Что нового в Новом Кинере?

Огромный, более метра длиной бивень гигантского мамонта, обитавшего тысячи лет назад в окрестностях речки Ашит, хранится в музее кинерского Дома культуры.

Автор статьи: Артем СУББОТКИН

information_items_1347369424

Огромный, более метра длиной бивень гигантского мамонта, обитавшего тысячи лет назад в окрестностях речки Ашит, хранится в музее кинерского Дома культуры. Его обнаружили в 1972 году в ходе добычи бутового камня при разработке карьера недалеко от древнего села.

Что же произошло с гигантом много веков назад? Стал ли он жертвой наводнения и погиб, завязнув в болотистой почве? Или же попал в утыканную кольями яму-ловушку, приготовленную для него первобытными охотниками, которые, укрывшись в засаде, с тяжелыми камнями наготове поджидали гиганта на лесной тропе, ведущей к водопою?

Находка эта говорит о том, что берега речки Ашит были заселены еще в ту далекую эпоху, когда наши пращуры-неандертальцы, вооруженные каменными топорами, охотились на мамонтов, шерстистых носорогов и оленей-ямалов, обитавших здесь в ледниковый период.

Край или граница

Село Кинер наряду с другими старинными населенными пунктами, расположенными по берегам реки Ашит и известными со времен Казанского ханства, упоминает в своих научных трудах известный историк Е.И.Чернышев.

В период Булгарского царства на берегах реки Ашит помимо финно-угров проживали   племена тюркского происхождения. Их язык, как полагают некоторые исследователи, близок по своему лексическому составу к языку азербайджанцев и туркмен – огузской ветви тюркского языка. Подтверждение тому – древнее тюркское слово "киняр", которое переводится как "граница" или "обрыв". По другой версии, язык племен, населявших эти места в ту далекую эпоху, очень близок к древнебулгарскому и кипчакскому языкам. Например, на территориях современных Болгарии и Турции и поныне проживают тюркские племена с самоназванием кенер. Это тюрки-огузы, в языке которых слово "кинер", как и в старотатарском, имеет примерно тот же смысл – "край", "граница" или "берег".

Сначала Кинер был маленькой деревушкой в тридцати километрах от Арского городища, выполнявшей функцию пограничного форпоста на северо-западе Булгарского государства. Но со временем село превратилось в крупный населенный пункт, а в годы советской власти Новый Кинер становится центром крупного района.

"В земле той дворы княжат…"

Трагическая страница в истории этих мест была перевернута в XIII веке, когда на земли Волжской Булгарии обрушились орды монгольских завоевателей. Население малых сел и деревушек пополнилось за счет жителей, бежавших из разрушенных монголами крупных булгарских городов. Многие из них осели в селах Заказанья. Любопытная деталь: среди жителей Арского района, в том числе и Кинера, немало имен с приставками "хан", "мурза", "шейх". Это свидетельствует о том, что предки людей, носивших эти фамилии, принадлежали к знатным выходцам из Казани, а возможно, и из Древнего Булгара.

Издавна славилось село Кинер и своими жилыми постройками, многие из которых содержали немало интересных конструктивных и орнаментальных деталей. Неслучайно один из ярых сторонников завоевания Казани князь Курбский в своем отчете о военной экспедиции в села Заказанья замечает относительно жилищ: "В земле той… дворы княжат и вельможно зело прекрасны и воистину удивления достойны и села часты". И действительно, с этим нельзя не согласиться, глядя на старинные дома Нового и Старого Кинера. Среди них немало строений, привлекающих внимание своей неповторимостью и самобытностью, которая видна во всем, будь то затейливые резные элементы из дерева на фронтонах домов, нарядные оконные наличники необычной конфигурации или обыкновенные ворота, украшенные вычурным орнаментом. Через века пронесли мастера свое умение, передав его новым поколениям.

Этот дом по улице Советской (на снимке) – наверное, самый красивый в поселке. Украшенная затейливым орнаментом мансарда еще издали привлекает внимание. У нарядных ворот нас встречает его хозяйка – преподаватель физкультуры новокинерской средней школы Гузель Абубакировна Ахметова. Цветник из пунцовых георгинов, пышных флоксов, астр и мальв – ее рук дело. К слову сказать, таких нарядных домов в поселке немало. Интересно, что большинство жилых построек в Новом Кинере выкрашены в два цвета – синий и желтый. Потому так весело смотрятся домишки в нарядных резных наличниках, что разбросаны то тут то там по берегам извилистой речушки, над водами которой склонили ветви старинные вековые ветлы в три обхвата.

От скалки до стеклопакета

Реформы последнего десятилетия прошлого века больно ударили по предприятиям Нового Кинера. Большинству из них, а всего к концу девяностых годов в бывшем райцентре функционировало несколько десятков предприятий и учреждений, пришлось пройти через трудности, связанные с ростом цен, нехваткой сырья и потерей партнеров-поставщиков, многие из которых с развалом СССР оказались за границей. И тем не менее многие предприятия, пройдя через тернии рынка, сумели пережить трудные времена и вписаться в условия современного производственного цикла. Одно из них – Новокинерский мебельный комбинат. Одно время здесь из-за нехватки пиломатериалов простаивали цеха по производству мебели, не было заказов, работники не получали зарплату в течение двух лет. Предприятие было объявлено банкротом и в 2001 году продано с аукциона. Новый хозяин в лице ООО "Новокинерский Аю ДОК" начал с того, что в течение двух месяцев погасил задолженность по зарплате. Сегодня средняя зарплата работника предприятия составляет 7 тысяч рублей.

 – За шесть лет мы значительно расширили производство, – говорит учредитель предприятия Яхья Сафиуллин. – Сегодня выпускаем то, что пользуется спросом на современном потребительском рынке, – оконные блоки и балконные двери с тройным остеклением, двухкамерные стеклопакеты, которые с начавшимся за последние годы в республике строительным бумом пользуются повышенным спросом у строительных организаций.

В числе заказчиков Новокинерского ДОКа – многочисленные строительные организации. Кроме этого, здесь выпускают мебель – столы, стулья, шкафы, в том числе и для детских дошкольных и школьных учреждений. Ассортимент продукции довольно широк – от заказов строителей до кухонных наборов, необходимых в каждом доме. И все это благодаря современному оборудованию, которое новые хозяева приобрели за последние годы. Появились здесь новые фрезерные, шлифовальные станки, импортные столярные инструменты. Уже сегодня предприятие выпускает продукцию более 50 наименований. В планах у руководителей – запуск двухэтажного цеха, что позволит значительно расширить объемы выпускаемой продукции. Сегодня здесь трудится более 50 человек.

– Конечно, проблем много, – продолжает Яхья Аюпович. – Но все они решаются в рабочем порядке. Главное, люди верят нам, держатся за свое рабочее место и понимают, что именно от них самих во многом зависит судьба предприятия, а значит, и их жизнь.

Пока журчит родник…

Над сонной речкой склонились плакучие ивы. Многим из этих деревьев, наверное, перевалило за две, а то и за три сотни лет. Под горой – родник: небольшой бревенчатый сруб, кровлю которого венчает железный полумесяц. Весело журча, стекает прозрачная, холодная, как лед, водица. Издавна шли сюда люди. Усталый пахарь, возвращаясь с поля, спешил утолить жажду после жаркого рабочего дня, воин, звеня кольчугой, вел на водопой своего коня, спешили женщины с ведрами на коромыслах, радостно плескалась в воде беззаботная ребятня… Хорошо, должно быть, оказаться здесь ранним погожим утром, послушать, о чем шепчутся над речной волной старинные ветлы. А затем, поднявшись на вершину холма, откуда открывается живописный вид на долину, в которой раскинулось древнее село, услышать плывущие над крышами домиков протяжные звуки азана. Они раздаются с высоты стройного минарета новой мечети – ее в селе построили недавно. И пока звучит над селом азан и журчит, стекая по камешкам, родниковая живительная влага, будет жить село Новый Кинер. Село, где удивительным образом перекликаются прошлое и настоящее.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще