Автостоянка у стен Раифской святой обители была до отказа заполнена транспортом еще с вечера пятницы, 18 января – многие прибыли в монастырь накануне Богоявленского сочельника, чтобы отстоять вечернюю церковную службу и принять участие в обряде водосвятия.
Пришлось в день праздника отогнать своего "железного коня" на стоянку, что в полутора километрах от обители, а самому вместе с другими верующими, уподобившись странникам-пилигримам, проделать путь почти в два километра до монастырских ворот пешком.
Обгоняя группы многочисленных верующих, спешащих с разнокалиберной порожней пластиковой тарой к монастырю, иду на призывный звон колокола. Несмотря на восьмиградусный мороз и сыпавший с небес редкий снежок, желающих окунуться в ледяную купель, где накануне отслужили молебен у двухметрового, мастерски изготовленного изо льда распятия, было очень много. Выстроившимся вдоль берега у металлических ограждений стражам порядка пришлось прямо-таки сдерживать огромную толпу, пропуская людей к иордани – прорубленной недалеко от берега проруби – небольшими партиями, по 5-7 человек. Впрочем, все опасения сотрудников милиции и МЧС относительно того, что лед может не выдержать и треснуть, оказались напрасными. Ударившие за неделю до Крещения крепкие морозы надежно сковали Раифское озеро.
Мой новый знакомый казанец Анатолий приезжает в Раифу шестой год подряд. В сорок три года ему, прошедшему Афганистан, купание в ледяной купели совсем не кажется чем-то необычным. Трижды окунувшись в крещенскую воду, бывший воин-интернационалист не спеша выбирается на лед, растирая тело махровым полотенцем.
– Ну и как водичка?
– Дай Бог! Нырни – сам узнаешь, как это здорово!..
Увы… Несмотря на жгучее желание бултыхнуться в крещенскую прорубь, на сей раз я так и не решился на этот шаг. Кляня себя за малодушие и маловерие, с затаенной завистью поглядываю на счастливые лица тех, кто только что испытал незабываемые объятия крещенской водицы.
Обряд купания в иордани – вовсе не обязательный ритуал, а скорее традиция, связанная с одним из самых великих, так называемых двунадесятых, христианских праздников Крещения Господня. В этот день церковь отмечает одно из центральных событий в земной жизни Христа – его крещение пророком Иоанном. В этот день Господь показал верующим пример смирения и кротости, крестившись в водах реки Иордан. Второе название праздника – Богоявление, ибо, как пишут апостолы-евангелисты, в этот день Господь явился людям в трех лицах – Отца, Сына и Святого Духа.
Крещенская вода – агиасма -считается целебной и не портится месяцами. В годы советской власти адепты научного атеизма ничем не смогли объяснить этот непонятный с их точки зрения феномен. Верующие окропляют ею свои жилища, она исцеляет при недугах телесных, ее же дают тем, кто в силу ряда причин не может принимать Святое Причастие. Святая вода исцеляет не только тело, но и душу. Потому-то в этот день верующие после службы в храмах спешат к иордани: кто с тем, чтобы заполнить бутыли и фляги освященной живительной влагой, а кто для того, чтобы трижды окунуться в ледяную купель…
А еще по народной примете после крещенских морозов должно наступить потепление: сильных холодов уже не ожидается. И хотя в последние годы народный календарь дает сбои, хочется верить, что конец нынешней зимы не будет таким морозным, как ее начало.
Покидая обитель, люди уносили с собой вместе с бутылочками с крещенской водой частичку вселенской радости и чувство сопричастности великому празднику Крещения Господня.