВ В БОРЬБЕ ЗА ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНУЮ КУЛЬТУРУ

 ИЗ ДОКЛАДА ТОВ. АБДУЛЛИНА НА ОБЪЕДИНЁННОМ ПЛЕНУМЕ 0К И ОКК ВКП (б)

Наши успехи в области культурного строительства с полной очевидностью говорят о той последовательности, с какой мы проводим генеральную линию партии и, в частности, национальную политику в условиях ТР. На фоне экономического и политического подъёма в Советском союзе, на фоне индуст-риализации страны и переустройства сельского хозяйства мы имеем огромный подъем культуры.
Так, грамотность татарского населения приближается к 50 проц., тогда как до революции она определялась цифрой 17 проц., а в 21-22 г. — 30 проц. Повышение степени грамотности среди нацменьшинств— с 9 проц, в до-революционное время до 46 проц, сейчас. Общая грамотность в ТР повысилась с 17 до 46 проц. До революции татарских школ насчитывалось всего несколько десятков, теперь имеется около 1500 школ I ступени. В текущем году, как известно, мы приступаем к проведению всеобщего обязательного начального обучения. Учащихся школ повышенного типа насчитывается в Татарии 18.000, а в 24 году было 14.000. Степень обес-печенности учреждениями полит-просвета, библиотеками, избами-чи-тальнями, ликбезом в ТР гораздо выше, чем в среднем по РСФСР. Таким образом, при помощи русского пролетариата мы последовательно поднимались и в области культуры.
Анализируя эти успехи, мы еще раз приходим к выводу, что буржуазно-националистические теории Султан-Галиевых, Мухтаровых, Бурундуковых и т. п., потерпели полный крах. Благодаря именно ориентации на Москву, благодаря диктатуре пролетариата, благодаря проведению ленинской национальной политики, мы имеем огромные успехи, небывалый подъем, национальной — по форме и пролетарской — по содержанию, культуры. Успехи в области культурного строительства облегчают победу в борьбе с местным национализмом и велико-державным шовинизмом. Попытка султангалиевщины сбить нас с правильного пути не нашла поддержки в массах, как не найдет поддержки и великодержавный шовинизм.
Отмечая эти достижения, следует также указать на недочеты и прорывы, на то отставание культурного фронта от темпа социалистического строительства, с которым мы еще не покончили.
В чем заключается это отставание?
Реконструктивный период требует новых людей, с новой квалификацией, но их у нас пока еще недостает. Здесь мы имеем огромную диспропорцию (несоответствие) — это во-первых; во-вторых — налицо явное отставание деревни от города. И в отношении развития как начального, так и повышенного образования и в отношении грамотности деревня продолжает отста-вать, хотя там и ведется точно такая же работа по реконструкции, какую мы проводим в городе.
Третья диспропорция — между уровнем культурного развития отдельных национальностей. Это особенно заметно в области повышенного образования. Пока что в школах повышенного типа татары составляют лишь 38 проц. Основная национальность продолжает отставать и в отношении общей грамотности: если среди русской части населения ТР грамотность достигает 55 проц., то среди татар всего 46 проц. Среди вотяков, марийцев и чуваш — грамотные составляют 45-46 процентов.
Наконец, четвертое: имеется значительное несоответствие в степени культурного УРОВНЯ между мужским населением и женским.
Все это очень серьезно тормозит дальнейшее развитие социалистического строительства в области осуществления решений XV партсъезда, выдвинувшего лозунг культурной революции и давшего директиву о том, чтобы при составлении пятилетнего плана был предусмотрен дальнейший подъем культуры, но пятилетний план культурного строительства Татарии предусматривал чрезвычайно низкие темпы. Этот план был отражением правооппортунистической практики органов Наркомпроса и культурной работы профсоюзов. Благодаря решительной борьбе с оппортунистической практикой и теорией за последнее время мы имеем огромный подъем борьбы за культуру среди рабочих масс.
Например, в прошлом году было обучено грамоте 120 тысяч человек против 40 тыс. в 28 г. и 20 тыс. в 27 г. В прошлом году ликвидирована неграмотность по яналифу у 100 тыс. татар, владеющих арабской письменностью. Мы приступили к перестройке средней и высшей школы, к политехнизации школ. Но, я повторяю, эти успехи не могут и не должны отвлечь нас от имеющихся прорывов и недочетов.
Основной недочет заключается в том, что у нас существует до сих пор явная недооценка величайшего политического значения и очередных задач культурной революции. До сих пор имеются такие парторганизации, которые считают область культурной революции второстепенной. Когда в райком приходит бригадир или культармеец и ставит какой-нибудь вопрос культурного строительства, некоторые райкомщики заявляют, что они подпишут какую-угодно бумажку, но чтобы им не надоедали с такими вопросами (Спасск), т. к. у них хлебозаготовки, коллективизация, тут не до культуры.
В нынешнем году ставится задача —ликвидировать в Татарки неграмотность 400 тыс. чел. против 100 тыс. прошлого года. Несмотря на это, по 10-15 районам охвачено не больше 40 проц, намеченного количества. В деревне ликпункты рабо-тают чрезвычайно плохо. У меня под руками протоколы райкомов, из которых видно, что 20 октября школы еще не были открыты, не было дров, ряд учителей не приступал к работе. Такие случаи встречаются там, где парторганизации недооценивают значение всеобуча, как боевой задачи настоящего периода.
Профсоюзы, как говорил тов. Каганович на XVI партсъезде, несколько сдвинулись с мертвой точки. До некоторой степени сделали поворот к перестройке, в частности культурно-массовой работы, и наши профорганизации. В культпоход втягивается все больше и больше рабочих и членов профсоюзов, но должен сообщить, что в прошлом году среди тысячной армии культармейцев члены союза совторгслужащих, медсантруд, сельхозлесрабочих составляли лишь 150 чел. Основная же масса культармейцев состояла из просвещенцев. Нет перелома и в этом году. Важнейшие союзы до сих пор смотрят сквозь пальцы на задачи всеобуча и ликвидации безграмотности. Разве не показательно, что профсоюзами не выделены на ликвидацию безгра-мотности соответствующие суммы, до сих пор не заключены генеральные договоры.
В работе клубов за последнее время замечается некоторый сдвиг, но все же преобладает узкое культурничество и, в ряде случаев, халтура. Достаточной работы по перестройке клубов в соответствии с выполнением пятилетки и промфинплана, в соответствии с задачами повышения активности, расширения ударничества, еще нет. Не лучше и с работой изб-читален. Характерным является тот факт, что чем шире развиваются посевная кампания и хлебозаготовки, тем крепче запираются на замок избы- читальни. Местные парторганизации совершенно не учитывают роли избы-читальни, как центра политикопросветительной работы. Такие важнейшие мероприятия, как самообразование, ликвидация агро-неграмотности, не вошли в поле зрения избы-читальни.
Возьмем кино, также имеющее ог-ромное значение в смысле подъёма культурного уровня рабоче-крестьянских масс. Сеть кино у нас увеличилась с 75 до 175. Но кино-передвижки снабжены нередко такими фильмами, которые никакого производственного, никакого колхозного и социалистического воспитания не дают.
Антирелигиозная пропаганда занимает одно из видных мест в области культурно-массовой работы. Общее наступление на капиталистические элементы, развитие индустриализации страны, коллективи-зация сельского хозяйства и на ее основе — ликвидация кулачества как класса сопровождаются постепенным развалом основ религии. Но мы не должны надеяться на самотек, необходимо активизировать эту работу, наступать на религию широким фронтом. Союз воинствующих безбожников еще не превратился в массовую организацию, потому что партийные организации не уделяют этому вопросу должного внимания. В антирелигиозной работе мы имеем кустарничество, до сих пор эта работа, в лучшем случае, идет в кружках, а в худшем ограничивается узко-культурнической работой изб-читален, клубов и т. п. Мы также должны добиваться, чтобы антирелигиозная пропаганда была проникнута духом классовой борьбы, разоблачением эксплуататорской сущности классового лица религии и духовенства.
Одной из важнейших причин от-ставания культурно-массовой работы является преобладание аппаратного метода. Пока что делом культуры занимаются исключительно органы народного образования, исключительно специальные организации. Пока что культпоход не охватил в достаточной степени самих рабочих, самих колхозников, бат- рацко-бедняцкие и середняцкие массы. До сих пор мы не добились осуществления лозунга Ленина о том, чтобы каждый грамотный обучил неграмотного.
Вторая причина — отсутствие единого руководства культурным строительством. Профсоюзы, кооперация, комсомол ведут работу каждый по-своему
В основном, учительство заметно активизируется, все шире и шире вовлекаясь в общественную жизнь и строительство социализма. Эту активизацию мы должны подкрепить усилением воспитательной работы, еще большим вовлечением учительства в общественную жизнь деревни. Но есть среди учительских кадров определенный, незначительный слой выходцев из чуждых элементов и людей идеологически нам чуждых. Их необходимо как можно быстрее вытеснить из рядов учительства. Но нужно обратить серьезное внимание и на то, что имеется слой колеблющихся. Этих колеблющихся мы должны быстрее перевоспитать с тем, чтобы они включились в активную работу по социалистическому строительству.
Последний момент, на котором я хочу остановиться, это — борьба с проявлениями оппортунизма и шовинизма в вопросах культурного строительства. Особо острое проявление национализма — султангалиевщину — мы разбили вдребезги. Но отдельные проявления местного национализма в вопросах культуры еще наблюдаются. Замазывание классового расслоения среди татар, отрицание роли татарского пролетариата, замазывание роли татарского кулачества, — все это нашло отражение и в печати, где говорилось, что у нас существует диктатура трудящихся, что у нас 99 проц, трудящихся, что все крестьяне трудящиеся и т. д. Это — бесспорное проявление местного национализма и, одновременно, правого оппортунизма.
В 1928 г. и в начале 29 года, как известно имело место заявление группы русского студенчества против введения татарского языка в учебных заведениях. Это было явным проявлением великодержавного шовинизма. Ошибки парторганизаций некоторых вузов (вет. институт) в проведении нац. политики говорят за необходимость решительного усиления борьбы, последовательного осуществления ленинской национальной политики в условиях ТР.
Мы должны в этом году добиться стопроцентного введения янали- фа в нашей периодической и непе- риодической печати.
Теперь о проявлении правооппортунистпческих тенденций в области культурного развития. Сейчас имеются отдельные попытки тормозить политехнизацию школы, отдельные мнения о якобы невозможности по-литехнизации, невозможности увязки школы с колхозом, с фабрикой и вообще с производством.
С другой стороны, имеются люди, которые требуют, чтобы во всех средних школах были поставлены моторы, динамо-машины и построены мастерские, — словом, чтобы все школы превратились в школы- фабрики. Это уже «левый» загиб, который ке учитывает наших воз-можностей, сил и средств.
В области литературы мы должны усилить борьбу с проявлениями оппортунизма и шовинизма. Наша литература в известной мере засорена чуждой идеологией, которая не находит достаточной марксистско-ленинской критики. Характерный пример. В одной московской газете был помещен обзор литературы и литературного движения, составленный одним молодым критиком из ТР. Вот что он пишет: «…Из поэтов выделяются Бурнашев, последователь тов. Тукая (тов.?!), давший много поэм и драматических произведений. Однако, его работа течет своеобразно: наряду с такими вполне советскими произведениями, как «Камалы карт» (Старик Камалы), он дал другое произведение «Тгир-Зюгра», рисующее жизнь и быт восточного дворца, любовь принцесс и т. д. Однако, с художественной стороны его произведения ценны. Широкой популярностью пользуются молодые поэты т. т. Кутуй, Такташ, К. Наджми и др.».
Этот товарищ, молодой критик, получивший высшее журналистское образование, выдвигает на первый план Бурнашева, не находя в произведениях этого законченнейшего буржуазного поэта ничего идеологически вредного, кроме одного его произведения, сваливая в одну кучу и Кутуя, и К Наджми и т. д. Вот насколько невнимательно, неосторожно, не по-большевистски относимся мы к критике. Отсюда задача — добиться более решительного проведения в жизнь постановления ЦК о пролетарской литературе, о выращивании новых кадров пролетарских писателей. Мы должны добиться приобщения широких масс рабочих, рабкоров, селькоров к литературе, мы должны добиться коллективной критики со стороны рабочих кружков. Только при этом условии мы сможем добиться успеха в борьбе с проявлениями правого оппортунизма, местного национализма и великодержавного шовинизма и примиренческого отношения к ним в литературе.
Задача этого пленума — добиться ликвидации правооппортунистической практики, недооценки роли и значения вопросов культурно-массовой работы и дать новый, более широкий размах культурному развитию масс.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще