Там, где сливаются реки Ирга и Ошняк, возникло в XVII веке село Корноухово. Такое название дали ему выходцы из Подмосковья.
Переселил их сюда барин, которому здешние земли были пожалованы за государеву службу после завоевания Казанского ханства Иваном Грозным. Похоже, среди первых поселенцев было немало бывших беглых крепостных крестьян, которых удалось изловить и вернуть хозяину. А такие беглецы подвергались жестокому наказанию – им "карнали", то есть прокалывали, уши.
Обычай этот, вероятно, относится к античным временам – в Древнем Риме беглых рабов "метили" таким же варварским способом. Кстати, в Татарстане имеется по меньшей мере два поселения с таким названием. Возможно, пойманных беглецов в наказание отправляли для освоения малообжитых земель Казанского ханства.
Помещичья усадьба находилась посреди села, рядом с Никольским храмом. Сегодня от нее остались лишь остатки фундамента да развалины фонтана, вода к которому поступала из местного родника по деревянным трубам. А когда-то здесь возвышался барский двухэтажный дом с колоннами, фасад его украшали скульптуры. Пока крестьяне трудились в поте лица, жизнь помещика протекала большей частью праздно: балы, приемы, охота на лошадях, карты – и так без конца… Расточительность прежних хозяев привела к тому, что имение часто перепродавалось. В конце концов последний помещик по фамилии Мертвага продал его бывшему приказчику, ставшему предприимчивым и деятельным купцом, Капитону Макашину.
Новый владелец сразу же повел хозяйство в духе нарождавшегося капитализма. При нем в селе был построен спиртзавод, на котором трудились уже не крепостные, а "экономические" крестьяне, освобожденные царским указом. Многие из них приезжали на работу из окрестных деревень, в том числе и из татарских. Так в русском селе поселились первые татарские семьи. Переселенцы работали в основном на кирпичном заводе, который основал все тот же неутомимый Макашин, обративший внимание на богатые залежи красной глины в окрестностях села. Тогда же в Корноухове была возведена кирпичная церковь Николы Чудотворца, где отпели умершего незадолго до революции Капитона Макашина, построившего на свои средства и церковноприходскую школу.
После кончины Макашина все хозяйство перешло к его сыну Александру. В годы Гражданской войны он бежал вместе с отступавшими из Поволжья белогвардейцами и, оказавшись в переполненной беженцами Уфе, умер от тифа. А вот его сыну Сергею повезло больше. В годы советской власти внук бывшего купца, несмотря на "социально чуждое" происхождение, получил высшее образование и даже стал доктором филологических наук, лауреатом Ленинской премии. А начинал свой путь от порога скромной школы села Корноухово, которую окончил еще до революции.
В 1919 году на базе бывшего имения возник один из первых в стране совхозов с громким именем "Международная рабочая солидарность". На то была своя причина. Население села увеличилось за счет прибывших сюда вместе с семьями немецких и польских коммунистов, спасавшихся от политических преследований с помощью Коминтерна.
А когда в Поволжье пришел страшный голод, в Корноухове в 1921 году открылись две благотворительные столовые, действовавшие под эгидой Международной организации помощи России. Здесь кормили голодающих детей. Продукты в советскую республику, вожди которой жили идеей мировой революции, поступали не только от рабочих организаций зарубежных стран, но и от вполне буржуазных правительств тех же Америки и Германии. Именно благодаря этой помощи, пусть и не вполне пролетарской, тогда удалось спасти от голодной смерти тысячи людей.
Об этом мне рассказали в школьном музее, где собраны очень интересные документы и экспонаты. Силами местных ребят и их педагогов под руководством директора Сергея Миндагалеева сегодня в корноуховской средней школе, которая стала лауреатом всероссийского конкурса, ведется большая краеведческая работа. А в прошлом году на республиканской олимпиаде по истории эта школа заняла третье место.
Еще в 1985 году, к сорокалетию Победы, в одном из классов этой школы создали уголок боевой славы. Ведь в годы Великой Отечественной на фронт из Корноухова ушло более двухсот жителей, а домой вернулось менее половины. В селе остались в основном женщины и подростки, на плечи которых легли все тяготы военного лихолетья.
Всего три месяца пришлось обучаться восемнадцатилетней Ане Степановой на ускоренных механизаторских курсах, куда ее вместе с подругами направили летом сорок первого. Десять лет работала она трактористом. Анна Викторовна рассказывала, как трудно приходилось им, совсем еще молоденьким девчонкам, работать в поле. Техника старая, двигатели тракторов запускали вручную, при помощи "кривого стартера" – так в шутку называли тяжелые заводные рукоятки. Вручную протирали клапаны двигателя. В случае поломок в поле приходилось идти за запчастями в МТС за несколько километров.
В восемнадцать лет села за рычаги трактора и подруга Анны Ульяна Афанасьева. Бок о бок трудились в поле на севе и на уборке корноуховские трактористки Зифа Газизова, Евдокия Сафронова, Хадича Шагидуллина и другие. Именно благодаря труду таких замечательных женщин в тылу ковалась наша победа.
После войны, уже в шестидесятых годах, совхоз "Корноуховский" стал крупнейшим хозяйством по выращиванию племенного скота. Быки-производители высокопродуктивных мясных и молочных пород, выращенные в Корноухове, с ферм совхоза отправлялись во многие хозяйства, причем не только нашей республики, но и соседних регионов. Неоднократно местные животноводы участвовали во всесоюзных выставках, в том числе и на ВДНХ, где их достижения отмечались дипломами и медалями. А на подъезде к лучшему племенному хозяйству Татарии красовалось изваяние мощного быка на бетонном постаменте.
Именно в те далекие уже шестидесятые годы хозяйство-миллионер, возглавляемое кавалером ордена Ленина Виктором Зубковым, пережило период подъема. Здесь строились двухэтажные жилые дома для животноводов, обустраивались улицы и подъезды к селу. В Корноухове работали своя пекарня, снабжавшая население свежим хлебом, собственный молокозавод и ветеринарная лечебница. Тогда же были построены поселковый Дом быта и детский сад "Теремок", а в восьмидесятые годы – двухэтажное здание школы.
К сожалению, в начале девяностых хозяйство вошло в полосу кризиса. Совхоз разукрупнили, разбив на отдельные сельхозформирования, резко сократили поголовье. В 2006 году земли бывшего совхоза вошли в состав ООО "Слобода", которое занимается растениеводством. Конечно, без поддержки мощного хозяйства местным властям сложно решать вопросы развития социальной сферы. И все же, несмотря на трудности, жизнь на селе продолжается. Недавно, например, здесь завершили реконструкцию и ремонт помещения для обитателей корноуховского дома престарелых. Пока пожилые и одинокие пенсионеры ютятся под крышей бывшей участковой больницы, здание которой находится в состоянии, близком к аварийному, но уже скоро они справят новоселье в заново отремонтированном двухэтажном доме.
Старые фотографии, медали и наградные документы, затертые "треугольники" солдатских писем и другие экспонаты, хранящие дыхание военных лет, – лишь часть экспозиции здешнего школьного музея, о котором мы уже упоминали. А всего здесь сегодня свыше трехсот экспонатов – от огромного рога доисторического шерстистого носорога, который обнаружили при строительстве плотины через речку Иргу, до старинных монет. О многом могут поведать эти вещи, будь то керосиновая лампа, которой сельчане пользовались до того, как в их избах появилось электричество, или старинный патефон с черным диском пластинки, хранящей звуки модного в послевоенные годы фокстрота "Рио-Рита".
А недавно музей украсил макет Никольского храма, созданный по воспоминаниям старожилов. И хотя сам храм в селе закрыт, лет десять назад на сельском кладбище выросла часовня, построенная на средства местного предпринимателя. Как знать, может, в скором времени найдется человек, который возьмется и за восстановление храма – архитектурного памятника позапрошлого века. И вновь зазвонят над древним селом церковные колокола.