Миновав затяжной спуск, “уазик” стремительно пронесся по шоссе, оставив позади дорожный указатель у обочины.
Впереди показались крыши сельских домиков, разбросанных у подножия высокой, поросшей молодым сосновым лесом горы Калатау с плоской, словно срезанной гигантским ножом, вершиной. Лучшего места для крепости не найти. Именно здесь, на вершине высокого холма, основание которого омывает речушка Кала-Елга, основали в середине XVI века укрепленное поселение казанские татары, не захотевшие признавать власть Ивана Грозного. Хотя первые поселения на берегу Меши были здесь и раньше. Об этом свидетельствует древнее надгробие, что находится в двух километрах к юго-западу от села Измя.
Тайна древнего надгробия
Старинный надгробный камень одиноко возвышается посреди поля за сельским кладбищем. Когда-то здесь находилось старое кладбище – зират. Археологи обнаружили четыре камня, на двух из которых сохранились надписи на древнебулгарском языке. Историки смогли прочитать их, установив точную дату одного из погребений – 1332 год. Долгое время камни стояли в чистом поле, открытые всем ветрам. Недавно местные власти привели в порядок древнюю могилу: установили металлическое ограждение с оцинкованной кровлей для защиты надгробия от дождя и снега. Два других камня, обнаруженные на древнем зирате, также датируются первой половиной XIV века. Это дает основания полагать, что село было основано булгарами после монгольского нашествия, когда население крупнейших городов Волжско-Камской Булгарии, разрушенных во время карательного похода монголов под предводительством Субудай-Багадура в 1240 году, было вынуждено покинуть обжитые места и укрываться в дремучих лесах в окрестностях реки Меши. Неумолимое время не смогло стереть надпись, оставленную на надгробии более шести с половиной столетий назад. Ученые смогли прочитать и имя того, кто покоится под этим камнем, – Йусуфджан, сын Хусаина. Можно предположить, что покойный принадлежал к знатному сословию – обычно каменные надгробия ставились на могилах людей состоятельных и богатых. Кто же он был – знатный купец, храбрый воин или служитель Аллаха? Об этом можно лишь догадываться. Кто бы он ни был – мир его праху.
А крепость была неприступной
Но вернемся в XVI век. После взятия Казани войсками Ивана Грозного часть населения, не желая подчиняться русскому царю, уходит в леса, некогда густо покрывавшие территорию нынешнего Сабинского района. Здесь на высоком холме возводится крепость, окруженная двойным кольцом глубоких рвов и высоким земляным валом с мощными фортификационными сооружениями – деревянными крепостными стенами, башнями с боевыми площадками, обнесенными парапетами. По мнению некоторых археологов, именно Утернясьское городище было последним бастионом Казанского ханства. Зимой 1554 года войска под предводительством воеводы осадили неприступную цитадель. В ходе кровопролитного сражения крепость была разрушена и сожжена дотла.
Впервые обследование древнего городища провела в 1925 году экспедиция Н. Воробьева, но основные раскопки здесь были совсем недавно. Экспедицией под руководством археолога Альберта Бурханова обнаружен интересный материал: обломки холодного оружия, элементы конской сбруи, украшения, древние монеты. Обо всем этом нам поведал местный историк-краевед, ветеран войны, бывший директор Изминской средней школы Халиль Амирханович Сиразиев.
Живая история села
Мы сидим за столом в комнате просторного бревенчатого дома, на воротах которого можно прочесть табличку, извещающую о том, что здесь проживает участник Великой Отечественной войны. Халиль-абый, надев очки, неторопливо перелистывает толстую тетрадь – летопись истории села Измя. Да и сама жизнь этого удивительного человека – часть истории нашей страны. Он родился и вырос в Буинском районе, после окончания школы и училища преподавал математику в сельской школе. В сорок втором ушел на войну. Молодой артиллерист воевал на Ленинградском фронте, участвовал в прорыве блокады, четыре раза был ранен. Начал войну сержантом, а Победу встретил в Австрии уже лейтенантом. После войны обосновался в Изме – работал в школе, заочно учился в педагогическом институте. Историк по образованию, Халиль-абый составил летопись села и его окрестностей.
– Колхоз в Изме основали в 1929 году, – рассказывает Халиль Амирханович. – Коллективизация шла ускоренными темпами. Все обобществленное имущество колхоза “Игенче” в те годы состояло из 7 лошадей, 7 плугов, 7 коров, 4 овец, пчелиной пасеки из 10 ульев, а также одной-единственной молотилки, которую отняли у раскулаченного Гали Бакирова.
Под колеса “раскулачки” попали самые крепкие хозяева, те, кто своим нелегким крестьянским трудом и потом наживал немудреное хозяйство.
– В соседнем селе Утырнясь, – говорит Халиль-абый, – раскулачили семью Мингазовых. А какой он кулак? Только из-за того, что двух лошадей имел, выслали из села.
В Изме раскулачили четыре двора. Две семьи выслали в Сибирь, одна тайно уехала в Казань, бросив все нажитое добро.
Не избежал репрессий и местный мулла: его тоже выселили из дома и отправили по этапу. Вскоре узнали, что престарелый хазрат умер где-то под Омском в пути к месту ссылки. Мечеть в селе закрыли, а затем переоборудовали под клуб.
Много пережили жители древнего села. И укрупнение колхозов, когда на базе трех мелких хозяйств создали колхоз имени Кирова, и хрущевское разукрупнение, и печальные последствия реформ недавних лет…
Сегодня сельчане вновь оказались на распутье. И все же, несмотря на трудности, люди живут надеждой. Надеждой на лучшее. Недавно в селе построили новую мечеть. И сейчас плывут над крышами древнего села звуки азана, как и в те давние времена, когда здесь находилась последняя столица Казанского ханства.