Этот нарядный автобус с опознавательным знаком “Осторожно, дети!” над лобовым стеклом давно уже стал своим для семидесяти мальчишек и девчонок, которые учатся в средней школе поселка Нижние Вязовые Зеленодольского района. Даже водителя они называют, как своего хорошего старого знакомого, – по имени-отчеству, поскольку видятся с ним два раза в день за исключением разве что выходных и каникул.
Каждое утро выезжает из ворот гаража желтый “КАвЗ”, следуя по одному и тому же маршруту, забирая на остановках деревушек и поселков своих маленьких пассажиров со школьными рюкзаками и заплечными ранцами. От самого дальнего села Ходяшево, до которого от школьного порога без малого 25 километров, через малые поселки Мизиново, Исаково, Протопоповку спешит желтый автобус, чтобы успеть доставить ребят за парты к первому звонку.
Автобусы эти появились на сельских дорогах Зеленодольского района с началом нынешнего учебного года, в канун которого Кабинет Министров принял постановление “О мерах по эффективному использованию школьных автобусов в Республике Татарстан”. Для этого Правительство заранее выделило средства на приобретение партии машин Курганского автобусного завода по особому заказу. Салон такого автобуса специально приспособлен для перевозки школьников: есть здесь и специальные сиденья с ремнями безопасности, и дополнительная система отопления, и удобные полки для школьных рюкзаков и портфелей, так что чувствуют себя юные пассажиры здесь вполне комфортно.
– В рамках приоритетного национального проекта “Образование” для доставки детей в сельские общеобразовательные заведения нашему району выделено пять таких автобусов, – говорит заместитель начальника управления образования исполнительного комитета города Зеленодольска Алсу Файзуллина. – Всего перевозками охвачено более двухсот учащихся, которых доставляют в школы из отдаленных деревень и поселков, причем каждый автобус делает в день по два-три рейса. Процесс перевозки пассажирским автотранспортным предприятием был отработан совместно с работниками управления образования района до мелочей и с учетом всех требований. До 1 сентября были утверждены маршруты, согласованные с ГАИ, подписаны необходимые акты их обследования, составлены и утверждены карты-схемы движения с указанием опасных участков, подготовлен необходимый пакет документов на разрешение эксплуатации автобусов. Руководителями базовых школ изданы приказы о назначении ответственных за сопровождение детей от места жительства к месту учебы и списки школьников. Всю эту работу пришлось делать менее чем за две недели, чтобы успеть пустить автобусы к новому школьному году. Зато теперь довольны все – и школьники, и их родители, и учителя.
– Вы только представьте, – говорит директор Свияжской общеобразовательной средней школы Татьяна Трущина. – Раньше, чтобы добраться до школы из тех же Исакова или Ходяшева, что в двенадцати километрах отсюда, нашим ребятам приходилось идти пешком или добираться на попутных машинах, мерзнуть на железнодорожной платформе, на остановках в ожидании электрички или рейсового автобуса. Каково это было зимой – в мороз или в непогоду -ребятишкам из младших классов? Многим приходилось вставать чуть свет, чтобы не опоздать к первому уроку. Естественно, это сказывалось и на успеваемости, и на дисциплине. Я уже не говорю об опозданиях и вынужденных прогулах ребят.
Теперь за юных учеников родители и педагоги могут не беспокоиться. Все водители Зеленодольского пассажирского автотранспортного предприятия, которому корпорация “Татавто-транс” доверила доставку школьников, – народ проверенный, опытный, хорошо знаком с основными требованиями организации подобного рода перевозок. У каждого за плечами не менее трех лет водительского стажа. Так что в своих подчиненных заместитель директора по эксплуатации Станислав Маркелов уверен: не подведут.
Сегодня ярко-желтые автобусы стали уже привычными на дорогах республики – их можно узнать издалека по расцветке. Хотелось бы, чтобы другие водители, особенно владельцы “крутых” иномарок, вели себя по отношению к ним предельно корректно, не забывая, что в салоне этих машин – дети.