Село под вязами

Пронзительный свист электрички прорезал пелену снежного тумана.

Автор статьи: Артем СУББОТКИН

Пронзительный свист электрички прорезал пелену снежного тумана. За окнами замелькали ребристые балки железнодорожного моста. Навстречу стремительно приближались правый берег Волги с крутыми откосами, разбросанные по заснеженному берегу деревянные домики, чуть подальше – сияющий на солнце купол каменной церкви.


Все начиналось с топора

Четыре века назад здесь, на пустынном волжском берегу, поросшем дремучим лесом, застучали топоры первых русских поселенцев. Первое упоминание о селе встречается в писцовой книге Свияжского уезда 1565-67 г.г., составленной служилыми боярами Никитой Борисовым и Дмитрием Кикиным, где указана “под Вязовыми горами деревенька Нова”, которая насчитывала всего 9 дворов. Поселенцы “имели 7,5 десятины пахотной земли, меж озер и истоков сена 310 копен, налог не писан… крестьяне сидят на льготе…”


Кто были эти люди? Беглые крестьяне центральных районов России, укрывавшиеся от произвола крепостничества, покинувшие родные места в поисках лучшей доли. Трудно было обживаться на новом месте: заново рубить и ставить избы, обзаводиться хозяйством. К тому же крестьяне зависели от Свияжского монастыря и подчинялись его наставнику. Да уж лучше отец игумен и монастырская братия, которым крестьяне в положенный срок поставляли продукты и работали на монастырском подворье, чем самодур-помещик, дравший с бедолаг три шкуры. Жители деревни сеяли хлеб, разводили скот, чему способствовали богатые на укос пойменные луга. Занимались рыболовством на Волге, Свияге и озерах.


Много горя и бед принес обитателям этих мест “бунташный” семнадцатый век. Неспокойное, смутное время. Кризис центральной власти, поход Лжедмитрия-самозванца на Москву, война, разорившая страну, – все это вызвало разгул анархии, пошатнуло вековые устои. Шайки “гулящих людей” бесчинствовали на окраинах Российского государства. Возглавляемые атаманами ватаги грабили церкви и монастыри, разоряли села.


В 1610 году вольные казаки под предводительством князя Романа Троекурова, а также присоединившиеся к ним восставшие чуваши и мари взяли в осаду Свияжский монастырь. Крепостные стены оказались мятежникам не по зубам, зато они полностью разграбили и сожгли окрестные села: Исаково, Кочемирово и деревеньку под Вязовыми горами.


Казалось бы, жизнь остановилась. Но минули лихие времена, и вновь застучали топоры на берегу Волги. К середине XVII века в Верхних и Нижних Вязовых насчитывалось уже 60 дворов. Примерно в то же время начинается строительство сельской церкви.


Храм Святой Троицы

Первая церковь, построенная приблизительно в период с 1646 по1651 г.г., была деревянной. Она прослужила без малого сто лет. К этому времени здание храма обветшало и уже не вмещало огромного числа богомольцев, приходивших на службу из ближних деревень в праздничные дни. В 1735 году на пожертвования, собранные верующими, была построена каменная церковь. Как рассказывал мне местный историк-краевед Н.Коклюгин, царские врата храма, отделявшие алтарь от амвона, были принесены в дар первым русским царем из династии Романовых Михаилом, о чем свидетельствовала искусно выполненная надпись. К сожалению, судьба царского дара неизвестна. В 1939 году храм в Нижних Вязовых был закрыт. Большинство икон и церковной утвари отправили в Свияжск. Долгое время в одном из приделов храма располагался учебный класс местной школы, затем – зерносклад совхоза “Зеленодольский”…


Только в 1989 году, когда храм передали Русской православной церкви, началось постепенное возрождение святыни.


По рельсам чугунным

Большим событием в жизни поселка стало строительство железной дороги. Бурное развитие промышленности во второй половине XIX века, рост числа предприятий и расширение торговли требовало надежных путей сообщения. Решение о строительстве железной дороги Нижний Новгород – Казань принималось по прямому распоряжению императора Александра III. В 1891 году “Общество Московско-Казанской железной дороги” приступило к работе.


Тысячи поденщиков трудились на отсыпке полотна и подвозе материалов. Это были крестьяне из окрестных деревень.


Весной на участке Вязовые – Тюрлема работало более 600 человек: русские, татары, чуваши. Около 200 плотников ладили мосты через овраги и речушки. Центр строительства постепенно перемещался в Нижние Вязовые. За лето построили небольшой вокзал, заложили помещение ремонтного депо, начали строить водонапорную башню. 1893 год стал завершающим в строительстве “чугунки”.Тысячи пудов рельсового проката доставили по воде с Камы – рельсы готовили на уральских заводах – “Бельском” и Демидовском. Из Нижнего баржами доставили паровоз и 3 вагона.


Официальное открытие дороги состоялось 22 декабря 1893 года. После торжественного молебна, отслуженного священником Г.Кроковским, пассажирский состав из 5 вагонов двинулся в путь. Первые пассажиры сидели, вцепившись руками в скамьи, опасливо поглядывая на проплывающие за окнами пейзажи. Вагоны сильно трясло – балласта на полотне оказалось недостаточно. Тем не менее до Тюрлемы добрались благополучно, о чем сообщил в репортаже журналист газеты “Казанский телеграф”.


Подводное кладбище

Построенный в 1913 году железнодорожный мост через Волгу по праву считался воплощением в жизнь смелого полета инженерной мысли тех лет. Автором его проекта был профессор Петербургского института путей сообщения, талантливый инженер, основатель школы русского мостостроения Николай Белелюбский.


Вот уже более 90 лет красавец мост исправно служит людям. И мало кто знает о страшной трагедии, разыгравшейся во время его строительства.


Работы по возведению моста начали осенью 1911 года. Установили 6 кессонов для выемки грунта и каменной кладки опор. Главный подрядчик г-н Цишевский постоянно торопил строителей. В погоне за сроками сдачи и экономией не обращал внимание на соблюдение элементарных мер безопасности. Зима быстро сковала Волгу, однако вскоре наступили затяжные оттепели. Вода поднялась, река вздулась. Вопреки здравому смыслу подрядчики не прекратили работы на опорах. 22 ноября около 6 часов вечера, когда на работу заступала вторая смена, а дневная еще не ушла, лед тронулся. Деревянные помосты возле четвертой и пятой опор срезало, как ножом. Следом почти сразу же обрушились помосты между 5-й и 6-й балками, на которых находились 150 человек, 950 бочек с цементом, камень и другие стройматериалы.


Кромешную тьму сотрясала страшная какофония звуков: грохот падающих камней, бочек с цементом, треск льда и отчаянные крики людей, заглушаемые гудками двух ледокольных буксиров, двинувшихся на помощь гибнущим в ледяной пучине. Но из-за отсутствия на них прожекторов спасти удались всего лишь 13 человек. Всего же в ледяной воде оказалось около 150 человек, впрочем, точное число погибших так и осталось неизвестным, поскольку многие поденные рабочие не имели паспортов. Десятки семей лишились своих кормильцев. Горе было безутешным. Но все это мало беспокоило подрядчиков. Им гораздо важнее было извлечь из воды стройматериалы, для чего весной к мосту прибыли водолазы.


Весть о трагедии мгновенно долетела до Казани. Возмущенная общественность требовала расследования. Однако для господ подрядчиков все закончилось благополучно – дело замяли.


Весной 1913 года состоялось торжественное открытие моста, нареченного в честь последнего русского императора Романовским. Губернское начальство, промышленные тузы, купечество, газетные репортеры – все с нетерпением ждали прибытия Николая II, однако государь обманул их надежды. Праздновать пришлось без него. Сначала отслужили молебен. В честь императора, именем которого нарекли мост, на правом берегу установили часовню. Впоследствии она была частично разрушена, но сохранилась до наших дней.


День текущий

Много воды утекло в Волгу с тех пор, как на правом берегу возникло село под Вязовыми горами. Облик поселка значительно изменился за последние годы. Сегодня это крупный населенный пункт с несколькими промышленными предприятиями. Особое место в экономической жизни поселка занимает исправительно-трудовая колония № 5, которая располагает сетью цехов металлообработки и выпускает продукцию для нужд коммунального хозяйства.


В поселке ширится жилищное строительство, несколько лет назад было построено здание нового вокзала.


Вот уже четыре века стоит на волжском берегу поселок. Так же, как и много лет назад, несет великая река свои воды, в которых, как в зеркале, отражается прошлое и настоящее рабочего поселка.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще