В новый век на бензине из рапса

Наверняка каждый из нас хоть раз задумывался над тем, что ожидает нашу планету, когда источники основных полезных ископаемых – нефти, угля и природного газа – будут исчерпаны.

Автор статьи: Артем СУББОТКИН

Наверняка каждый из нас хоть раз задумывался над тем, что ожидает нашу планету, когда источники основных полезных ископаемых – нефти, угля и природного газа – будут исчерпаны. И если в начале прошлого столетия вопроса об экономии и рациональном использовании энергетических ресурсов не существовало, то сегодня, переступив порог нового тысячелетия, ученые с тревогой и озабоченностью отмечают: запасы земных недр могут истощиться уже в обозримом будущем. Когда это произойдет? Лет через сто? Через двести? Как бы то ни было, считают ученые, не стоит с неизбежной обреченностью ждать, когда же наступит “час икс”…


Поиски альтернативных видов топлива ведутся уже давно. Наибольший интерес в этом плане представляют энергоресурсы, сырьем для которых могут стать растительная продукция и биомасса – вплоть до древесины, опилок и соломы. Из растительного сырья можно вырабатывать такие виды топлива, как биогаз, получаемый из обычного… навоза, растительных остатков и бытовых отходов, который можно использовать для работы электростанций с последующим применением полученной энергии в промышленности и бытовой сфере. Но особый интерес у потребителя вызывают такие виды топлива, как биодизель и биоэтанол, которые используются как присадки к моторному топливу, так и в чистом виде.


Когда бы водку не гнали из опилок…

Еще совсем недавно, лет 15 назад, почти весь производимый промышленностью этанол шел на производство алкогольной продукции, что, вероятно, в свое время и дало Владимиру Высоцкому повод написать свои знаменитые строки о водке из опилок. Однако за последние годы ситуация коренным образом изменилась. В наши дни уже более половины произведенного в мире этанола используется в качестве добавки к топливу для двигателей внутреннего сгорания и лишь 15 процентов идет на производство алкоголя.


Справедливости ради, следует отметить: идея использовать спирт как заменитель бензина не нова. Например, в США функционирует около сотни заводов, где биоэтанол изготовляют из обыкновенной кукурузы. Впрочем, для его производства вполне сгодятся также зерно, стебли сахарного тростника и даже солома. Однако предпочтение отдается сортам кукурузы с высоким содержанием крахмала. Из нее производят этанол высокого качества. При добавлении 10 процентов такого спирта в бензин никаких модификаций двигателя не потребуется, зато у бензина, разбавленного этанолом, повышается октановое число, расход такого топлива более экономичен, а износ деталей двигателя при его применении уменьшается. Но главное даже не в этом.


Главное – экология

Исследования ученых показали: при использовании биоэтанола в качестве добавки к бензину токсичность выхлопных газов уменьшается на 30 процентов. И если углекислый газ, содержащийся в выхлопе двигателя автомобиля, работающего на обычном бензине, представляет прямую угрозу для окружающей среды, то газ с той же химической формулой, который вырабатывается при работе двигателя на этаноле, не только не представляет опасности, но и активно поглощается растениями, способствуя ускорению процесса фотосинтеза. Широкое применение биоэтанола – это реальный способ борьбы с парниковым эффектом, об опасности которого ученые говорят на протяжении последних лет.


Другая сторона медали – безотходное производство. Те же американцы подсчитали, что применение в качестве сырья для нового экологически чистого вида топлива только лишь отходов сельского хозяйства и деревообрабатывающей промышленности позволило бы заменить этанолом 40(!) процентов используемого бензина. А заодно и решить проблему переполненных городских свалок, которые стали неизбежными спутниками современных мегаполисов. Ведь для производства биоэтанола можно использовать также помимо всего прочего и отходы коммунального хозяйства – спектр сырья для изготовления топлива нового тысячелетия достаточно широк и разнообразен.


А чем мы хуже бразильцев?

Мировыми лидерами по производству “кукурузного бензина” – так иногда в шутку называют биоэтанол – являются Бразилия и США. В этих странах, а также в Канаде действуют государственные программы по производству топливного этанола. Например, Бразилия, где сегодня производят более 7 миллиардов литров этанола, экономит до 35,6 миллиарда долларов на закупке нефтепродуктов. В ближайшие годы здесь построят еще 40 предприятий по производству биотоплива, а площади, отведенные под выращивание кукурузы и сахарного сорго, увеличатся на 1,3 миллиона гектаров.


В настоящее время не только развитые, но и многие развивающиеся страны разрабатывают программы производства биотоплива с учетом наличия собственных ресурсов и биомассы. Правительства этих стран идут навстречу производителям экологически чистых видов топлива, всячески поощряя их. Вводятся налоговые льготы для компаний-производителей и реализаторов.


Закономерен вопрос: а чем, собственно, мы хуже тех же бразильцев или канадцев? И перспективно ли данное направление для Татарстана?


Рапс не хуже кукурузы

Для того чтобы ответить на этот вопрос, необходимо разобраться: есть ли у республики сырьевая база для производства биотоплива? Как показывает практика, лучшим сырьем для производства этанола, при переработке которого обеспечивается максимальный выход продукта, является сахарное сорго. Но в республике эта культура практически не возделывается, хотя отдельные опыты по ее выращиванию проводятся в Алексеевском районе. Самым доступным для нашего региона сырьем может стать зерно ржи, пшеницы и ячменя с выходом спирта из расчета 400 литров с одной тонны. При этом надо учитывать, что производство биоэтанола из зерна – это не только получение топлива, но и комплексная безотходная переработка зерна с получением целого ряда сопутствующих продуктов: муки, сухой клейковины, кормовых дрожжей, отрубей и барды, каждый из которых имеет высокую рыночную стоимость.


Сегодня при сложившемся диспаритете цен на горючее и сельхозпродукцию заниматься производством зерна на продажу убыточно. Другой вопрос – производство из того же зерна биоэтанола. Для того чтобы понять, насколько это выгодно, достаточно сравнить цифры: в 2005 году стоимость 1 тонны пшеницы в среднем составляла 100 долларов, в то время как тонна биоэтанола стоила 800 долларов. Нетрудно подсчитать, какую выгоду можно извлечь, открыв у себя в республике завод по производству нового вида топлива.


Что же касается сырьевой базы, то в Татарстане ежегодно стабильно выращивают до 4,5 миллиона тонн зерна, в то время как потребность республики в нем составляет всего 300 тысяч тонн пшеницы и 100 тысяч тонн ржи в год. Республика обладает достаточно развитым комплексом элеваторов и хлебоприемных пунктов и имеет все условия для успешного развития биотопливной промышленности.


В чистом поле строится завод

В августе прошлого года ОАО “Нэфис Косметикс” приступило к строительству маслоэкстракционного завода по производству рапсового масла, из которого в конечном счете производят биодизель. В отличие от биоэтанола, который используется в основном в качестве присадки к бензину, биологическое дизельное топливо полностью заменяет солярку. В октябре этого года компания “Нэфис Косметикс” и Государственный инвестиционно-венчурный фонд Татарстана учредили ОАО “Казанский МЭЗ” с уставным капиталом около 1 миллиарда 75 миллионов рублей.


Строительство завода, площади которого займут более 28 гектаров, начали раньше первоначально намеченного срока. Буквально за считанные месяцы в чистом поле недалеко от Казани поднялись гигантские серебристые цилиндры резервуаров и восьмиэтажный корпус рабочей башни с нориями, сушильными агрегатами и разгрузочными площадками.


Новый завод на территории Лаишевского района, где сегодня уже полным ходом идет монтаж оборудования, возводится за счет средств компании, однако Правительство РТ оказывает поддержку данному коммерческому проекту, вполне осознавая его значимость для республики. Помощь выражается в предоставлении долгосрочных кредитов через “Ак барс”-банк. Новый МЭЗ стоимостью 46,7 миллиона евро будет в числе первых ориентирован на переработку рапса в объемах до 300 тысяч тонн в год и принесет экономический эффект в размере 14,2 миллиарда рублей. В перспективе завод обеспечит не только многомиллиардные инвестиции в растениеводство, но и даст второе дыхание животноводству, обеспечив республику рапсовым шротом, который позволит выпускать до полутора миллионов тонн дешевых высокобелковых комбикормов. В итоге в выигрыше окажутся все: и производители зерна и рапса, которые смогут реализовывать свою продукцию по стабильной цене, и сами переработчики.


Надо полагать, что данный проект вызовет немалый интерес у стратегических инвесторов, и завод по переработке рапса в Лаишевском районе станет не единственным в республике. Сегодня, когда во многих странах вопрос производства биотоплива рассматривается на уровне правительств, у Татарстана есть реальные возможности стать одним из лидеров по производству топлива нового тысячелетия.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще