О том, что своевременно проведенное техобслуживание позволяет сократить простои техники и уменьшить расход топлива и запасных частей при ремонте, должны помнить каждый руководитель и каждый главный инженер сельхозпредприятия. Обязанность следить за “здоровьем” машинно-тракторного парка сельхозформирований Татарстана возложена на пункты технического обслуживания. Сегодня в республике 612 ПТО, однако нормально функционируют всего 457. А это значит, что даже при полной загрузке этих пунктов половина тракторов в республике не обслуживается.
Вот лишь несколько примеров. По данным пресс-службы Минсельхозпрода, для того чтобы охватить техобслуживанием машинно-тракторный парк Буинского района, требуются 19 пунктов, в то время как их всего 15, из которых функционируют лишь пять. Не лучшим образом обстоят дела и в Апастовском районе, где из 13 пунктов действуют всего четыре. В Верхнеуслонском – из одиннадцати – семь, в Спасском и Тетюшском – по два. Единственный ПТО обслуживает технику в Новошешминском районе.
В ходе недавнего аудита была проверена деятельность 30 хозяйств республики, из которых только в тринадцати пункты техобслуживания работали в нормальном режиме. Так, не работает такой пункт в ООО “Пимери” Пестречинского района. Затраты хозяйства на содержание машинно-тракторного парка при этом составляют 39 процентов от всех затрат, 63 процента от денежной выручки, что в полтора раза выше среднереспубликанского показателя. Все затраты хозяйства составили 17,6 млн. рублей, из них 6,9 млн. израсходовано на ГСМ, перерасход которого обошелся в 810 тысяч рублей.
Не работает ПТО и в ООО “Кувак” Лениногорского района, где на содержание машинно-тракторного парка уходит более половины денежной выручки, а перерасход ГСМ достиг 123 тысяч рублей. Между тем на содержание ПТО в год требуется 120 тысяч рублей, что при обслуживании 30-40 тракторов приносит экономический эффект, равный стоимости одного нового трактора марки “МТЗ-1221”.
С 2002 года за счет республиканского бюджета хозяйства республики получили 4 тысячи тракторов, половина из которых – колесные тракторы новейших марок. Основную нагрузку в период посевной несут именно они. И, похоже, ни механизаторы, ни инженеры, ни руководители нисколько не ценят помощь руководства республики. Порой на тракторах даже не производится своевременная смена масел и замена фильтров, что и приводит к перерасходу топлива. В то время как личные авто руководства отдельных хозяйств обслуживаются вовремя. К сведению нерадивых хозяйственников: с этого года, если в хозяйстве не работает пункт ПТО, заявки на выделение новых тракторов рассматриваться не будут.
Не менее остро стоит проблема с кадрами: не хватает специалистов – мастеров-наладчиков по гидравлике и электронике. Современная техника требует умелых рук. Но и здесь кто-то заботится о квалификации своих работников, а кто-то пустил дело на самотек. Не первый год работают в ремонтной службе опытные мастера-ремонтники Дамир Гайфуллин из Лаишевского района, Раис Ахметов из Мензелинского, Ильдус Каримов из Кукмора. Руководство сельхозуправлений этих районов постоянно заботится о повышении квалификации своих мастеров, которые ежегодно проходят обучение в ТИПКА с участием специалистов заводов-изготовителей новой техники. К сожалению, нет таких специалистов в Альметьевском, Кайбицком, Тукаевском районах.
Одна из главных задач управлений сельского хозяйства районов – подбор и обучение специалистов. И неважно, кто они – частники или работники СХТ или МТС. Важно создать условия для повышения их квалификации. Тогда проблем с готовностью техники станет меньше.