Саратов нам понравился. Необыкновенно красив центр города. Прямые улицы, чистые и ухоженные, море цветов. На улицы и проспекты будто нанизаны старинные здания, такие же ухоженные и нарядные. Великолепна набережная Волги, обрамленная ярко-желтым речным песком.
В летописи города немало событий, исключительных по своей важности для всей российской истории. Первая общедоступная художественная галерея, нынешний Радищевский музей. Первый русский стационарный цирк братьев Никитиных, первый детский театр.
Здесь, на берегу Волги, впервые поднялся в небо воспитанник саратовского аэроклуба и индустриального техникума Юрий Гагарин. Здесь родились великая певица Лидия Русланова, живописец В.Борисов-Мусатов, изобретатели гусеничного и колесного тракторов Ф.Блинов и Я.Мамин, лауреат Нобелевской премии академик Н.Семенов, народные артисты СССР Б.Бабочкин, Б.Андреев, Е.Лебедев, С.Филиппов, О.Табаков, О.Янковский… Автор всемирно известной песни “Калинка” – саратовский музыкант И.Ларионов.
Да и сама история этого приволжского города весьма неординарна. А нам она интересна вдвойне. Ведь его родословная уходит корнями в древнейшую историю татарского народа. А на примере национально-культурной автономии саратовских татар, по мнению руководства Всемирного конгресса татар, можно учиться тому, как возможно правильно и результативно строить общинам и диаспорам отношения с властными структурами губернии, города и национальных образований.
У подножия желтой горы
Крепость Саратов заложил летом 1590 года князь Григорий Засекин, тот самый, что основал Самару и чуть позже Царицын (Волгоград). В первой половине XVII века Саратов стоял на мысу, образуемом речками Саратовкой и Воложкой, рядом с сегодняшним городом Энгельсом. Затем крепость была перенесена на правый берег, на юг от Соколовой горы. Академик И.Лепехин, посетивший город в 1769 году, назвал его одним из лучших в провинции – с прямыми улицами и хорошими торговыми рядами. Бурно развивались здесь хлебный и рыбный промыслы. О Саратове были наслышаны и российские модницы, ведь именно здесь находилась знаменитая фабрика француза Вердье, производившая атлас, чулки и тонкую шелковую ткань тафту.
Любопытно, что начальником Саратовской губернии в 1903 году был назначен председатель совета министров П.А.Столыпин. Отсюда он ушел в министры внутренних дел России. В областном музее краеведения можно увидеть мундир реформатора России, семейный альбом с уникальными фотографиями, кресло из киевского театра, на которое опустился смертельно раненный Столыпин. Два года назад в городе был открыт первый в России памятник Петру Столыпину.
Татары же в самом Саратове стали жить оседлой жизнью с семнадцатого века. Вначале им было отведено далеко за городом место, где с разрешения властей они начали строить загоны для скота, лавки, дома. Постепенно Татарская слободка вошла в состав растущего города, а улица, на которой они жили, до сей поры именуется Татарской. В 1789 году был издан указ, разрешающий открыть в Уфе Мусульманское духовное управление, что явилось решающим фактором в распространении и расширении границ мусульманства. К концу XIX века в Саратовской губернии почти в каждом татарском селе или слободке были мечети и молитвенные дома. По данным сельскохозяйственной статистики за 1853 год, в разных населенных пунктах Саратовского края насчитывалось 154 мечети, в которых служили 128 мулл. Первую каменную мечеть в Саратове начали строить в 1834 году и открыли через два года. В городской летописи есть запись за 1836 год: “Открытие в Саратове татарской мечети, на Татарской улице, третьей части города, в собственном здании”.
Однако “татарский след” в этих краях тянется в глубокие вековые пласты, уходя в историю Золотой Орды и далее – к гуннам. По обеим сторонам Идиля (Волги) располагалось множество небольших поселений. На сегодня археологи выявили следы более ста из них. Как они назывались, теперь вряд ли кто и скажет. Известно лишь то, что названия многих современных населенных пунктов на этой территории имеют тюрко-татарское происхождение – Ахмат, Баланда, Карабулак, Курдюм, Шиханы и ряд других.
Впрочем, и название столицы губернии имеет то же происхождение. Вот только ученые и краеведы расходятся во мнении, что же означает слово “Саратов”. Есть две версии: “Сары-тау” – “Желтая гора” или же “Сар-атау”, что означает “низменный, тонкий мыс, утес”. Но куда более важное значение имеет другой факт: на месте старого Саратова, построенного в 1590 году и простоявшего вплоть до 1674 года на левом берегу Волги, находилось золотоордынское поселение с тем же названием. Еще в девятнадцатом веке саратовский ученый-краевед Н.Ф.Хованский констатировал, что “основана крепость Саратов на острове, образуемом двумя реками, на месте бывшего татарского поселения Саратау…” Его соратник Ф.Ф. Чекалин, проведя специальное исследование, дополнил, что это “… татарское поселение, которое в виде покинутого селища или городища перешло под русское укрепление”.
Сведения о названии этого поселения можно найти в “Булгарской летописи”, написанной около 1581 года Шарафетдином Булгари, где говорилось о том, что примерно в середине пятнадцатого века Идрис шейх Касим из Казани научил исламу многих людей из Ала-Тау, Алатура, Сары-Тау и других мест. Находит подтверждение факт существования здесь татарского поселения и в народном дастане “Идегей”. Отец Идегея Кутлука-бий, обвиненный грозным ханом Токтамышем в измене, бесстрашно восклицает:
“Скажу, не страшась твоей руки:
Сары-тау, хребет реки,
Был домом, где обитал мой народ.
Мой народ убавил ты.
Дважды переходить Идиль
Мой народ заставил ты…”
Легко ли быть татарином в Саратове
Наверное, легче, чем в других регионах. Примерно так отвечали мне мои саратовские собеседники. И тон в межнациональных отношениях тут задает губернатор Саратова Дмитрий Аяцков. Дмитрий Федорович в нынешнем году стал лауреатом премии исполкома Всемирного конгресса татар “за выдающийся вклад в возрождение татарской культуры, языка и образования в Саратовской области”. Думается, нелегкая это задача – быть успешным губернатором в области, которая стала родиной для представителей полутора сотен национальностей.
Известный публицист Сергей Филатов в одной из своих недавних публикаций пишет: “С самого начала Поволжье развивалось как полиэтническое и поликонфессиональное общество. Ко времени прихода русских там было, хотя и малочисленное, коренное население – татары. Потоки русских и переселенцев других национальностей сделали татар-мусульман меньшинством, но меньшинство это экономически и политически всегда было очень активно и заметно в жизни региона. Несмотря на то, что в XVII-XVIII веках российское правительство предпринимало эпизодические попытки обратить татар в православие, в самосознании татар Среднего и Нижнего Поволжья нет ощущения глубокой национальной трагедии…
Дело не только в том, что Среднее и Нижнее Поволжье было реально освоено русскими позже, когда власть стала менее жестока. Здесь, на перекрестке торговых путей, политика Москвы, а затем Петербурга по отношению к мусульманам всегда была несколько мягче. Поволжские татары играли в экономической жизни заметную роль. К середине XIX века они сформировались в сплоченную и активную во всех сферах жизни общность”.
– В конце XIX – начале ХХ веков под влиянием развернувшегося в России революционного освободительного движения в татарском обществе стали происходить бурные процессы обновления: происходили реформа образования, формирование национальной буржуазии и интеллигенции, рост политической активности, – говорит доктор исторических наук, руководитель татаро-башкирского объединения “Идель” Фрид Рашитов. – Эти изменения наблюдались и в Саратове. Появились обладатели больших состояний. Среди них – купец Курамшин, являвшийся председателем попечительского совета соборной мечети на улице Татарской. Имам соборной мечети Мухамеджан Енгалычев и особенно его сыновья Зияутдин и Сагидмухаммад активно участвовали в общественной жизни Саратова. Зияутдин Енгалычев в 1909 году стал членом авторитетной Саратовской ученой архивной комиссии. Он же возглавлял созданное позднее Мусульманское благотворительное общество.
Важным событием в культурной жизни города стало открытие в 1907 году четырехклассной русско-татарской школы. Ее создателем и фактически единственным преподавателем стал выпускник Казанской татарской учительской школы Бурганутдин Юскаев. В 1917-1918 годах он являлся депутатом Саратовского Совета рабочих и солдатских депутатов, возглавлял комиссариат по мусульманским делам при губисполкоме.
Советский период ознаменовался мощным рывком саратовских татар по пути социального прогресса. Тысячи молодых людей из простонародья потянулись к знаниям, творчеству. В Саратове в двадцатые годы работали две татарские школы. Самодеятельные артисты ставили спектакли на родном языке, давали концерты. Для подготовки национальных кадров учителей в 1924 году был открыт татарский педагогический техникум. Выходила газета на татарском языке. Стали появляться свои инженеры, врачи, ученые. Одним из первых и самым выдающимся ученым из татар стал Исхак Мустафин, прошедший в Саратовском университете за 1930-1960-е годы путь от учащегося рабфака до доктора химических наук, профессора, заведующего кафедрой аналитической химии.
– Сегодня татары занимают заметное место во всех областях жизни Саратова, – рассказывает нам исполнительный директор региональной национально-культурной автономии татар Зуфар Хакимов. – Всей области известны имена крупного предпринимателя и общественного деятеля Камиля Аблязова, Ирфана Аблязова, стоящего во главе торгового дома “Татарстан”, Рината Халикова, главного федерального инспектора по Саратовской области. На слуху деятельность нашего имама Мукаддаса Бибарсова, ученых Рената и Надиры Амировых, Ядкяра Вострикова, Рашида Тугушева, педагога Закии Саласкиной, артистов, музыкантов Евгения Бикташева, Зульфии Муратовой, Тагира Салихова, Равиля Улямаева, художника Рифката Батаршина и других. А в последние пятнадцать лет, благодаря деятельности таких общественных организаций, как культурно-просветительское объединение “Идель” и национально-культурная автономия татар, удалось добиться определенной консолидации саратовских татар, повысить уровень их национального самосознания, создать действенную и, главное, результативно действующую инфраструктуру национально-культурной жизни. В Саратове успешно работают национальные детский сад и гимназия, фольклорный ансамбль “Тургай”, эстрадная группа Зульфии Муратовой. Завершается строительство нового здания соборной мечети.
Возвращение к истокам
“Национальный характер, наряду с другими важнейшими компонентами познавательной составляющей самосознания каждого этноса, позволяет различать и прогнозировать особенности поведения представителей разных народов. Отдельные составляющие национального характера никем не узаконены и даже до сих пор не имеют четкого определения. Сложный и нестабильный процесс национально-культурного самоопределения татар за последние десятилетия мог окончательно стереть специфические черты национального характера…
Чтобы стабильно развиваться каждому из этносов Поволжья и всем братским народам в дружбе и взаимопонимании, необходимо знать основные достоинства и недостатки друг друга. Это позволяет деликатно строить добрососедские отношения без лести, заискивания, коварства и лжи, в основе которых – невежество и высокомерие.
Полученные описания национальных характеров двух народов Поволжья, давно и достаточно тесно взаимодействующих, убедительно свидетельствуют о реальных их различиях, своеобразии поведенческих реакций в конкретных жизненных ситуациях. Известен общебиологический закон: чем выше разнообразие адаптаций в обществе, тем оно более жизнеспособно, выносливо, устойчиво при любых тяготах, напряжениях и испытаниях. В этом разнообразии путей к общему успеху – залог процветания всех народов Поволжья…”
Авторы этих зрелых рассуждений – Ринат Арифуллин и Ильдар Байбеков, тогда еще учащиеся национальной татарской гимназии Саратова. Эти строки я взяла из материалов первой областной научно-познавательной конференции школьников. Сами конференции теперь стали значительным событием в культурной жизни волжского города. С идеей их проведения четыре года назад выступила директор татарской гимназии, заслуженный учитель РФ Закия Саласкина. Инициатива родилась не на пустом месте. Предтечей стала научно-познавательная конференция, успешно апробированная в стенах татарской гимназии и переросшая в научное общество учащихся “Чагылу” (“Зеркало”).
Но прежде несколько слов о самой гимназии, которая признана одним из лучших учебных заведений такого рода в России. Несомненно, при организации национального учебного заведения решающую роль сыграл высокий авторитет татарской общины. Здание было отведено в историческом центре города. Когда-то здесь располагался царский городской суд. Сегодня от крыши до подвала все отремонтировано на средства татарских предпринимателей. Это здание надо увидеть! Ажурная лестница, высокие потолки, простор. А некогда затхлый подвал, где многие годы обитала точка по приему стеклотары со всеми вытекающими отсюда последствиями, превращен в роскошную, отделанную мрамором столовую. В этом учебном заведении ребята живут насыщенной, полнокровной культурной жизнью.
– Традицией стали у нас балы гимназистов, Тукаевские чтения, фестиваль национальных традиций, научно-познавательная конференция “Народы Поволжья: история, образование, культура”, детский фестиваль художественного творчества “Идель йолдызлары”, дни самоуправления, уроки нравственности, – рассказывает Закия Саласкина.- Каждый год традиции пополняются новыми идеями, обогащаются новым содержанием.
Большое внимание уделяем формированию патриотизма и гражданственности учащихся, сохранению национальной культуры, традиций, обычаев татарского и других народов России.
Наши ребята много путешествуют. В сентябре 2001 года по специальному приглашению учащиеся гимназии посетили древнюю Персию – Иран. Восточная культура, неповторимый колорит этой экзотической страны покорили ребят. Под впечатлением этой поездки в гимназии начали изучать иранский язык при активном содействии посольства Ирана.
Ежегодно ученики нашей гимназии, добившиеся особых успехов в изучении английского языка, повышают свой языковой уровень в лингвистических школах Великобритании. Спонсором этого проекта является фирма “Нарат-К”.
Благодаря гимназии в Саратове уже сформировалось новое поколение молодых татар, активно влияющее на становление нации. В октябре прошлого года была создана “Сарытау” – молодежная татарская организация.
– На нашу учредительную конференцию пришли пятьсот девушек и юношей, среди которых были представители всех городских вузов, – говорит заместитель руководителя “Сарытау” Марат Хакимов, выпускник татарской гимназии, недавно окончивший Поволжскую академию госслужбы при Президенте РФ и продолжающий свое обучение в аспирантуре академии. – Планов у нас много. Много и реальных дел, направленных на объединение со-племенников. Весь Саратов удивили молодежные вечера “Башкода”, проводимые в одном из лучших клубов города. Вечера эти – безалкогольные. Может, еще и потому по-особому веселые. Не остается без внимания и спорт. Часто проводим турниры по настольному теннису, футбольные матчи. Кроме того, в действующую приемную “Сарытау” можно обратиться по любым вопросам и проблемам, волнующим татарскую молодежь. Большую помощь и содействие нам оказывают местный бизнесмен Камиль Аблязов и заместитель председателя Ассамблеи народов Саратовской области Зуфар Хакимов.
Есть с кого брать пример
Встреч в Саратове у нас было немало. Самых разных. От юных гимназисток, встретивших нас у порога своей альма-матер, до убеленных сединами аксакалов. Но самое яркое впечатление оставили те, кто составляет самую активную часть автономии, которая и определяет состоятельность общественного образования. И молодым есть с кого брать пример. Успешных предпринимателей, сумевших создать собственный капитал, здесь немало. Не могу не сказать нескольких слов о Камиле Аблязове, создавшем мощную структуру “Нарат-К”. В Саратове его имя произносили с особым уважением. И дело оказалось не столько в том, что он один из очень немногих щедрых меценатов, вкладывающих заработанные деньги в культуру, искусство и образование подрастающего поколения. Но и в первую очередь потому, что человек он по жизни глубоко порядочный. Аблязов изначально отказался делать деньги на спиртном, несмотря на самые соблазнительные предложения, и занялся промышленным производством в ту пору, когда финансы делали на купле-перепродаже да на водке.
Встретились мы и с генеральным директором ОАО “Электромеханический завод автоматики и телемеханики” Эдуардом Ганеевым. Его имя внесено в “Энциклопедию Саратовского края”. И далеко не случайно. В самые тяжелые времена завод, который он возглавляет с 1993 года, не останавливался ни на один день. В годы финансовой неразберихи ему удалось удержать на плаву одно из самых важных предприятий Министерства путей сообщения. Одновременно он вел и научную работу. Сегодня заслуженный машиностроитель РФ Эдуард Ганеев – доктор технических наук, награжденный орденом Почета, дипломом Петра Великого и рядом других, не менее значимых наград. Буквально на днях Эдуард Анварович вернулся из Лондона, откуда привез еще одну международную награду – “Лавры Славы” – за профессиональные достижения.
Нужно сказать, что наш приезд в Саратов пришелся на время, крайне беспокойное для политической элиты губернии. Только-только Дмитрий Аяцков отправил в отставку свой кабинет и объявил новые назначения. И самое первое из них всколыхнуло местную желтую прессу. Еще бы, ведь своим первым заместителем он назначил Рината Байгузина, работавшего до того первым заместителем генерального директора ООО “Межрегионгаз” “Газпрома”. Мои коллеги из газеты “Коммерсант” и “Российской газеты”, с которыми мы встретились в приемной нового заместителя главы правительства, со смехом пересказали “желтые” заголовки. Правда, особой фантазией они не отличались: “Тюбетейки в Саратове нарасхват”, “Татаро-монгольское иго оживает” и прочее. К подобным инсинуациям Р.Байгузин, с которым мы встретились чуть погодя, отнесся с юмором. Нет времени и желания отвлекаться на мелкие выпады. Зато серьезные аналитики отметили, что “приобретение” Д.Аяцков сделал более чем выгодное для губернии. Доктор исторических наук, профессор Ринат Байгузин является первым вице-президентом Академии проблем безопасности обороны и правопорядка Российской Федерации, членом-корреспондентом Академии технологических наук. Его имя хорошо известно в деловом мире и имеет немалый вес. А мы отметим, что Ринат Нургалиевич еще и член исполкома Всемирного конгресса татар.
Слово об ученом
Отдавая дань искреннего уважения саратовским предпринимателям-татарам, радеющим за судьбу своего народа и материально поддерживающим все начинания своей автономии, не могу не рассказать о своей встрече с редким человеком, чье имя, несомненно, прочно войдет в историю татарского народа, уже сейчас заняв в ней достойное место.
Не было ни одной встречи в Саратове, во время которой не упоминалось бы имя Фрида Айниевича Рашитова. Доктор исторических наук, заведующий кафедрой гуманитарных дисциплин Саратовского института Российского государственного торгово-экономического университета, профессор Фрид Айниевич – автор семидесяти научных и учебно-методических трудов. Только по национальной татарской тематике им опубликовано около двадцати трудов, среди которых пользующиеся огромной популярностью в нашей республике и за ее пределами книги “Татары: история в документах”, “История татарского народа”, “О прошлом и настоящем татарского народа”. Кстати, эти книги увидели свет только благодаря меценатской щедрости Камиля Аблязова.
В 1989 году Ф.Рашитов выступил одним из инициаторов создания татарского общественного культурно-просветительного объединения “Идель”, которое и возглавлял в течение многих лет, совмещая общественную работу с интенсивной научно-исследовательской, педагогической и просветительской деятельностью.
По инициативе и под руководством профессора в Саратове проведены несколько научно-практических конференций по татарской тематике, выпущены сборники материалов трех конференций. А вот в марте прошлого года он был назначен руководителем вновь открытого саратовского отделения научного совета по проблемам татароведения при Институте истории им. Ш.Марджани Академии наук Республики Татарстан. Открытие отделения, по глубокому убеждению его руководителя, поможет организовывать и координировать научные исследования по проблемам татароведения в Саратовском регионе, способствовать сохранению, развитию и пропаганде историко-культурного наследия татарского народа.
– Кроме всего, будут решены две крупные взаимосвязанные задачи, – отмечает Фрид Рашитов, – Во-первых, нам необходимо выявить, собрать и изучить весь накопленный татарами-мусульманами на саратовской земле исторический опыт. Во-вторых, добиться органического включения данного опыта в общий контекст историко-культурного наследия Саратова, сделать его достоянием всего живущего на берегах Волги социума, использовать на благо всех саратовцев.
Активно выстраивая собственную жизнь, Фрид Айниевич в лучших традициях отечественной науки не забывает о молодежи. И, в частности, уделяет много внимания подготовке национальных кадров исследователей. Он помог подготовить и защитить кандидатские диссертации директору национальной татарской гимназии З.Саласкиной, аспиранту М.Фархутдинову, соискателю Т.Елисеевой. К научным исследованиям он привлекает учителей татарских школ Ю.Курмакаева, А.Хабибулина, специалиста по народным танцам К.Бикбулатова, археолога Р.Сингатулина.
Между прочим, Фрид Рашитов занесен на городскую Доску почета, а два года назад был награжден почетным знаком губернатора Саратовской области “За любовь к родной земле”.
Но Фрид Айниевич заслужил куда большие почести только за то, что на протяжении многих лет он пытается вернуть российской истории подзабытый ею Укек. И вот об этом городе стоит рассказать отдельно.
Тот город, которого нет
– Саратов, как и многие другие города Поволжья, обладает исключительно богатым и разнообразным историко-культурным наследием, – рассказывает Фрид Рашитов. – Это наследие может быть структурировано и описано как в “вертикальном” разрезе, с точки зрения последовательной смены исторических эпох, так и в “горизонтальном” – через призму взаимодействия и взаимовлияния различных этноконфессиональных структур в рамках отдельных исторических периодов. В цивилизационном развитии нашего города прослеживается определенный порядок смены этнокультурных типов. На начальных стадиях явно преобладал тюрко-мусульманский, восточный тип цивилизации. Особое место в этом историческом процессе, растянувшемся более чем на тысячу лет, занимает, конечно, золотоордынский, татарский период. Его с полным основанием можно еще называть укекским (увекским) периодом.
Дело в том, что на протяжении почти полутора столетий, с середины XIII до конца XIV веков, на южной окраине нынешнего Саратова существовал самый настоящий благоустроенный город, который в источниках того времени чаще всего назывался Укеком. Этот город был основан первым правителем Золотой Орды Батуханом одновременно с будущей столицей государства – Сараем на Ахтубе. Есть все основания полагать, что тот “новый поселок на Этилии” (Идили – Волге), через который в начале августа 1253 года проезжал посланник французского короля Гильом де Рубрук, направляясь ко двору Бату на левом берегу реки, и был Укек. Да и Марко Поло в своей знаменитой книге называет город “Укака” среди городов, которые в 1262 году посетили его отец и дядя. В 1334 году арабский путешественник Ибн-Баттута характеризовал его как “город средней величины, но красивой постройки, с обильными благами и сильной стужей”. Население города, по приблизительным оценкам, составляло около десяти тысяч человек.
Расцвет Укека, как и многих других городов Золотой Орды, пришелся на конец XIII – первую половину XIV веков. Занимая центральное положение на волжском пути, между городами Волжской Булгарии и Нижнего Поволжья, Укек переживал в это время настоящий строительный бум. Это был период его экономического процветания. Да и политическое и административное значение поселения было крайне велико. Здесь с середины XIII века чеканились монеты. Существует мнение, что Укек был центром улуса и в начале XIV века служил резиденцией золотоордынскому хану Токте.
Свидетельства российских и иностранных путешественников, посещавших развалины Укека в XVII-XVIII веках, археологические раскопки, проводившиеся в конце девятнадцатого и в начале двадцатого веков, показывают, что в центре города находился дворец, вокруг располагались мечети, караван-сарай, дома знати, на некотором отдалении – мавзолеи. Важное место в жизни города занимали пристань и переправа через Волгу. Следует также отметить, что Укек был не единственным поселением в Саратовском Поволжье. По данным Л.Ф.Недашковского, в округе Укека имелось до пятидесяти поселений, некоторые из них располагались непосредственно в черте современного Саратова.
В этническом и конфессиональном плане Укек с самого начала был татарским, мусульманским городом. Тот же француз Гильом де Рубрук писал о “новом поселке”: “И я удивляюсь, какой дьявол занес сюда закон Магомета. Ибо от Железных ворот, находящихся в конце Персии, требуется тридцать дней пути, чтобы, поднимаясь возле Этилии, пересечь пустыню до Булгарии…” И добавлял: “…эти болгары – самые злейшие сарацины, крепче держащиеся закона Магометова, чем кто-нибудь другой”.
Вместе с тем посланник французского короля сделал очень важное наблюдение, что “татары устроили поселок вперемешку из русских и сарацин, перевозящих послов, как направлявшихся ко двору Бату, так и возвращавшихся оттуда…”. Позднейшие изыскания археологов показали, что в Укеке действительно жили русские, здесь было православное кладбище. Можно смело предположить, что после открытия в Сарае епархии Русской церкви тут был построен православный храм. В городе жили также армяне, греки, хорезмийцы.
К сожалению, на протяжении многих десятилетий наблюдается весьма беззаботное отношение к историческому прошлому. Это можно проследить опять же на примере Укека. Участники состоявшейся в марте 2002 года в Саратове межрегиональной научно-практической конференции, посвященной 750-летию основания Укека, с горечью отмечали, что Укекское городище находится в плачевном состоянии, охранного режима на городище не существует.
– Как видно, – подчеркивает профессор Ф.Рашитов, – средневековый Укек являлся полиэтничным и поликонфессиональным городом. Преобладавшее в нем татарское и мусульманское начало отнюдь не подавляло и не вытесняло иные этноконфессиональные образования. Этот феномен мирного сосуществования различных народов, религий и культур в эпоху Средневековья, когда Западную Европу буквально сотрясали острейшие межконфессиональные столкновения и войны, имеет огромное историческое значение. Данный опыт свидетельствует о целостности и преемственности культурно-исторического процесса в Саратовском Поволжье, да и в России в целом. Его надо бережно охранять и передавать из поколения в поколение.