Плодородные земли в окрестностях речки Цильны издавна славились высокими урожаями. Еще в конце XVI века, после взятия Казани Иваном Грозным, когда завершили строительство Тетюшской засечной полосы, сюда, на территорию современного Дрожжановского района, стали активно переселяться чуваши.
Страдавшие от безземелья в лесной полосе, они переезжали семьями, а иногда и целыми деревнями. Вскоре рядом с вековыми ветлами и плакучими ивами, обступившими сонную речку, застучали топоры и выросли первые избы. Так возникли на берегу Цильны поселения, образовавшие впоследствии село Новое Ильмово.
Учиться и учиться…
Местные жители славились не только трудолюбием, но и тягой к знаниям, образованию. Об этом красноречиво говорит факт строительства в селе земской школы. Ее открыли здесь при активном содействии известного чувашского просветителя Ивана Яковлева, занимавшего тогда пост директора Симбирской чувашской школы, и инспектора народных училищ Ильи Николаевича Ульянова, отца будущего вождя Октябрьской революции. Может быть, поэтому знаменитое обращение Владимира Ильича к молодежи «Учиться, учиться и еще раз учиться!» здесь всегда воспринимали по-особому.
За годы своего существования Новоильмовская школа выпустила немало людей, известных не только у нас в республике. Таких, например, как ученый-математик, методист, автор четырнадцати учебников Павел Миронович Миронов. Один из 150 воспитанников Симбирской чувашской учительской школы, он известен и как организатор народного просвещения в Уфе и Оренбургской губернии. В 2011 году при поддержке Ульяновской областной администрации педагоги провели во многих местных школах торжественные мероприятия по случаю 150-летия со дня рождения знаменитого земляка, внесшего весомый вклад в педагогику и математическую науку.
Кстати, деревянное здание прежней земской школы, которое является историческим памятником местного значения, сохранилось до наших дней – сегодня в нем расположился сельский Дом культуры. А юные жители старинного села ходят в двухэтажную школу, построенную в восьмидесятые годы прошлого века. В ее стенах расположен музей истории села с множеством интересных экспонатов. Таких, например, как челюсти ископаемого ящера, обнаруженные после половодья на берегу Цильны. Или осколок метеорита, который показал нам местный педагог и краевед Геннадий Корсаков.
Костер из… лаптей
Надо сказать, что христианизация края шла медленно, поскольку многие чувашские села противились принятию новой веры. Церковь в Новом Ильмове построили только в 1891 году. Часть жителей приняла православие, часть осталась верной язычеству. Нередко бывало и так, что, став христианами, многие продолжали совершать языческие обряды.
– Одним их тех, кто подробно изучал обычаи и ритуалы чувашей, был выходец из нашего села, известный этнограф и богослов Прокопьев, – рассазывает Геннадий Корсаков. – В 1903 году в Казани вышли две его книги: «Брак у чуваш» и «Похороны и поминки у чуваш». Вот как описывает он обряды земляков:
«В восьмидесятых годах минувшего столетия в селе Новое Ильмово Симбирской губернии хоронили мою мать-христианку. Поминки по ней были справлены совершенно по-язычески, без малейших признаков христианского поминовения, за исключением разве того, что свечи на поминках употреблялись церковные, не самодельные. Так же крошили кушанья и пили пиво с водкой, так же бабы причитали, а утром разводили поминальный костер. Два обряда – «сидение под чурбаном» и «сидение под длинной свечой» – были исполнены в одну ночь. Правда, чурбан был сделан не в виде человеческой фигуры, как это делали в старину. Его не вносили в избу и не возили на кладбище. Всю ночь он стоял перед воротами моего дома. Утром около чурбана развели костер и три раза обошли вокруг с песнями, музыкой и хлопаньем в ладоши. Тут же разбили посуду, употреблявшуюся на поминках: чиляк, чашу и ковш. На могилу вместо чурбана поставили крест. Так совершали тогда поминки в нашем селе над всеми умершими…
- Христианизация края шла медленно. Часть жителей приняла православие, часть осталась верной язычеству. Нередко бывало и так, что, став христианами, многие продолжали совершать языческие обряды
Утром на рассвете из каждого дома выходят на улицу два-три человека, взяв с собой пива, ватрушек, блинов и крашеных яиц. На перекресте улиц все жители села вместе разводят один костер из соломы и… изношенных лаптей. Зажигая костер, сельчане приглашают покойников погреться, произнося слова «Согрейте старых огнем!». Тут же у костра поминают покойников, делая возлияния и приношения в честь умерших родственников, и расходятся по домам, в основном в родовой дом – теп киле. Затем обычным образом поминают всех умерших родственников. Когда окончат поминать всех, поминают «обиженных судьбою безродных умерших», которых некому помянуть, или таких, которые умерли неизвестно где. В память о них хозяйка дома берет три блина и выбрасывает их из двери на двор, говоря: «Ешьте, пейте, будьте сыты!..» После этого пьют, едят в этом доме…»
Надо сказать, что к началу двадцатого века такие обряды были уже редкостью. Однако старожилы помнят о них и поныне.
Долгая дорога к храму
Передо мной любопытный документ. Читаю его строки: «…В Ново-Ильмовском Кусте храм деревянный, построен прихожанами в 1891 году, теплый придел к нему (возведен) в 1895 году. Церковной земли 33 десятин пахотной. Прихожан в селе 205 дворов, 529 мужчин, 529 женщин…»
Настоятелем церкви в двадцатые годы прошлого века был отец Василий (в миру Василий Иванов) – разносторонний и образованный по тем временам человек. Благодаря его стараниям в Новом Ильмове был выращен образцовый сад. В округе отец Василий был известен не только как священнослужитель, крестивший, исповедовавший, причащавший и отпевавший своих духовных чад, но и как грамотный садовод. Плоды зимостойких сортов новоильмовских яблонь хранились вплоть до самого Рождества.
Судьба храма Святого Дмитрия Салунского в Новом Ильмове схожа с судьбой десятков церквей, поруганных в годы безбожничества. Его последнего настоятеля репрессировали. Арестовали батюшку прямо в день престольного праздника, 26 октября 1929 года, и, хотя никаких серьезных обвинений против пастыря так и не нашли, его как «контрреволюционный элемент» отправили на принудительные работы.
Надо сказать, это едва не стало поводом к началу волнений среди сельчан, которые требовали вернуть несправедливо арестованного священника. Чтобы не допустить возможных столкновений, власти не стали закрывать и опечатывать помещение храма. Местное начальство даже разрешило верующим пригласить в село священника из села Кайсарово Ульяновской области – для временного успокоения верующих. Однако после этого храм действовал недолго. В годы печально известной «безбожной пятилетки» его вновь закрыли, теперь уже надолго. Позднее многие верующие, требовавшие вернуть священника, были арестованы и отправлены в сталинские лагеря. А в помещении храма одно время располагалась школа, затем – зернохранилище, а в последние годы – сельский Дом культуры.
В начале девяностых обветшавшие стены бывшего храма уничтожил пожар. Остался лишь фундамент. Здесь на средства, собранные сельчанами, местными плотниками-умельцами был возведен новый храм. И сегодня в нем, как и много лет назад, звучат слова молитв и церковных песнопений.
Будни фермера Амосова
К сияющей металлическим профнастилом ферме Алексея Амосова мы подъехали по новой дороге с бетонным покрытием. Проложили ее недавно, в рамках программы поддержки фермерских хозяйств.
- Еще пять лет назад в селе был всего один фермер. Сегодня в Новоильмовском сельском поселении уже пять крестьянско-фермерских хозяйств
Сам Алексей в сельском хозяйстве не новичок – фермерствует уже более пяти лет. Поначалу выращивал картофель, под который и сегодня отводит значительные площади. Однако вскоре понял, что заниматься возделыванием одной лишь культуры рискованно. В засушливые годы ждать большого урожая не приходится, а в урожайные – цены на «второй хлеб» не очень-то высоки. Другое дело – животноводство. Оно постоянно приносит пусть небольшую, но зато стабильную прибыль. Вот почему, узнав о республиканской программе поддержки семейных ферм, Алексей, долго не раздумывая, подал заявление на получение субсидии в миллион рублей. Помимо этого, согласно условиям программы, третью часть средств на строительство помещения для буренок Алексей должен был изыскать сам. Многие фермеры в подобных ситуациях обращаются в банк за кредитом. Семья Амосовых предпочла обойтись без кредита – на строительство пошли деньги, полученные от реализации двух урожаев картофеля.
В просторном коровнике, построенном из сэндвич-панелей, содержатся тридцать голов крупного рогатого скота, половина – дойные буренки. Супруга Алексея Татьяна заботливо подсыпает им в кормушки загодя приготовленный фураж. Перемолотое зерно – из своих закромов, часть картофельных угодий пришлось отвести под зерновые культуры и кормосмеси. Иначе нельзя, ведь как буренушку покормишь, так ее и подоишь. А надои на семейной ферме высокие – от восемнадцати до двадцати литров от коровы. Реализуют продукт по 18 рублей за литр, продавая молоко сборщику. Однако в будущем хотят купить свой молоковоз и работать с комбинатом напрямую, без посредников. На дойке обходятся вдвоем, работников не нанимают. Подрастает и помощница – шестилетняя Диана, которая тоже любит бывать на ферме, где с интересом наблюдает за буренками и телятами.
– Главная задача – удержать на селе молодежь, – говорит глава местного поселения Наиль Ширханов. – Поэтому мы регулярно доводим до наших сельчан сведения о федеральных и республиканских программах поддержки села, стараемся разъяснить, какие перспективы ждут тех, кто захочет развивать свое личное подсобное хозяйство или стать фермером.
И результаты такой политики сказываются. Еще пять лет назад в селе был всего один фермер. Сегодня в Новоильмовском сельском поселении уже пять крестьянско-фермерских хозяйств. Недавно построил новую ферму на 25 голов скота начинающий фермер Олег Утиев. Приобрел технику для обработки своих пятидесяти гектаров, отведенных под свеклу и картофель, Михаил Мискин. Собирается расширять свою молочную ферму в Новых Чукалах Илхан Халилов, у которого сегодня 27 голов скота, из них 15 – дойные буренки. Уже третий год успешно выращивает домашнюю птицу фермер Фарид Хисамутдинов, ежегодно реализуя до трех тысяч цыплят-бройлеров.
Глядя на таких хозяев, многие вчерашние колхозники решают всерьез заняться работой на своей земле. Сегодня в районном Управлении сельского хозяйства и продовольствия уже есть список из семи желающих открыть крестьянско-фермерские хозяйства. Да и на личных подворьях у новоильминцев живности хватает. Иные по пять-шесть дойных коров держат. Тем более что есть кому молоко сдавать – на территории поселения работают три молокосборщика. Каждое утро мини-автоцистерны объезжают дворы сельчан, закупая у них молоко по 15 рублей за литр – цена для села вполне приемлемая. Потому и дворы у новоильмовцев добротные, да и новые иномарки на сельских улицах не редкость.
Трудолюбия жителям села не занимать. А значит, будет жить и развиваться древнее село под плакучими ивами. Село, история которого насчитывает уже более четырех столетий.