А в речке Шие водится форель,

С новой трассы село, расположенное на берегу извилистой речки, почти не видно.

Автор статьи: Артем СУББОТКИН

С новой трассы село, расположенное на берегу извилистой речки, почти не видно. Лишь крыши домиков прячутся в листве деревьев. Говорят, что первыми поселенцами, распахавшими земли на берегу реки Шии, были крестьяне-чуваши, принимавшие участие в Пугачевском бунте. Так ли это или нет, в точности неизвестно, но в пользу данного факта говорит то, что места эти в XVIII веке слыли настоящей глухоманью: дремучие леса надежно укрывали от чиновничьего глаза крестьян, не желавших гнуть спину на помещика. С той поры много воды утекло в речке Шие. Село жило размеренной жизнью: пахали, сеяли, радовались летним дождям и плакались на неурожаи в засушливые годы. Пережили и раскулачку с коллективизацией, и хрущевское разукрупнение колхозов, и передряги последних лет реформирования.


– В последние годы особенно трудно было, – говорит заместитель генерального директора ООО “Нижнее Качеево” Мансур Шакиров. – Я до этого агрономом работал. Старел тракторный парк, уходили в залежь поля, сокращалось поголовье на фермах. Колхозники “живых” денег последние двенадцать лет совсем не видели. Зарплату людям выдавали зерном, мясом, сеном. Смешно сказать, на Новый год или перед Сабантуем выдавали работникам на руки по сто рублей. Тогда-то и появился на селе инвестор.


Лиха беда – начало

Три года назад, когда на базе трех бывших колхозов создали ООО “Нижнее Качеево”, новому хозяину досталось незавидное наследство: заросшие бурьяном поля, развалившиеся коровники, трактора и комбайны, которые уже давно нужно было списывать на металлолом.


– Начинать пришлось с нуля, – вспоминает генеральный директор объединения Геннадий Волостнов. – Одних лишь долгов – более 6 миллионов рублей.


И все же решились. В первый год провели реконструкцию коровников, на ремонт которых выделили 30 миллионов рублей. Полностью погасили долги по зарплате. Частично обновили до предела изношенный машинно-тракторный парк, распахав и засеяв пустоши. Сегодня в землепользовании у инвестора – около восьми с половиной тысяч гектаров земель, и ни одно поле не пустует: сеют зерновые, сажают картофель.


– Почвы здесь кислые, – говорит бывший агроном Мансур Шакиров. – Без минеральных удобрений высоких урожаев не получишь. Так что пока лишь вкладываем деньги, отдачи по большому счету еще не видно…


На территории бывшего молочного комплекса, где сегодня сосредоточен почти весь машинно-тракторный парк хозяйства, готовят технику к уборочной.


– С инвестором, конечно, легче стало, – говорит комбайнер Джаудат Хисматов, – зарплату наконец-то увидели, хоть и не большие, а все же деньги. Технику новую закупили, – кивает он на новые колесные трактора МТЗ. – Сегодня у людей появилась надежда на то, что инвестор изменит жизнь к лучшему.


Изменения эти видны на каждом шагу: свежая штукатурка и кафель на стенах нового молокоприемного пункта, где планируют установить новейшее оборудование, заново перекрытые шифером крыши коровников, новые тесовые ворота телятника, свежая кирпичная кладка на месте будущего доильного зала. Молочное стадо – более 800 голов – пока что находится в летних лагерях, но к концу лета буренки вернутся в отремонтированные коровники.


– Основной упор будем делать на животноводство, – говорит Геннадий Михайлович. – Обновим поголовье, завезем новых высокопродуктивных коров. Молоко и мясо – это реальная прибыль.


Будет прибыль – будет и хорошая зарплата. Главное -заинтересовать людей.


Наряду с реконструкцией ферм идут работы по строительству жилых помещений для работников комплекса. Раньше дом животновода при комплексе по выращиванию нетелей выглядел убого: ни отопления, ни столовой. А теперь… Уютные комнаты, просторная столовая на тридцать мест, сауна и душевые, где можно снять с себя усталость рабочего дня, а после с удовольствием посидеть за чашкой горячего чая.


На речном берегу

Говорят, что богатыри на Руси перевелись с тех пор, как перестали есть кашу. В Нижнем Качееве секрет приготовления чувашской пшенной каши – поды – еще не забыли. Как уверяли меня качеевцы, готовят ее по особому рецепту, известному лишь местным жителям. Отведать такой каши мне довелось на берегу протоки, которую прорыли недавно, соединив речку Шию с искусственным водоемом.


– Карпов здесь разводить будем, – говорит Геннадий Михайлович. – В соседнем селе Колчурино тоже дамбу построили: там уже и карпы, и плотва. Скоро и форель запустим: приобрели 15 килограммов икры, из которой уже вывелись мальки.


Так что в скором времени Нижнее Качеево будет известно в округе не только своими кашеварами, но и новым фирменным блюдом – форелью по-качеевски. Чем не экзотика? Места здесь живописные – лес, речка, луга. Если поставить дело на широкую ногу, построить сеть небольших кемпингов в национальном стиле, воссоздав в них колоритный интерьер чувашской деревенской избы, можно привлечь туристов, желающих провести отдых на природе. Организовать для них конные прогулки – верховые лошади в хозяйстве имеются, да и маршруты конных пробегов не наскучат однообразием: на территории района немало интересных мест.


Взять хотя бы Булгарский городок – группу древних курганов, выстроившихся в форме круга, между селами Нижнее и Верхнее Качеево. Недавно там проводили раскопки казанские археологи, сделавшие ряд любопытных находок. Да и в школьном музее соседнего села Колчурино, которое, кстати, является родиной инвестора, собрано немало интересных экспонатов – история окрестных сел и деревень восходит ко временам расцвета Волжской Булгарии.


Разговор о туризме зашел не случайно. Идею эту инвестор вынашивает уже давно. Геннадий Михайлович в этом бизнесе не новичок. У себя в Тольятти он содержит крупный торгово-гостиничный комплекс общей площадью 15 тысяч квадратных метров. Так что при умелом подходе к делу выгоду можно извлечь немалую.


Время собирать камни

И все-таки главное богатство – это земля.


– Настало время обратить взоры на заросшую осотом и бурьяном пашню, – говорит Геннадий Михайлович. – Я начинал со строительного кооператива, затем – гостиничный бизнес, торговля. Время накопления первоначального капитала прошло. Пришла пора вкладывать заработанные деньги в землю. За три года в развитие хозяйства вложено более ста миллионов рублей. И это только начало. И хотя трудностей немало, люди нам поверили. А это, пожалуй, самое главное.


– Вы посмотрите, – продолжает Геннадий Михайлович, – у нас в селах почти не найдешь пустующих домов. Ведь не секрет, что за последние годы многие деревни попросту исчезли: население продает за бесценок дома, молодежь уезжает в города в поисках лучшей доли. У нас такого нет – люди держатся за землю, верят, что село ждут перемены к лучшему.


Всему свое время – время разбрасывать камни, время их собирать. Слова библейской истины хорошо известны отцу Моисею – настоятелю нового храма, построенного при помощи инвестора. Настал час восстанавливать то, что было разрушено и развалено за последние годы. Силы и уверенность инвестору дает родная земля. Земля, на которой издавна трудились предки тех, кто живет на ней сегодня.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще