Там, где течет Лесной Зай

Рассеченная надвое белой полосой разметки асфальтовая лента шоссе протянулась вдоль гряды высоких холмов.

Автор статьи: Артем СУББОТКИН

Рассеченная надвое белой полосой разметки асфальтовая лента шоссе протянулась вдоль гряды высоких холмов. У их подножия раскинулись поля, на которых видны “коромысла” нефтяных качалок. Альметьевский район – “нефтяная бочка” республики. С разработкой и началом добычи подземных богатств связана одна из страниц его истории. Однако освоение этих мест началось задолго до нефтяного бума второй половины прошлого века. С незапамятных времен жили здесь люди, основывая в окрестностях рек Лесной и Степной Зай поселения. Интересна история возникновения села Новоникольск, возникшего в XVIII веке.


Век золотой Екатерины

Когда-то по берегам реки Лесной Зай стояли дремучие непроходимые леса. В годы царствования Екатерины II объявился в этих местах некий ротмистр Пасмуров, прибывший в провинциальную глухомань не откуда-нибудь, а из самого Санкт-Петербурга. Трудно сказать, чем прельстили задворки империи столичного жителя. Рискну предположить, что его решение обосноваться здесь, вдали от высшего света и влиятельных придворных особ, было связано с какой-то дворцовой тайной. Возможно, ротмистр был соучастником либо свидетелем важных, не подлежащих широкой огласке дел при дворе государыни – императрицы и, если не знал слишком много, то во всяком случае мог догадываться о какой-то интриге. Тем не менее, видимо, был он на хорошем счету у царицы, если ему дали право выбора имения по своему усмотрению, пусть и за много верст от блистательной столицы.


Как бы то ни было, согласно официальной версии, “за выполнение особых поручений” ротмистр Иван Кузьмич Пасмуров был пожалован участком земельных угодий на территории Мензелинского уезда Уфимской губернии. Тогда здесь находилось лишь несколько мелких родовых черемисских и чувашских поселений. Осмотрев эти места, составив подробный план и установив пограничные знаки будущих владений, Пасмуров отбыл в столицу. План будущего поместья и прилегающих к нему земель был утвержден и подписан императрицей. Угодья нового помещика раскинулись на довольно большой территории – до 30 тысяч десятин земли. Поместье Пасмурова считалось самым крупным в уезде, а сам Иван Кузьмич вскоре был избран предводителем местного дворянства от уездного собрания.


Тайны старой усадьбы

Двухэтажный флигель из красного кирпича с большими сводчатыми окнами да искусственный пруд с островами, поросшими камышом и осокой, -все, что осталось сегодня от барской усадьбы. А когда-то на том самом месте, где сейчас находится Новоникольская средняя школа, возвышался трехэтажный особняк с белоснежными колоннами у парадного подъезда. Таким запечатлел помещичью усадьбу на черно-белых снимках начала прошлого века неизвестный фотограф. Сегодня они хранятся в архиве школьного музея.


После того как Пасмуров официально обосновался на новом месте, он прогнал со своей территории местных черемисов и чувашей. Вместо них завез крепостных крестьян своей жены из сел Подмосковья, которые поселились рядом с усадьбой, основав деревни Смысловка (ныне – Коськи ) и Софьино (ныне – Березовка). К 1800 году имение Пасмурова разрослось – его владелец, страстный любитель лошадей, основал конезавод. Увлекался барин и охотой – на псарне держал около сотни борзых и гончих собак.


Для строительства усадьбы и каменной церкви возвели кирпичный завод. К постройке барского дома приступили с 1820 года. Строили его почти десять лет. Рядом с домом разбили огромный сад, построили пять оранжерей, где помимо экзотических цветов выращивали персики и абрикосы, лимоны и виноград, росли и “чудеса ботаники” вплоть до тропических пальм. В те же годы был вырыт пруд с островами, на которых возвышались увитые зеленью беседки. Впоследствии, уже при новом наследнике усадьбы, построили небольшую электростанцию, которая вырабатывала электричество для освещения барского дома и аллей сада.


Церковь при жизни первого помещика достроить не успели. Иван Кузьмич Пасмуров умер и был погребен в ограде православного храма соседнего села Русский Акташ.


Рассказы о барских сокровищах, спрятанных якобы на территории бывшей усадьбы, мне приходилось слышать от многих жителей села. Искать их, судя по многочисленным заросшим травой ямам в окрестностях имения, пытались неоднократно, хотя и безуспешно. Однако и по сей день местные жители находят в округе мелкие медные, а иногда и серебряные монеты царской чеканки.


Последний помещик

Полтора года назад в Новоникольске в возрасте ста двух лет умерла жительница села Татьяна Григорьева. По словам старожилов, она еще помнила последнего барина Пасмурова. Бабушка Таня, как называли ее старожилы, рассказывала, что барин был образованный и добрый. И хотя крестьяне уже были освобождены от крепостной зависимости после реформы 1861 года, однако земля оставалась барской. По воспоминаниям бабушки Тани, девчонками они нанимались работать в барском саду. Платил барин им щедро, да и ягод ели вволю.


– Бывало, едет по улице в пролетке, – вспоминала баба Таня, – увидит, что у мужика на телеге колесо из стороны в сторону вихляет, скрипит на все село. Обязательно остановит его и спросит: “Что ж ты, братец, так ездишь, меня позоришь? В каком виде у тебя телега?!” А потом узнает через приказчика, как этот мужик живет, и обязательно денег ему даст, но с непременным условием, чтобы не на водку их просадил, а телегу свою наладил…


А какие балы давал! Почитай, со всего уезда к нему господа съезжались, дамы с ними в платьях белых кружевных, нарядных. Вечерами ужинали в саду за накрытыми столами, танцевали под господскую музыку, катались по пруду на лодках, а потом фейерверк устраивали – так красиво было, все небо ночью огнями разноцветными расцветало!


После смерти последнего барина прямых наследников не осталось, и права на имение перешли к его дальней родственнице, проживавшей в столице. Новая владелица была женой влиятельного чиновника, и поместье в провинциальной глуши ее не прельщало. Поэтому незадолго до революции она продала его за 300 тысяч рублей известным елабужским купцам Стахеевым.


Огненные вихри революции и Гражданской войны не пощадили барскую усадьбу. Был разрушен дом с колоннами, закрыта, а впоследствии взорвана церковь, пришел в запустение сад, зарос осокой пруд. Последних хозяев усадьбы смыла с обжитых мест волна эмиграции начала прошлого века.


И вновь на распутье

За последние десять лет с начала реформирования бывший колхоз “Авангард” неоднократно менял вывеску, становясь то сельхозкооперативом, то группой фермерских хозяйств, однако результаты преобразований не всегда давали желаемые результаты. По словам нынешнего руководителя хозяйства Расиха Гайнетдинова, за это время люди пришли к выводу: мелкие фермерские хозяйства не в состоянии выжить в наше сложное время. Вот почему на очередном собрании пайщиков было решено вновь объединиться в одно крупное крестьянско-фермерское хозяйство, способное обеспечить себя всем необходимым для нормальной работы на полях и фермах: новой техникой и горюче-смазочными материалами, удобрениями и кормами.


Проблем у тружеников села немало. При существующем диспаритете цен на сельхозпродукцию и ГСМ о получении прибыли, которую можно было бы направить на обновление тракторного парка или ремонт ферм, мечтать не приходится. У хозяйства нет крупного инвестора, который мог бы поднять его на ноги. Поэтому решать проблемы приходится своими силами.


– Выход один, – говорит Расих Хамзович. – увеличить поголовье скота на фермах, повысить объем продукции. Сейчас в хозяйстве более 650 голов крупного рогатого скота. Планируем довести до полутора тысяч. Для этого необходима надежная кормовая база. Сейчас на полях полным ходом идет сенокос. Люцерна и козлятник в этом году поднялись на славу – будет что пожевать зимой буренкам. А значит, и надои вырастут.


В планах у руководителя хозяйства – строительство цеха по производству молочной продукции, открытие небольшого колбасного цеха и мельницы с мини-пекарней.


– Хотим всерьез заняться производством и реализацией собственной продукции, – говорит Расих Хамзович. – Это гораздо выгоднее, нежели сдавать молоко и мясо по тем ценам, которые диктуют нам сегодня. Трудностей много, но хочется верить, что все у нас получится…

+1
1
+1
1
+1
0
+1
0
Еще