Кто из нас не помнит живой, сочный язык героев романа Михаила Шолохова “Тихий Дон”? Но мало кто знает, что у нас, на татарстанской земле, еще до революции были села, в которых проживали мусульманские казаки. Село Большой Кульбаш – одно из них. А всего лишь в нескольких километрах от него, на территории Высокогорского района, и поныне существуют два села – Казаклар и Большой Битаман (от татарского “бик”, “би” – господин и атаман), названия которых говорят сами за себя. Еще до революции новобранцы, призывавшиеся в армию из этих сел, несли воинскую службу в сотнях мусульманских казаков. Были такие же поселения и в Пестречинском районе.
– Когда я еще пацаном был, – вспоминает уроженец села, глава Бишнинского СМС Вильгус Закиров, – село наше насчитывало до двухсот дворов и делилось небольшой речушкой на две части. В каждой половине – своя мечеть, свой мулла, только кладбище за селом одно. Половина жителей села платила оброк и несла другие повинности, другая половина была обязана поставлять джигитов на военную службу, и ее жители освобождались от всех чиновничьих поборов. Кроме того, служивые имели большие привилегии: земельные наделы – пашни и сенокосы – у них были в три раза больше, чем у обычных поселян.
– Мой отец 1912 года рождения, – продолжает Вильгус Гарифзянович. – Он рассказывал, что в те времена к двадцатилетию сына отец должен был вырастить коня-четырехлетку, на котором молодец, пройдя военную комиссию (набор), отправлялся к месту службы.
В течение шести месяцев молодых казаков обучали маршировке, обращению с холодным и огнестрельным оружием, после чего они возвращались по домам. Каждая сотня делилась на отделения – десятки. При сотне состоял мулла, выполнявший обязанности современного замполита и имевший офицерский чин.
– Жил у нас в Кульбаше Файзрахман-абый, – продолжает Вильгус Гарифзянович, – его еще Ярославом величали: служил в Ярославле. Есаул! Всегда ходил по селу в рубахе навыпуск и в шароварах с лампасами…
Казаков в селе уважали и побаивались. Знали – ссориться с ними опасно: у каждого в избе вся амуниция, винтовка и шашка…
Село возле небольшой речушки в середине XVI века основали переселенцы из Казани, изгнанные после взятия столицы ханства войсками Ивана Грозного. В те годы через эти края проходила печально известная “кайгылы юлы” – “дорога горя”, по которой шли беженцы в поисках новых мест обитания. Занимались хлебопашеством, ремеслами, торговлей – торговали с марийцами из соседних сел. Вели также лесоразработки. В соседнем селе Бишня жил бай Хайрулла. Он брал по договору в аренду у государства лесные делянки, нанимал жителей окрестных сел на лесозаготовки. Пилили и заготавливали как деловой строительный лес, так и дрова, которыми снабжали Казань – в те годы вся столица губернии отапливалась дровами.
Село росло и богатело, о чем можно было судить по количеству ветряных мельниц, коих к началу прошлого столетия в Кульбаше было целых четыре.
– Отец рассказывал: самым зажиточным человеком на селе считался ахун – духовное лицо, в подчинении у которого находились десять священнослужителей из окрестных населенных пунктов, – вспоминает Вильгус Гарифзянович. – Его двухэтажный дом стоял на том месте, где сейчас находится сельская школа. О его состоянии сегодня напоминают сохранившиеся возле школы старинные кирпичные ворота, а когда-то ему принадлежали две мельницы, пасека на триста пчелосемей, роскошный выезд – десять лошадей имел. Вторым по богатству в селе был некий Халит. Тоже имел двухэтажный дом, мельницу, пасеку и магазин – торговлей занимался.
– Наш прадед также был не из последних – тоже лавку держал. Родственники его жили на Каспии, в городе Гурьеве. Торговлей занимались – пароходами в Казань отправляли рыбу, бахчевые – арбузы и дыни. Наш дед с ними связан был, оптовой торговлей занимался.
Что и говорить, богатое было село: только в одной половине четыре магазина-лавки. Поблизости Кокшайский почтовый тракт пролегал: ямщики почту возили из Казани в сторону Йошкар-Олы, купцы с товарами проезжали. По этой же дороге гнали этапом под кандальный звон арестованных.
После революции и коллективизации многих крепких хозяев раскулачили и выслали. В 1933 году создали колхоз – имени Молотова. Обобществленный скот – лошадей и коров – согнали на колхозное подворье. Работали колхозники за трудо-дни, денег за свой труд не получали. Выручало свое подсобное хозяйство – овцы, утки, куры и прочая мелкая живность на личном подворье. В шестидесятые годы уже при Хрущеве на базе мелких колхозов был создан совхоз “Ключинский”, куда вошло село, а позже, в период “разукрупнения”, от него отделился совхоз “Мичуринский” с центральной усадьбой в селе Кургузи. В Кульбаше же находилось отделение совхоза – молочная ферма, телятник-откормочник и теплицы по выращиванию рассады капусты.
Об основном направлении хозяйства можно было судить по его названию: мичуринские овощеводы сажали и выращивали овощные культуры открытого грунта – капусту и свеклу, морковь и картофель, а также занимались тепличным овощеводством – выращивали огурцы. Рабочих рук не хватало, и обычно на поля в период уборочной привозили студентов и школьников из Зеленодольска. В начале восьмидесятых, когда я учился в школе, мне и моим одноклассникам тоже довелось поработать здесь “на картошке”. Сейчас хозяйство переживает сложный период реформирования: недавно на базе бывшего коллективного предприятия “Мичуринский” создали ООО “Кургузи” в составе концерна “Татплодоовощпром”, куда вошли и кульбашинские поля. Сегодня в селе Большой Кульбаш проживает более 250 жителей. Потомки татарских казаков живут надеждой на то, что впереди их ждут лучшие времена.