На древней земле Ураз-батыра

Земли южной части Приволжья в окрестностях реки Свияги человек обживал с древнейших времен.

Автор статьи: Артем СУББОТКИН

Земли южной части Приволжья в окрестностях реки Свияги человек обживал с древнейших времен. Плодородная равнина на территории современного Буинского района была заселена людьми еще в эпоху бронзового века, когда на смену каменному топору пришли изделия из сплава олова и меди, а наши далекие пращуры перешли к оседлому образу жизни. Именно тогда на берегах Зеи (более древнее название Свияги) возникли поселения первых скотоводов и земледельцев. На правом свияжском берегу и поныне возвышаются остатки оборонительных валов, когда-то окружавших постройки довольно крупных городищ именьковской “срубной” культуры, которые ученые относят к I тысячелетию нашей эры. Несколько таких городищ обнаружены археологами на берегу Черки, правого притока Свияги.


Из глубины веков

Во время раскопок здесь был обнаружен интересный материал, представленный в основном осколками лепной керамики. Жители поселений в ту пору еще не знали гончарного круга – горшки, миски и прочую посуду лепили из глины, украшая ее незатейливым “ямочным” орнаментом, выдавливая пальцами узоры на сырой глине или накладывая по окружности только что вылепленного сосуда волосяные шнурки, оставлявшие на ее поверхности характерный рубчатый след. Множество костей, найденных археологами в так называемых хозяйственных ямах культурного слоя, который местами достигает здесь 50 сантиметров, свидетельствуют о том, что поселяне разводили как крупный, так и мелкий рогатый скот, в изобилии снабжавший их молоком, мясом и шерстью.


Кто были эти люди, известные историкам под общим названием угро-финские племена? И как сложилась их дальнейшая судьба? Куда они исчезли? Были ли уничтожены воинствующими племенами кочевников в эпоху Великого переселения народов или покинули обжитые места в силу каких-то иных причин? Какие тайны хранят древние курганы, которых на территории Буинского района можно насчитать не менее десятка? На эти и другие вопросы историкам еще предстоит дать ответы. Что же касается более поздних веков, то первое упоминание о поселении под названием Черки-Кильдуразы относится ко временам Казанского ханства.


Откуда пришел Ураз?

Как говорит древняя легенда, первым поселенцем, построившим дом на лесной поляне неподалеку от Свияги, был батыр Ураз, пришедший сюда со своей молодой женой. Был тот батыр силен и красив, и всякая работа у него ладилась: и на пашне, под которую он выкорчевал лесную чащобу, и на сенокосе в жаркую летнюю пору. Удачлив был он и на рыбной ловле, и на охоте на дикого зверя. Жена его ежегодно дарила батыру сына или дочь. Год от года росло поселение крохотной лесной деревушки, и в скором времени путники, проезжавшие по лесной дороге, стали спрашивать у ее жителей, кто ее основал, кто первым пришел сюда и обжил этот необитаемый ранее лесной край. “Ураз сюда первым пришел”, – отвечали им поселяне. Так и стали называть село – от татарского “киль” – “приходить” и собственного имени первого поселенца – Ураза.


Если сопоставить легенду с историческими данными, то можно ответить, откуда именно пришел в эти края молодой батыр. Заселение земель в окрестностях Свияги происходило постепенно. Первый этап относится к середине XIII века, когда монгольские войска под предводительством внуков Чингисхана – Бату и Шейбани разрушили древний Булгар, население которого было вынуждено бежать в леса Заволжья. Позже, уже в XVI веке, после захвата Казани Иваном Грозным сюда вновь потянулся поток беженцев, основавших на лесистом берегу Зеи новые поселения. Одним из таких переселенцев, вероятно, и был легендарный Ураз-батыр.


Далекое – близкое

Сафу Насыбулловича Нигматуллина в селе уважительно величают Сафа-абый. Родился он в 1921 году, когда в стране еще гремели последние бои Гражданской войны. Застал и времена НЭПа, и становление колхоза, который в Кильдуразах основали в 1929 году. Участник войны – в сорок первом в составе подразделения пехоты принял свой первый бой с немцами под Витебском. С боями отступал до Смоленска, участвовал в обороне города, где наши войска оказали врагу упорное сопротивление, задержав танковые части вермахта. За всю войну пять раз был ранен. О боевом прошлом ветерана свидетельствуют награды – орден Отечественной войны II степени и густой ряд медалей, сверкающих на его выходном костюме. Сафа-абый – один из тех, кого можно назвать живой легендой: его воспоминания -картины недавнего прошлого древнего села.


– У нас народ дружно в колхоз вступил, – вспоминает он. – Особых перегибов не было. Раскулачили всего три зажиточных хозяйства. Тогда ведь как было? Сначала НЭП объявили: торгуйте и богатейте. Многие взяли ссуды, закупили сеялки, веялки, молотилки и прочий инвентарь. А вскоре коллективизация грянула. Помню, тогда семью Нигматуллиных из села выслали, дом забрали. Правда, потом их оправдали и все отобранное вернули. Другим повезло меньше…


Много позже в учебниках истории подобные инциденты назовут “перегибами на местах” и спишут их на произвол местных властей. В стране тем временем колхозы стали давать первые урожаи. Трудностей было много: не хватало техники, сеяли, пахали на лошадях, и все же энтузиазм молодых колхозников давал свои добрые всходы. Колхоз “Зея” был в числе передовых хозяйств района: и по урожайности, и по надоям на фермах. Имя первого председателя и сегодня жители села вспоминают с благодарностью. Салих Ахметов поднимал молодое хозяйство в начале тридцатых. В сорок первом он ушел на фронт добровольцем и погиб в первые дни войны. Энергичный, напористый – один из комсомольцев-максималистов, безоговорочно веривших в светлое будущее. Может быть, поэтому колхоз вскоре переименовали, назвав “Коммуной”. И вот уже на протяжении долгих лет хозяйство не меняет своего имени, при этом оставаясь в числе лучших не только в районе, но и в республике. А впрочем…


Дело не в названии

Так считает нынешний руководитель ООО “Коммуна” Жаудат Хусаинов. Вот уже на протяжении тринадцати лет возглавляет он бывший колхоз, который, несмотря на все катаклизмы переходного периода, не только не сдал своих позиций, но и продолжает наращивать производство, успешно конкурируя с крупными агрофирмами, созданными в районе недавно. Об этом красноречивее всего говорят показатели минувшего года, по итогам которого денежная выручка хозяйства составила более 70 миллионов рублей. Произведено 9650 тонн зерна, при этом средняя урожайность на полях хозяйства превысила 63 центнера с гектара. В условиях сложившегося диспаритета цен на зерно и топливо заниматься выращиванием ржи, пшеницы и ячменя сегодня невыгодно. В этих условиях, считает Жаудат Салихович, необходимо заниматься теми культурами, которые приносят реальную прибыль, тем же картофелем или сахарной свеклой. Несмотря на затратность последней, выгода от ее реализации весьма ощутима, потому и площади под посадку сладких корнеплодов за последние годы выросли значительно.


Хотя Жаудат Салихович по специальности агроном, как опытный хозяйственник он понимает, что выжить в сегодняшних непростых условиях может лишь тот, кто серьезно занимается животноводством. В отличие от других хозяйств, где за последние годы пустили под нож последних буренок, в “Коммуне” не допустили сокращения поголовья дойного стада, а по удою молока на одну корову, который достиг в прошлом году 8575 килограммов, хозяйство занимает одно из первых мест в республике.


Минувший год хозяйство закончило с прибылью, что позволило не только своевременно расплатиться по кредиту за топливо, но и вовремя выдать зарплату работникам, которая доходит здесь до четырех тысяч рублей в месяц. Ухоженные поселковые улицы, газ и водопровод практически в каждом доме, капитальный ремонт Дома культуры – все это было сделано за последние пять-шесть лет.


Построить коммунизм в отдельно взятом хозяйстве можно, считают труженики бывшего колхоза, не пожелавшие сменить его старое название. Надо лишь умело и толково распорядиться всем тем, что было создано когда-то твоими предшественниками.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще