Места здесь просто удивительные. Лишний раз убеждаешься, что совсем не случайно природа Нижней Камы служила источником вдохновения для великого русского живописца Шишкина. Эти густые сосновые боры, светлые березовые перелески, холмы, плавно стекающие к берегам речушек, обильные родники и изобилие всякой живности испокон веков влекли к себе разный люд. Может, и потому так богата история окрестностей нынешнего автограда?
О полных превратностей судьбах Малой и Большой Шильни наша газета уже рассказывала. Но есть рядом с Шильнями еще одно селеньице, которое, имея богатую событиями биографию, еще несколько лет назад было на грани если не исчезновения, то забвения – точно. О том, как не дали превратить Ильбухтино в умирающий населенный пункт, скажу чуть позже. А сейчас окунемся в семнадцатый век.
Хотя местные краеведы и убеждены, что поселение на месте слияния речушек Шильна и Бескачень на левобережье Камы появилось в незапамятные времена, официально село Ильбухтино, расположенное в двух десятках километров от Набережных Челнов, известно с 1690 года. По мнению авторитетного татарского писателя-краеведа академика Дамира Гарифуллина, корни этого названия – в древнетюркском имени Ильбакты. Это слово в литературном переводе звучит как “охраняющий родные края”. Кстати, до недавнего времени поселение так и именовалось – Ильбахтино. Надо сказать, что аналогичные по звучанию имена прежде были довольно распространены в татарском языке.
– В старинных татарских родословных, – рассказывает Дамир Хайруллович, – часто встречаются такие имена, как Байбакты, Ишбакты, Уразбакты, Ханбакты, Янбакты и другие. И ряд этих имен увековечен в названиях населенных пунктов. В частности, в Мамадышском районе есть село Уразбахтино, известное со времен Казанского ханства. И если говорить об Ильбухтине, то в книге Хисамутдина Муслима аль-Булгари “Таварахы Булгария” (“Булгарские повествования”) мы читаем: “…После того как господин мир-Тимур прибыл в Содом, то есть в город Елабугу. В то время в Содоме ханом был Ильбакты, сын Уразбакты-хана. Этот хан не знал никакой веры и религии, мир-Тимур обращал его в ислам, но он не согласился. Упоминаемый Содом был небольшой город, его также обратил в прах и, приказав разломать ворота, бросил их в Каму, жителей взял в плен, а остальных разогнал по разным сторонам света”. Имя же своенравного хана осталось в истории навечно.
В первые десятилетия после завоевания Казани войсками Ивана Грозного более трети бывших татарских деревень Казанского ханства были полностью заселены русскими крестьянами-переселенцами. Татарам же было запрещено селиться ближе чем за тридцать километров от Волги и Камы. А деревня Ильбакты (Ильбухтино) находилась именно в такой зоне. Со временем она осталась внутри Закамской оборонительной черты, а с вынужденным уходом прежних жителей появились бросовые земли – пустоши. Пришлые русские, причем в основном это были выходцы из Вятской и Казанской губерний, селились на казенных землях, таких, как левая прибрежная полоса Камы. Еще в конце шестнадцатого века некоторые монастыри имели здесь свои земли. Документы, датируемые семнадцатым веком, сообщают: “… а деревня Илбахтина была за рекою Шильною и татаровя из тое деревни вышли, а поселились на той земле новой пустыни строитель Левонтий з братьею и церковь устроили, а земли им на пашню дано два поля Илбахтинские же татар за речкою Шильною. А от той Илбахтинской пашни вверх по Шильне реке до татарские же деревни Шемелины”.
В конце семнадцатого века Новорожденский мужской монастырь в Ильбухтине, возведенный Левонтием со товарищи, был приписан к Казанскому архиерейскому дому и в дальнейшем именовался домовым архиерейским приписным монастырем. Судьба детища старца Левонтия оказалась нелегкой. В 1707 году в этих краях вспыхнуло мощное национальное восстание, и монастырь был сожжен дотла. Чуть позже деревню с церковью передали во владения Елабужского Троицкого монастыря.
Не менее трагична судьба сельской церкви. Деревянная не выдержала испытания временем. Но на этом же месте была возведена другая. Вот что пишется по этому поводу в книге “Краткое описание церквей Менделеевского уезда” : “Село Ильбахтино. Каменная церковь построена усердием прихожан в 1820 г. и перестроена в 1871 г., имеет 3 престола: во имя преподобного Макария Желтоводского чудотворца, в честь Рождества Христова (освящена 19 мая 1880 г.) и Казанские Божия матери (освящена 5 июня 1881 г.). При церкви есть с 1880 г. попечительство; земли при ней 33 десятины. В селе есть земская смешанная школа. Кроме села приход состоит из 4-х деревень с 2715 душами обоего пола…”
В 1936 году эта церковь, как и тысячи других в России, была варварски разрушена. Большой колокол, к примеру, будучи сброшенным с высоты, дал трещину, а потом его и вовсе свезли на переплавку. Из девяти колоколов сохранился лишь один. И то только потому, что его взял под личную охрану Сергей Владимирович Морозов, бывший сотрудник Набережночелнинского управления внутренних дел, ныне пенсионер. Ильбухтину повезло невероятно уже тем, что он – выходец из этого села. Ведь главная должность Сергея Морозова – хранитель истории родного края. С детских лет он увлеченно записывал воспоминания стариков, по крупицам собирал факты и события села в единое целое.
– Ильбухтино было большим процветающим селом, – говорит Сергей Владимирович. – В 1800 году здесь действовали две водяные мельницы, которые перемалывали до восьмисот четвертей зерна. Была красильня, народ не только пахал и сеял, но и активно занимался другими промыслами. Развито было у нас и пчеловодство.
Если в самом начале заселения пустоши тут насчитывалось девяносто дворов, то уже Пятая ревизия 1795 года подтвердила наличие ста тридцати шести дворов, в которых проживали шестьсот крестьян обоего пола. Пика своего расцвета Ильбухтино достигло к революции, тогда здесь проживало более тысячи крестьян. Но потом население резко пошло на убыль. Причин тому было немало. Наряду с высокой детской смертностью и болезнями дало себя знать и становление новой власти.
– С мая по октябрь восемнадцатого года на территории Мензелинского уезда царило безвластие, – рассказывает краевед. – Народившиеся волостные сельские комитеты, не имевшие какого-либо опыта в хозяйственной деятельности, на первых порах допустили большие перекосы в решении земельного вопроса, объявленного Декретом о земле. Уравнительное распределение земли затрагивало интересы трудового крестьянства, которое считало, что за землю они уже заплатили в 1907 году выкупные платежи и она перешла к ним в собственность. Так, в Ильбухтине из 3324 десятин пахотной земли было отрезано Кузкеевской волости 1005 десятин. Но отменная пашня пустовала до 1926 года, ныне на этих землях расположена деревня Игенче. И вот такими непродуманными действиями Советы невольно вбивали клин между крестьянством, что неминуемо должно было привести к взрыву недовольства новой властью, которая именовала себя народной. Лютовали здесь и красные, и белочехи. В конце октября 1918 года весь Мензелинский уезд был очищен от белых. В Набережных Челнах начала работать ЧК штаба 2-й армии. В ноябре 1918 года сюда поступило заявление со списком лиц, которые якобы настроены против советской власти, участвовали в отборе оружия у красноармейских отрядов и ждут возвращения отрезанной земли и лугов. По существу, большинство крестьян жалели отрезанную землю и луга как основу крестьянского хозяйства, но Советскую власть никто свергать не собирался. Более того, в это время в рядах Красной Армии находились 36 ильбухтинских крестьян, которые защищали советскую власть в партизанской армии уполномоченного ВЦИК И.Кожевникова.
По анонимному письму 2 ноября 1918 года на допросы были вызваны 26 крестьян. За председателя ЧК штаба Второй армии временно оставалась восемнадцатилетняя Антонида Ковшова, особа решительная и энергичная, которая и отдала распоряжение о расстреле. И в ночь на 5 декабря 1918 года без достаточного расследования в селе Набережные Челны на улице Центральной были расстреляны 24 крестьянина из Ильбухтина.
И таких тяжелых страниц в истории села немало. Не раз страдало Ильбухтино от пожаров. Летом 1885 года сгорели разом 132 двора. Погулял красный петух на здешних подворьях и в наше время. Только в 1972 году дотла сгорели 38 домов. Опустошительным для деревни оказалось и строительство автогиганта. Взрослое население, и особенно молодежь, рвануло в город на заработки, деревня начала приходить в упадок.
Это время на памяти председателя кооператива “Камский” Фоата Вилданова, который тогда был здесь управляющим отделением. В ту пору Ильбухтино было отделением одноименного совхоза, центральная усадьба которого была на значительном расстоянии от села. И это создавало множество проблем – от социальных до бытовых. Именно Фоат Габдулхакович стал в свое время инициатором присоединения этого села к совхозу “Камский”. Но мало было просто присоединить село к той сельской инфраструктуре, которая уже сложилась в тогдашнем совхозе. Нужна была работа для крестьян. И вот тогда Вилданов взялся за задачу, которую многие в ту пору сочли просто несбыточной: он решил создать на базе Ильбухтина современный молочнотоварный комплекс, который дал бы работу селянам. А их сегодня более двух с половиной сотен в ста дворах.
Начали с восстановления небольшого коровника, работа закипела. То, как возрождалось Ильбухтино, – тема отдельного разговора. Наверное, на базе этого села вполне можно провести поучительный семинар для тех руководителей хозяйств республики, которые сетуют на убыточность своей отрасли. Пример “Камского” говорит об обратном. Есть у людей работа, есть и заработная плата, семьи сыты, одеты-обуты. А значит, есть время для реанимации духовных помыслов. И этим работники кооператива не обделены.
– Фоат Габдулхакович – человек поразительной души, – горячо говорит о Вилданове Сергей Морозов. – Ведь не зря шесть раз подряд ему присуждали звание “Человек – золотое сердце”. Он строгий и требовательный руководитель и самый настоящий хозяин на земле, радеющий за своих ближних. А ближние его – это большой коллектив “Камского”, это каждый житель наших сел. Только благодаря Фоату Габдулхаковичу построили великолепную церковь в Большой Шильне, возвели мечеть в Малой Шильне. И когда я пришел к нему со своей сокровенной мечтой о возрождении разрушенной ильбухтинской церкви, он тут же поддержал меня. И это в то время, когда я не смог получить такую же поддержку или хотя бы понимание от своих односельчан. Ведь немало тех, кто крепко стоит на ногах, имеет свое дело. Однако дорога к храму для них оказывается весьма тернистой. Помощь материальная нужна, ведь от той мощной кирпичной церкви с приделами остались только стены! Работы – непочатый край. Но именно Вилданов подбадривает меня, помогает реальными делами, убеждает бизнесменов принять участие в строительстве храма. Горячо откликнулся на наш призыв генеральный директор ООО “КамАЗстройиндустрия” В.Голубев, который помогает стройматериалами.
Частный предприниматель П.Комлев изготовил и привез пластиковые окна к одному из приделов. Глубоко тронул нас поступок школьника Саши Хорькова, который, узнав о нуждах инициаторов восстановления церкви, принес собственные сто рублей. Благодаря общим усилиям в 2000 году мы зарегистрировали Ильбухтинский приход со своим уставом и расчетным счетом. И теперь храм Макария Желтоводского (между прочим, село некоторое время параллельно с официальным названием именовалось и Макарьевским в честь этого святого) официально включен в состав Казанской епархии Русской православной церкви. Удалось восстановить небольшую часть церкви. В мае ждем владыку Анастасия на освящение придела.
А пока село живет земными заботами. Народ здесь благодаря кооперативу “Камский” крепко стоит на ногах. Хозяйства добротные, много живности на дворах, тем более что кормами кооператив своих работников снабжает исправно. В районе шутят: мол, в этом кооперативе текут молочные реки да в картофельных берегах. Оно и правда. Молоко и картофель – основа благополучия тружеников “Камского”. Здесь умеют выращивать свою фирменную культуру, получая высокие урожаи. Прибыльно и производство молока. Работать здесь умеют, потому и верят в свое будущее, расчищая дорогу к храму.