Транспортные проблемы и отсутствие нормальных дорог – вот факторы, на которые надо обратить внимание, решая вопросы модернизации сельских школ. Проект программы оптимизации сети сельских образовательных учреждений на 2005 – 2007 годы обсуждался на днях на заседании республиканского Правительства.
Более двух третей всех школ Татарстана расположены в сельской местности. Из них каждая третья средняя школа и каждая вторая основная (девятилетка) являются малокомплектными (там учится меньше 100 детей). При этом в последние годы растет число сельских школ, где учеников – меньше сорока человек. Учитывая сегодняшнюю демографическую ситуацию, можно предположить, что в ближайшие четыре – пять лет под определение “малокомплектные” попадет половина сельских школ. А это создает серьезные экономические и социальные проблемы.
– Если в среднем на одного школьника в год из бюджета расходуется 9,8 тысячи рублей, то на сельского ученика приходится 11,9 тысячи, а на ученика малокомплектной школы – 16 тысяч рублей, – сообщил членам Правительства министр образования и науки республики Раис Шайхелисламов.
Впрочем, по его словам, не только и не столько финансовыми соображениями руководствовались в министерстве, разрабатывая программу оптимизации сельских школ. Куда более важно то, что в сложившейся ситуации деревенские дети не имеют возможности получать качественное образование. Ведь в малочисленных учебных заведениях у учителей нет возможности набрать полную ставку по профильному предмету, поэтому на селе сегодня нередко один учитель вынужден вести несколько предметов, зачастую совершенно неродственных. Понятно, что о высоком профессионализме педагога и, соответственно, о приемлемом качестве образования речь в данном случае вести не приходится.
Кроме того, по мнению специалистов-психологов, классы, где занимаются один-два ребенка, не способствуют воспитанию коллективизма и таким детям потом будет трудно адаптироваться в обществе.
В общем, понятно, что вопрос реформации сельских школ назрел давно. И разговоры о необходимости их оптимизации на правительственном уровне стабильно ведутся уже несколько лет. Теперь эти разговоры воплотились в конкретную программу, основные положения которой и озвучил на заседании Кабинета Министров Раис Шайхелисламов. Оптимизация, заметил министр, вовсе не означает, что все малокомплектные основные и средние учебные заведения в малочисленных населенных пунктах будут закрыты. Их будут преобразовывать в начальные школы. На это Премьер-министр республики Рустам Минниханов обратил особое внимание и даже попенял создателям программы, что они выбрали для нее неудачное название:
– Если мы говорим об оптимизации, народ поймет это однозначно – будут закрывать! Нет, вопрос о закрытии школ не стоит, начальная школа должна быть везде. Надо говорить о модернизации и реформировании. Речь идет о новых формах работы образовательной системы на селе.
Среди этих новых форм, например, организация обучения по принципу “школа – учительский дом”. То есть там, где начальные классы состоят не более чем из трех человек, малыши ходят заниматься прямо домой к учителю. Еще одна форма модернизации малокомплектных школ – объединить в них под одной крышей школу и детский сад или школу и социально-культурные объекты – библиотеки, советы местного самоуправления…
После завершения начального образования деревенских детишек ждет переход в так называемые базовые школы, которые будут создаваться в каждом районе, в наиболее крупных селах. Здесь будут концентрироваться в достаточном количестве квалифицированные педагогические кадры, действовать различные секции и кружки, позволяющие вести внешкольную работу, которой сегодня обделены дети из маленьких деревень. В базовые учебные заведения будут ездить на специально выделяемом транспорте учащиеся из нескольких окрестных сел. Как заявил Раис Шайхелисламов, денег, высвободившихся в результате преобразования средних и основных школ в начальные, должно хватить на то, чтобы обеспечить доставку детей к месту учебы. Правда, тут еще много неясного. Например, какие именно машины будут возить детей? Будет ли это отдельный автобус, закрепленный за каждой школой, или АТП в райцентрах будут выделять сельским детям определенное количество машин? Кто будет контролировать эти машины, чтобы они не нарушали график перевозок и не тратили государственный бензин на “левые” поездки? И главное – кто будет следить за безопасностью детских перевозок?
– У нас на селе сегодня нет водителей, которые прошли бы соответствующую подготовку, – заметил вице-премьер – министр транспорта и дорожного хозяйства Владимир Швецов. – Многие из них вообще не работали на перевозке пассажиров, а мы хотим сразу отправить их возить детей. Кроме того, в районах за последние три месяца ни один автобус не прошел предрейсовый осмотр…
Чтобы решить проблему безопасности и обеспечить школьников необходимым количеством машин, Владимир Швецов предложил создать в райцентрах специальные предприятия, которые будут заниматься только школьными перевозками.
С вопросом перевозок тесно связана и еще одна серьезная проблема – сельские дороги.
– У нас есть такие села, куда автобусы просто так не доберутся. Где-то они буксуют, а где и “с разгона” приходится преодолевать трассу. Уже были случаи травматизма детей после таких поездок, – заметил глава Новошешминского района Александр Губкин.
И хотя Владимир Швецов уверял собравшихся, что из 56 населенных пунктов, к которым в рамках данной программы надо проложить асфальт, в 26 работа эта уже ведется, а к остальным 30 дороги за три ближайших года (это, напомним, годы реализации программы) обязательно проложат, некоторые главы районных администраций отнеслись к его словам с долей недоверия.
– У нас есть программа дорожного строительства, и нужно подумать, как ее скорректировать, чтобы эту проблему решить, – заметил Рустам Минниханов.
Есть, как выяснилось, и еще один болезненный аспект у программы реформирования образования на селе. В ходе преобразования основных и средних малокомплектных школ в начальные придется сократить около семисот педагогов. При этом только сорок три из них являются пенсионерами.
– Реально мы сейчас можем трудоустроить только чуть больше двухсот человек, – признался Раис Шайхелисламов. И тут же заметил, что в наших школах сегодня работают 1246 пенсионеров. Так что “представляется возможным устроить оставшуюся часть педагогов за счет выхода на заслуженный отдых учителей пенсионного возраста”. А ведь за этой обтекаемой формулировкой – конкретные судьбы людей, многие из которых – опытные и заслуженные педагоги, воспитавшие не одно юное поколение и уже не мыслящие себя вне любимой работы… Впрочем, министр тут же пообещал, что при реализации программы будет соблюдаться индивидуальный подход, то есть каждая конкретная ситуация будет рассматриваться отдельно.
Подводя итоги обсуждения, Рустам Минниханов отметил, что вопросов еще очень много. Поэтому программу предложено доработать с учетом всех замечаний и пожеланий.
В минувшую среду проект программы был рассмотрен и на заседании парламентского Комитета по культуре, науке, образованию и национальным вопросам. Участники заседания были едины во мнении: начинать процесс оптимизации сельских школ без учета всех социально-экономических проблем нельзя.