Зеленый купол каменной церкви, старинный двухэтажный барский дом с остатками аллеи и заснеженные крыши домишек, рассыпавшихся вдоль извилистой речки… Эта живописная панорама открывается с возвышенности на подъезде к селу Турминское Кайбицкого района. Первые упоминания об этом селе относятся ко второй половине XVI века.
Дорогой Ивана Грозного
Интересно географическое положение села Турминское, которое находится вблизи от административной границы с Чувашией. Если посмотреть на карту Татарстана, видно, что русские села Большое Подберезье, Корноухово, Федоровское, Патрикеево, Харино протянулись отсюда по линии, направленной к острову Свияжск. И это не случайно. Основаны они были по пути продвижения войска Ивана Грозного к столице Казанского ханства. По всем этим населенным пунктам можно проследить маршрут движения стрельцов на Казань. В тех местах, где войско останавливалось лагерем, впоследствии возникли поселения на землях, пожалованных российским государем боярам и воеводам, отличившимся при взятии столицы покоренного ханства.
Вот и первыми поселенцами Турминского были стрельцы, пушкари, пищальники, ставившие свои избы на берегу полноводной тогда Кубни. В каждом селе строили церковь или часовенку возле родника. В окрестностях села таковых сразу три. Иванов ключ – наиболее почитаемый среди местных жителей.
По следам Шакура-карака
Турминская начальная школа располагается в доме, построенном в 1872 году. До революции в нем находились почта и контора станционного смотрителя. Рядом – конюшня и постоялый двор, где останавливались на ночь ямщики и проезжающие. Здесь они чувствовали себя под надежной защитой. Времена тогда были неспокойные, на дорогах пошаливали разбойники.
Кстати, неподалеку находится село Чутеево – родина известного в 20 – 30-е годы прошлого века конокрада Шакура-карака. Дорога, пролегавшая поблизости через лес, звалась в народе Шакурской.
– Мой дед рассказывал, что по этой дороге Шакур успевал доехать до Казани почти за четверть часа, – вспоминает директор школы Татьяна Маркелова. – За это время даже сваренная каша в горшке остынуть не успевала… По всей дороге были у конокрада тайные схроны, где он менял лошадей на свежих, отдохнувших.
Прадед наш у здешнего барина Есипова кучером служил. Как-то раз на станцию Канаш по железной дороге пришла барину по почте посылка – кожаный мешок с золотыми червонцами. Об этом узнал гроза местных табунщиков Шакур. Так Есипов тайно ночью вместе со своим кучером в Канаш выехал. Под утро добрались они до станции, получили ценный груз, уложили в тарантас. Барин говорит: «Гони, Степан, что есть духу, лошадей не жалей!..» Весь обратный путь стрелой до усадьбы летели. Доставили груз в сохранности. Барин ножом тот мешок вспорол, а из него червонцы так и посыпались… Тут же отсчитал кучеру дюжину золотых – за верную службу. А потом узнали: через полчаса после того, как они из Канаша выехали, Шакур туда со своими головорезами нагрянул. Узнал, что золото забрали, в погоню кинулся, да уж поздно…
На барских развалинах
Двухэтажное здание помещичьей усадьбы смотрит пустыми глазницами окон на старинный храм. Над березами у бывшего парадного входа, уныло каркая, кружат вороны.
После революции барин умер, усадьба перешла в руки его дочерей. Их большевики выселили из имения, которое разграбили подчистую. Тогда же вырубили аллею из лип и тополей. Старожилы говорят, что, когда вырубали аллею, последняя наследница в сердцах бросила разорителям: «Хоть пару деревьев оставьте себе, а то ведь и повеситься не на чем будет…»
После революции в здании барского дома разместилась участковая больница: стационар на два десятка мест, операционная и роддом.
Лет десять назад при возведении пристроя к зданию больницы из-за скопившихся сточных вод, которые размыли почву, осел фундамент. Образовались трещины, стала заваливаться стена, здание пришло в аварийное состояние. Больницу закрыли. Так и стоит здание без окон и дверей, с частично разобранной кровлей.
– Здание усадьбы является памятником архитектуры, – говорит заместитель председателя совета Кайбицкого муниципального района Рамис Хаялиев. – Как его сохранить? Выход один: по примеру Казани продать дом богатому меценату с условием, что его новый хозяин восстановит первозданный облик усадьбы. В ее стенах могли бы разместиться не только офис или гостиница для любителей сельского туризма, но и краеведческий музей. И как знать, может быть, со временем найдется хозяин, который сумеет вдохнуть новую жизнь в разоренное дворянское гнездо. Усадьба вполне могла бы стать местом отдыха горожан, желающих провести дни летнего отпуска на природе. Для них здесь все условия – грибные леса, ягодные поляны, да и рыба в Кубне не перевелась и поныне.
Время собирать камни
Настоятелю храма Святой Троицы отцу Николаю еще в середине девяностых пришлось восстанавливать поруганную безбожниками церковь. Ее построили здесь еще в 1805 году на средства помещика Леонтия Есипова. Прихожанами являлись не только турминцы, но и жители из соседних сел, где проживали молькеевские кряшены. Особенно многолюдно было в храме на Троицу. После службы на площади устраивали шумную ярмарку, где шла бойкая торговля.
Закрыли храм в 1937 году, передав под колхозный зерносклад. После пожара он долгое время стоял заброшенный.
– Вы посмотрели бы, что здесь творилось! – вспоминает батюшка, осматривая своды и стены восстановленного храма. – Роспись вся осыпалась, с потолка кирпичи падали, плиты пола выворочены – кто-то клады искал…
Большую помощь в восстановлении святыни оказали местные жители. Бригада кровельщиков Алексея Королева заново перекрыла купол, укрепив его каркас. А деньги на колокола собирали всем миром – и православные, и мусульмане. И теперь плывет в праздничные дни над селом перезвон, как это было много лет назад, когда поблизости шумели кронами вековые тополя и липы старинной усадьбы.