В лицо мне дышит рыжий конь…

Рыжая лошадка с белой вызвездью на лбу, перебирая копытами и мотая головой в такт шагам, медленно тянет в гору сани, доверху груженные янтарно-желтой пахучей соломой.

Автор статьи: Артем СУББОТКИН

Рыжая лошадка с белой вызвездью на лбу, перебирая копытами и мотая головой в такт шагам, медленно тянет в гору сани, доверху груженные янтарно-желтой пахучей соломой. Поравнявшись с притормозившей на повороте машиной, останавливается: настороженно косит в сторону “железного коня” лиловым глазом, обрамленным длинными белесыми от инея ресницами, после чего, послушно отозвавшись на окрик возчика, трогает дальше…


Встретить лошадь на улицах села Званка Пестречинского района можно довольно часто. Уже не первый год на фермах Казанского племенного конезавода, где сегодня содержится более шестисот голов, разводят и выращивают лошадей трех основных пород. Есть здесь и русские тяжеловозы, и рысаки, и американские верховые, спрос на которых в последние годы в связи с развитием в республике спортивного коневодства заметно вырос.


Незаменимая помощница

Когда в начале прошлого века известные советские сатирики Ильф и Петров вложили в уста своего героя, великого комбинатора, бессмертную фразу о железном коне, идущем на смену крестьянской лошадке, мало кто из наших сограждан мог подумать, что лошадь на селе окажется востребованной и через полвека. И не только востребованной, а просто незаменимой помощницей сельского труженика. В этом году только в феврале Казанский племенной конезавод продал десять лошадок-тяжеловозов. Причем если раньше их покупали в основном сельхозпредприятия – бывшие колхозы и совхозы, то сегодня очень часто лошадь можно увидеть на частном подворье. Работы для копытной труженицы на селе найдется немало. И в крупном хозяйстве – на молочной ферме на подвозе кормов, и на личном подворье – на вспашке огорода. Да и перевозить любые грузы по сельским дорогам, которые в зимнее время и в осеннюю распутицу и дорогами-то назвать можно чисто условно, на лошадке куда быстрее и дешевле, чем на тракторе или на машине.


– Самый экологически чистый вид транспорта, – шутят сельчане. – Ни тебе вредных выхлопов, ни масляных пятен… К тому же – экономичный. Бензин с соляркой нынче в отличие от овса и сена дорожают с каждым сезоном.


Лошадка мохноногая торопится, бежит

Для нас, горожан, выросших в царстве асфальтовых паутин городских улиц, встреча с лошадью – экзотика. Как завороженный, смотрю на запряженную в сани вороную кобылу-двухлетку со “сладкой” кличкой Малина. Осторожно похлопываю ее по шерстистой вздрагивающей холке, расспрашиваю хозяина о назначении тех или иных элементов упряжи, пытаясь вникнуть в смысл слов, от которых так и веет стариной: сбруя, супонь, седелка, вожжи… Из всего этого “извозчичьего” лексикона более или менее знакомы лишь дуга да оглобля. А вот для двадцатилетнего Ришата Утимуратова из села Новое Узеево Аксубаевского района слова эти понятны и привычны с детства. Лошадь, которую Утимуратовы купили два года назад еще совсем маленьким жеребенком, сегодня – главная работница в их хозяйстве. И не только у них одних. В селе Новое Узеево, где проживает семья Утимуратовых, лошадь можно увидеть почти в любом дворе. Каждый, кто держит на своем подворье корову или овец, знает, что без лошади никак не обойтись.


В летнюю пору на сенокосе и перевозке сена одна такая лошадка спокойно тянет воз весом в тонну. Чем не мини-трактор? Разве что ни литра солярки не попросит. И запчастей не потребует. А ведь есть тяжеловозы, способные перевозить грузы до двух и более тонн.


Может быть, руководителям сельхозпредприятий, озабоченным ростом цен на дизтопливо, следовало бы подсчитать, сколько тонн солярки можно сэкономить на перевозке сельхозпродукции, кормов, семян и удобрений, заменив хотя бы часть изношенного машинно-тракторного парка на табун тяжеловозов русской породы. Думаю, что выгода была бы немалая. Что же касается условий содержания и ухода, то они вполне доступны: нужны лишь корма да теплые конюшни. Не перевелись еще на селе и умельцы по изготовлению конской сбруи и упряжи. Между тем лошади сегодня есть далеко не в каждом хозяйстве. И напрасно. Похоже, что не все понимают, какую выгоду можно извлечь, построив у себя конеферму, хотя бы голов на тридцать. В отличие от породистого рысака трудяга-тяжеловоз стоит относительно недорого, а в отличие от трактора – не имеет привычки ломаться. Что же касается работы, то известное выражение “пашет, как лошадь” в комментариях не нуждается.


На конеферме

В примыкающей к помещению фермы леваде – огороженной площадке для выгула лошадей табунятся возле бурта свежей соломы молодые кобылы.


– Наши мамочки… – так нежно называет своих копытных подопечных главный зоотехник Казанского племенного конезавода Наталья Васильевна Корнеева.


Жеребята содержатся отдельно – в соседней леваде и с мамами общаются только по ночам. А рано поутру кобыл уводят на дойку. В отличие от коровы, которую обычно доят два раза в сутки, кобыла доится часто – через каждые три-четыре часа. В зимнее время дойных кобыл пока немного – всего пятнадцать голов. Ближе к весне работы прибавится: начнется массовая выжеребка и дойных станет гораздо больше.


Рыжая кобыла с нежной кличкой Милка – настоящая красавица: с белой гривой-челкой, живописно падающей на лоб, большими фиалковыми глазами и ромбовидной звездочкой. Грациозно переступая стройными ногами в черных “чулках”, недоверчиво фыркая, тянется к моей ладони. Осторожно захватив мягкими тепло-влажными губами с руки кусок хлеба, с хрустом дробит крупными белыми зубами прихваченную морозцем ржаную корку.


– И ведь не у каждого еще возьмет, – улыбается Земфира Курбанова. Год назад она приехала сюда с мужем из Дагестана. Оба работают на конезаводе охранниками. Обосновались на новой родине крепко: построили дом, растят детей. С лошадьми иметь дело приходилось и раньше: Кавказ испокон веков славился лихими скакунами и удальцами-наездниками, мастерами джигитовки. Что ни говори, а любовь к лошадям у горцев в крови. Дети Курбановых на конеферме бывают часто: с удовольствием помогают родителям ухаживать за лошадьми.


– Нравится им здесь, – говорит Земфира. – С утра до вечера готовы на ферме пропадать: хлебом не корми – дай на лошадей посмотреть…


Семилетняя дочка Земфиры Эспет любит маленьких жеребят, а десятилетний Сулейман наверняка мечтает стать джигитом-жокеем. К слову, скаковые лошади Казанского конезавода уже не раз отличались в соревнованиях на столичном ипподроме.


Быстрее ветра

Из распахнутых ворот конюшни, где содержатся рысаки, доносится переливистое ржание. У рысаков – особенная стать, их можно узнать издали: тонкая шея, небольшая голова, поджарое мускулистое туловище и удивительно стройные ноги.


– В настоящее время, – говорит директор Казанского конезавода Рамиль Яфизов, – на Казанском ипподроме содержится сорок голов наших рысаков и девять скакунов-чистокровок.


Многие из них хорошо известны любителям скачек. Гнедого жеребца по кличке Капрал работники племзавода помнят еще маленьким жеребенком.


– Непослушный был, бедовый, – улыбаясь, вспоминает Наталья Васильевна. – Даже маму свою, кобылу, и ту, бывало, все лягнуть норовил… А теперь вот, пожалуйста, – знаменитость… Всего за две минуты и одну секунду пробежал дистанцию 1600 метров.


Для того чтобы вырастить верховую лошадь или резвого рысака, недостаточно хорошей родословной. Очень много значат правильный уход и содержание. В просторных стойлах-денниках, где содержится маточное поголовье и жеребята, проветрено, тепло, чисто и уютно. Особое внимание уделяют питанию будущих победителей заездов и забегов. В их ежедневное меню входят и натуральные белки в виде яиц, и витамины – в рацион питания, помимо сенажа и силоса, включены злаковые добавки и морковь.


Лютую январскую стужу лошади перенесли благополучно: хватило и кормов, которые доставлялись тракторами, и соломы на подстил. О кормовой базе для лошадок позаботились еще с прошлой осени. На полях, принадлежащих заводу, помимо многолетних трав, под которые отведено более трехсот гектаров, выращивают ячмень и овес – самые необходимые для лошадей культуры.


Слава о рысаках Казанского племенного конезавода широко разошлась за последние годы. Клички победителей забегов, выращенных в Званке, хорошо известны тем, кто интересуется спортивным коневодством. Это знаменитый рысак Престиж, занявший в прошлом году в заезде на приз “Рангоута” четвертое место и выигравший денежный приз в сумме ста тысяч рублей; любимица завсегдатаев трибун Казанского ипподрома рысистая кобыла-четырехлетка Пассия, выигравшая приз коневодов РТ; породистый рысак Гонорар, также не раз занимавший призовые места. Помимо солидных денежных призовых сумм, это еще и реклама Казанскому конезаводу. Число желающих приобрести местных рысаков с каждым годом растет. И это еще одно свидетельство того, что лошадь рано списывать в запас.


Напиток батыров

Цех по производству кумыса – небольшой, обслуживают его всего два человека. Хозяйка цеха Татьяна Павлова встретила нас на пороге. Татьяна Леонидовна – мастер-кумысодел. Согласитесь, профессия довольно редкая. Хотя сам напиток из кобыльего молока известен людям с глубокой древности: его пили еще нукеры непобедимого Чингисхана.


На столике в нарядных, расписанных под хохлому пиалах пенится белый, как снег, напиток батыров. О питательных и целебных свойствах кумыса издано немало научных трудов. На вкус кобылье молоко слаще, чем коровье, в нем меньше жира, а по своему составу оно схоже с молоком кормящей женщины. Кумысолечение медики назначают при заболеваниях желудочно-кишечного тракта, при туберкулезе и легочных заболеваниях. Кобылье молоко полезно и взрослым, и детям, особенно тем малышам, которые страдают различными формами диатеза. Да и здоровому человеку стакан такого напитка перед завтраком или на ужин пойдет только на пользу.


Пока что производительность цеха невелика, но в летний период с началом выжеребки здесь производят до 250 и более литров кумыса за сутки. Готовая продукция на складе не задерживается: за последние годы спрос на знаменитый напиток растет. Предприятие снабжает им магазины Казани, Набережных Челнов и других городов республики. Бутылки с напитком батыров, украшенные нарядными этикетками с изображением лошадиной головы, можно увидеть на прилавках фирменных магазинов “Бэхетле” и “Эдельвейс”, и, как свидетельствуют продавцы, раскупаются они моментально.


Конный патруль

Эту сцену мне довелось наблюдать у оживленного перекрестка в одном из районов Казани. Вдоль вытянувшейся у светофора длинной цепочки авто, цокая копытами по асфальту тротуара, неторопливо проплыл гнедой красавец жеребец с очаровательной всадницей. Миловидная наездница в милицейской форме с сержантскими лычками на погонах, уверенно держась в седле, правила необычным для городских улиц транспортным средством с грациозностью и изяществом легендарной амазонки, улыбаясь в ответ на удивленные взгляды ошалевших от долгого стояния в “пробке” водителей. Что ни говори, а такому конному патрулю никакие “пробки” не страшны. Не знаю, есть ли смысл пересадить с машин на лошадей часть личного состава патрульно-постовой службы Казани, но вот на селе участковым инспекторам, наверное, не мешало бы сменить милицейские “уазики” на копытный транспорт под седлом. И не только из соображений экономии бензина, хотя и это обстоятельство играет немаловажную роль. Возможно, кому-то это может показаться необычным, однако согласитесь, что для погонь с преследованием в условиях сельского ландшафта, как, впрочем, и для регулярных объездов территории отдаленных участков и деревень, выносливый скакун гораздо полезнее “железного коня”, имеющего привычку “хромать” на наших сельских дорогах.


Представьте ситуацию: в поселковое отделение милиции поступил сигнал о краже скота с фермы хозяйства, расположенного в десяти километрах от райцентра. Весенняя распутица, бездорожье. При всем желании до места преступления на “колесах” можно добраться часа через два, не раньше. К тому же милицейскую машину в сельской местности злоумышленники заметят за версту и сразу же попытаются принять все меры, для того чтобы укрыться где-нибудь в лесистой ложбине или укромном овраге. Другое дело – лошадь. Через любые буераки и канавы домчит до места за считанные минуты и будет преследовать преступников по горячим следам, дыша им, что называется, в загривок.


Не так давно во время командировки в Аксубаевский район я узнал о конеферме под патронажем местного райотдела милиции. Частые гости на ферме – местные форпостовцы. Ребятам здесь интересно: где еще в наши дни можно проехаться верхом на настоящей лошади? Как видим, энтузиасты-коневоды в районах не перевелись. И как знать, может быть, со временем конные патрули на перекрестках сельских улиц станут вполне обычным явлением в повседневной жизни районной глубинки.


Вместо послесловия

Ушедший двадцатый век внес в жизнь села большие перемены, до неузнаваемости изменил его быт и облик. Еще совсем недавно казалось, что лошадь исчезнет не только с городских улиц, но и с подворий сельчан, а лошадиную упряжку можно будет увидеть лишь в музее или на кинокадрах исторических хроник. Время показало, что прогнозы эти так и не сбылись. Верная труженица, сопровождавшая человека на протяжении веков, она еще не раз послужит ему верой и правдой и в новом тысячелетии.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще