“Зечбуресь” – значит “здравствуйте”

Именно так приветствуют друг друга при встрече жители села Средний Кушкет Балтасинского района.

Автор статьи: Артем СУББОТКИН

information_items_1347369425

Именно так приветствуют друг друга при встрече жители села Средний Кушкет Балтасинского района. Села, где издавна проживают удмурты. Здесь, в долине речушки Кушкетки, которую питают звонкие родники, разбросанные по окрестным лесистым балкам, основали свое поселение луговые удмурты, населявшие эти земли с незапамятных времен.

Судя по архивным документам, Средний Кушкет основали в начале XVIII столетия выходцы из соседнего села Старый Кушкет. Название села происходит, вероятнее всего, от слова "куш" – лесная поляна, открытое место среди леса. Вначале это была небольшая деревушка – в 1710 году здесь насчитывалось всего-навсего пять дворов. Но очень скоро село выросло, и, очевидно, для того чтобы не запутаться в названиях, поселенцы дали своей деревушке новое название – Кисаль, которое русские дьяки-писцы обозначили в своих книгах как Киселево.

При чем здесь  кисель?

Ответ на этот вопрос дает легенда, которую нам рассказали жители чувашского села. Оказывается, житель деревни Зана как-то отправил в Сала Кушкет маленького батрака за киселем. Дело было осенью, шел дождь. Бедный мальчонка продрог по дороге, а когда добрался до села, так устал, что даже забыл о том, с какой целью послал его в соседнее село хозяин. Так стоял он под дождем у крайнего дома, переминаясь с ноги на ногу, вспоминая, зачем он сюда пришел. Один крестьянин заметил мальчишку и крикнул ему: "Эй, сынок, зачем ты тут под дождем грязь, как кисель, месишь?"

Мальчуган, услышав эти слова, тут же вспомнил, зачем он пришел, и с криками "Кисель, кисель!" побежал по улице.

Трудно сказать, было ли так на самом деле, однако готовить кежи кисаль – гороховый кисель – в Среднем Кушкете умеют на славу. Так же как и табань – блины, шуэнь нянь – пирожки с калиной и другие вкусные блюда, без которых трудно себе представить праздничный стол в удмуртском доме. Например, без тех же пельменей. Не каждый знает, что означает на удмуртском языке, который относится к угро-финской языковой группе, столь привычное для нас слово "пельмень". А произошло оно от двух слов: "пель" – ухо и "нянь" – тесто.

Об этом мне рассказали ребята из новой, построенной три года назад, Среднекушкетской средней школы на уроке родного языка, который здесь изучают с первого класса, наряду с русским, татарским и английским. Как сказала нам завуч по учебно-воспитательной работе Серафима Николаева, тут обучается более ста пятидесяти человек из шести удмуртских сел и деревень. Так что это единственная в районе удмуртская школа, которая является центром удмуртской культуры. В 2004 году здесь был открыт филиал музыкальной школы искусств.

Эти звонкие камали

Из раскрытых дверей актового зала доносятся звуки музыки и звонкие голоса. Под звуки гармони, выбивая дробь сапожками, на сцене кружит хоровод. Звучат задорные частушки, сплетаются в хоре звонкие девичьи и юношеские голоса. Вот так же издавна собиралась за околицей на вечерние посиделки деревенская молодежь: пели, плясали. Здесь же парни приглядывали себе невест, а девушки – женихов. Виктор Камаев – преподаватель удмуртского языка, он же руководитель школьного фольклорного ансамбля "Инвожо", название которого имеет двойное значение: так называют полевой цветок, так же по-удмуртски зовется первый месяц лета. Ансамблю уже более 20 лет. За свою историю его участники неоднократно выезжали с гастролями по республике, выступали перед зрителями в Казани.

Симпатичная звонкоголосая девчушка в нарядном платье, только что отплясав на сцене, поправляет яркий фартук – передник. Сочетание трех основных цветов характерно для удмуртского орнамента – зеленого, желтого и красного.

Такие нарядные костюмы сшиты по проекту бывшего выпускника школы Петра Данилова, народного артиста Удмуртской Республики, руководителя удмуртского фольклорного театра "Айкай" в Ижевске.

Национальный колорит здесь чувствуется во всем. В школе ведется большая работа по сохранению и возрождению лучших традиций культуры удмуртского народа. Регулярно проводятся месячники родного языка и литературы, отмечаются народные праздники. В одном из классов нам показали календарь удмуртских праздников, берущих начало со времен язычества и дошедших до наших дней. Так произошло с праздником Выль нянь сиен – Днем первого хлеба, который отмечается в первых числах августа и знаменует начало жатвы.

На уроках технологии ученики изучают декоративно-прикладное искусство, с которым ребята знакомятся с малых лет. В детском саду, что работает при школе, малыши играют с куклами, наряженными в яркие национальные костюмы. Такъя – головной убор незамужней девушки-удмуртки украшали мелкие серебряные монеты, издававшие мелодичный звон при ходьбе. Такие же монеты, только более крупные, можно увидеть и в камали – нагрудных фартуках, что хранятся в местном Доме культуры. Многие из них – настоящие произведения искусства. Они передавались в удмуртских семьях из поколения в поколение, от матери к дочери. Сегодня в стенах школы решено возродить искусство изготовления подобных украшений на основе старинных. Особенно эта работа привлекает девушек. Так что в скором времени участницы ансамбля будут отплясывать на сцене в новых камали, таких же нарядных и звонких, какие надевали когда-то в молодости по праздникам их прабабушки.

Как одна семья

Сегодня на территории Среднекушкетского сельского поселения, в которое входит четыре населенных пункта, проживают удмурты, татары, русские. Живут дружно. Вместе работают – на территории поселения расположены два сельхозпредприятия: "Искра" и "Кентер". Вместе и отдыхают. И Сабантуй, и удмуртский народный праздник Гербер, который приходится на первые дни лета, отмечают вместе. И смешанные браки между представителями разных национальностей далеко не редкость, а дети в таких семьях с малых лет говорят на двух языках, каждый из которых считают родным.

Наверно, в этом и заключается самое главное богатство древней земли, на которой с давних пор живут и трудятся потомки разных народов, судьбы которых связаны воедино.

 
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще