Крутой обрывистый мыс высотой почти 25 метров над речкой Шумбут издавна изобиловал родниками. У одного из них, который носил имя Аулия чишмэ, жители села Кутлу-Букаш обнаружили старинный медный поднос, украшенный по краям узорной чеканкой. Когда-то у родника, вода которого считалась целебной, проводились религиозные обряды и верующие оставляли на подносе, установленном у оголовка родника, серебряные и медные монеты. Данная находка – далеко не единственная из тех, что были сделаны на территории Чаллынского городища – одного из древнейших исторических памятников нашего края.
“Чаллы” означает смесь?
По утверждению местного краеведа-историка Каримуллы Ахунова, на территории нашей республики насчитывается около 30 населенных пунктов, в названии которых присутствует слово “чаллы”, однако его точный перевод неизвестен. Как считает историк Хисамутдинов, оно означает не что иное, как “смесь”. Во время раскопок, которые проводились здесь в 1995-1996 годах, в захоронениях археологи обнаружили большое количество угля, из чего можно заключить, что в верованиях местных жителей присутствовали элементы язычества. В то же время судя по тому, как расположены тела усопших (изголовья обращены в сторону Мекки), можно сделать вывод, что местное население уже приняло ислам. Таким образом, население Чаллынского, или Тябердинского, городища, возникшего, как полагают историки, на берегу реки Шумбут в XII веке, было смешанным: до того как на эти земли пришли булгары, здесь проживали финно-угорские племена. Есть и другая версия, согласно которой название городища связано с самоназванием одного из булгарских родов – челнатов, сыгравших большую роль в становлении древнего государства на берегах Волги и Камы.
От Великого Булгара до Казанского ханства
Первое письменное упоминание о челнатах встречается в Никоновской летописи, когда суздальский князь Всеволод Большое Гнездо предпринял поход на Булгар, окружив войсками столицу Волжско-Камской Булгарии. Тогда на помощь осажденным двинулись булгарские дружины. Спустившись на быстроходных лодках-челнах (кстати, еще одна из возможных версий названия: от слова “челны”) по Каме и Волге к Булгару, они высадились на одном из островов, где произошло сражение, в результате которого русичам пришлось отступить, сняв осаду.
О булгарском периоде городища свидетельствуют предметы, собранные в школьном музее Кутлу-Букаша. Украшения из меди и бронзы – браслеты, серьги и шейная гривна – когда-то составляли элементы одежды местной красавицы. А костяной наконечник стрелы может поведать о том, как местные батыры охотились в лесах на пушного зверя.
– Такие стрелы, – говорит Каримулла-абый, – попадая в соболя или белку, глушили зверька, что позволяло сохранить в целости его ценную шкурку…
Эти и другие находки были обнаружены археологами на месте раскопа, на срезе которого отчетливо виден слой черного пепла – след большого пожара. Возможно, что в XIII веке городищу, как и большинству здешних укрепленных поселений, пришлось пережить нашествие монгольских завоевателей. Но и позже, уже в период Казанского ханства, Чаллынское городище не потеряло своего стратегического значения. Этому способствовало удобное расположение крепости, которая представляла собой неприступную цитадель, расположенную всего в нескольких верстах от Камы – крупной водно-транспортной артерии.
Самая последняя столица?
Как выглядела крепость в те далекие времена? Об этом можно судить по остаткам фортификационных сооружений, по которым краеведам удалось создать макет крепости. Помимо обрывистого берега, который уже сам по себе служил естественным препятствием для неприятеля, с двух сторон крепость защищала сложная система искусственных земляных укреплений из четырех дугообразных валов, высота которых местами доходила до 6-8 метров. Кроме того, центральную часть, где располагался дворец правителя, окружали глубокие рвы и частокол из бревен.
– Центральная часть была также укреплена каменными стенами, – говорит Каримулла Гильфанович. – Позже их разобрали и использовали на строительстве дорог. Историкам удалось обнаружить место, где находились главные “Золотые ворота” крепости, отделявшие ее центральную часть от ремесленной слободы. Когда разглядываешь изделия, изготовленные здешними умельцами, не перестаешь удивляться точности древних мастеров, чьими руками созданы эти вещи, будь то изящный старинный кувшин с узким горлом в форме ушной раковины, узорчатые элементы нарядного пояса или украшения из сердолика, серебра или горного хрусталя.
Принято считать, что история Казанского ханства заканчивается в 1552 году взятием Казани войсками Ивана Грозного. Однако население края по меньшей мере еще около 5 лет вело ожесточенную борьбу против войск русского царя. В 1553-1554 годах были разрушены укрепленные поселения по берегам реки Меши, на территории нынешних Сабинского и Тюлячинского районов, часть проживавшего там населения покинула покоренные земли и ушла в леса, окружавшие реку Шумбут. Как полагают историки, именно здесь укрывался один из последних претендентов на ханский престол, младший брат царицы Сююмбике царевич Галиакрам, сын мирзы Юсуфа… Чаллынское городище оставалось одним из последних очагов сопротивления вплоть до 1556 года. Войскам воеводы Морозова удалось взять крепость лишь после второго похода (первый оказался неудачным), большинство ее защитников погибли в лютой сече, а на развалинах городища долгое время никто не селился.
Бульдозером по… истории
Впервые территорию древней крепости обследовал еще в середине XIX века археолог Н.Толмачев, однако крупномасштабные раскопки на месте Тябердинского городища были проведены профессором Халиковым лишь в 1955 году. Тогда же были сделаны основные находки, многие из которых хранятся ныне в школьном музее. В годы советской власти история Золотой Орды и Казанского ханства находилась под негласным запретом, а многие памятники той эпохи с прямого согласия или при молчаливом попустительстве местных партийных властей разрушались под самыми различными предлогами. Не обошла стороной беда и Тябердинское городище. В шестидесятых годах прошлого столетия были распаханы под пашню земли в окрестностях, там, где находились древние кладбища. Затем снесли остатки главных ворот крепости, где вскоре начали строительство колхозных амбаров и ремонтных мастерских.
– Тогда на строительстве работала бригада заезжих шабашников-кавказцев, – вспоминает Каримулла-абый. – Ножами бульдозеров они сравняли часть земляных валов. Когда рыли землю под фундамент, извлекли немало различных предметов – от костей до обломков оружия. Кое-что из найденного удалось сохранить усилиями местных краеведов, но немалую часть попросту растащили, а кости и разбитые части древних надгробий свалили как попало на чердаках построенных помещений…
Надо сказать, что случаев, когда в результате некомпетентности и преступного равнодушия уничтожались памятники истории, в те годы было немало. Например, в Рыбной Слободе в семидесятые годы из-за столкновения амбиций местных партаппаратчиков, был взорван православный храм Петра и Павла, построенный на берегу Камы в XIX веке, хотя вопрос о его реставрации краеведы поднимали неоднократно.
Чтобы помнили
Несколько месяцев назад на том самом месте, где когда-то находились “Золотые ворота” цитадели, было начато строительство башни в память об основателях и защитниках древней крепости.
Сейчас на единственном сохранившемся в окрестностях села древнем зирате (кладбище) возвышается восьмиметровый обелиск в виде сломанного меча, который был создан и установлен в 1995 году и является, пожалуй, первым и, наверное, единственным в республике памятником подобного рода. Можно по-разному оценивать уроки прошлого. Главное – его нужно знать. Знать и помнить.