О том, что ипотека – благо для тех, кто давно мечтал о собственной квартире, и говорить не приходится. Сегодня больше о другом говорят. О том, какие неожиданные проблемы высветило претворение в жизнь программы ипотечного кредитования.
Недавно в корпункт нашей газеты позвонили работницы альметьевской фабрики “Алсу”. Их сигнал настолько задел за живое, что, бросив все дела, отправилась в нефтеград. Но прежде чем рассказать о сути дела, представлю само предприятие, судьба которого весьма показательна в условиях становления новых экономических отношений.
ОАО “Альметьевская чулочно-носочная фабрика “Алсу” было создано в ноябре 2001 года на базе предприятия, пущенного в строй в 1986 году. К началу нового тысячелетия фабрика представляла собой жалкое зрелище: в полуразрушенном здании с давно устаревшим оборудованием оставались работать самые стойкие. Худо-бедно что-то выпускали. Но кто слышал в те годы что-то о продукции “Алсу”?
Новая эпоха началась, когда фабрику решило взять под свое крыло предприятие “СМП-Нефтегаз”. За короткий срок сюда были направлены большие инвестиции. В ту пору многие партнеры по бизнесу не понимали Фоата Комарова, рискнувшего вложить средства в обреченное, как считали, производство. Но в “СМП-Нефтегаз” верили в успех. И четко осознавали свою социальную ответственность.
Сегодня продукция “Алсу” – современные высококачественные чулочно-носочные изделия для женщин, мужчин и детей – хорошо известна потребителям всей России. Ее ассортимент представлен 80 артикулами и 110 моделями для всех времен года. Здесь теперь большой парк технологического оборудования из Италии, России, Чехии. И свою задачу руководство “СМП-Нефтегаз” видит в том, чтобы удержать на фабрике опытные кадры, привлечь свежую квалифицированную рабочую силу, молодежь. Не секрет, что способствует этому достойная заработная плата и социальная поддержка. А главный вопрос, который волнует работников любого предприятия, – “будет ли у меня возможность получить жилье, работая здесь?”
Тут надо заметить, что вместе с чулочно-носочным производством “СМП-Нефтегазу” досталось тяжелое наследство в виде общежития. Именно его обитатели и позвонили в корпункт газеты.
Общежитие находится еще в более плачевном состоянии, чем сама фабрика до прихода инвесторов. Здесь ни разу не проводился капитальный ремонт.
– Вот посмотрите, здесь мы живем, – распахивает двери Валентина Бубнова. Долгие годы работала Валентина Ивановна модульщицей, а сейчас она техничка. – Как приехала на фабрику, как заселилась в этот угол, так и живу тут. А куда мне деваться? Зазывали на новое производство, золотые горы обещали. Мол, вот-вот квартиру дадим. Мы и ждали безропотно, трудились. А вот уже и сын подрос, заканчивает училище. Куда ему невесту вести? Сюда же. Не на что нам квартиру покупать. Я-то ладно, а вот моей подруге Анне Петровой еще тяжелее.
Анна Ивановна приехала в Альметьевск из деревни Кузайкино в 1987 году. Тоже вербовали на работу, поддалась на уговоры. Работала на совесть, себя не жалела. Как, впрочем, и ее муж, здесь же инвалидность себе “заработавший”. Комнатка в восемнадцать квадратных метров. Тут появились на свет двое ее дочерей, сын. Тут же один за другим рождались и внуки. Сын с женой и ребенком живут в комнатке по соседству.
– На фабрике мы только сейчас дыхание перевели, можно сказать, – делится Анна Ивановна. – А ведь до 2001 года восемь лет зарплату не видели, перебивались обещаниями да копейками. Теперь работать можно, производство получше импортного. А вот как быть с жильем? Так и будем век свой коротать в этом убогом месте?
– Гляньте, рядышком наш “СМП-Нефтегаз” дом строит, – подводит меня к окну Валентина Бубнова. – Разве я всем своим трудом на этой фабрике не заслужила несколько метров в этом доме?
Мы переадресовали этот вопрос заместителю генерального директора “Алсу” Газиннуру Хафизову.
– Нужно сразу прояснить ситуацию с фабричным общежитием, – заметил Газиннур Наилович. – Мы не являемся собственниками этого здания. Но живут-то там наши работники. Конечно, помещения никаким санитарным нормам не соответствуют. Три поколения уже выросли в этих условиях. Даже если нам делать ремонт, а я замечу, что мы и без того понемногу начали приводить здание в порядок, надо выселять людей, а куда? Надо предоставлять жилье. Где? Его просто нет. Да, это та проблема, которую решать надо. Либо государственным органам, которым принадлежит здание, либо нам. Ситуация по-настоящему болезненная для людей.
Ипотека – тот инструмент, который позволит сделать жилье доступным. Но опять-таки для кого? Тем ветеранам, что состарились на фабрике, однозначно не осилить условия существующего ипотечного кредитования. А каково тем, кто уже перешагнул определенный законодательством возрастной ценз? Молодые семьи на предприятии в течение последних пятнадцати лет из-за того, что разрушилась прежняя распределительная система жилья, оказывались без своего угла. Сегодня они по возрасту не вписываются в требования социальной ипотеки, но сами не в состоянии купить жилье. Как им быть?
– Сегодня существует пакет документов, регламентирующих порядок выделения жилья по
соципотеке, – замечает генеральный директор “СМП-Нефтегаз” Рауф Зубеиров. – Это система “45+45+10”. Если мы вложились в строительство ста квартир, то получаем только сорок пять, как застройщики. Опять-таки квартиры получит только категория “социальников”. А ведь сюда не войдут наши чернобыльцы, многодетные семьи, те, кто вышел из возраста, но еще молод, инвалиды, работающие у нас. Как с ними быть? Вы видите, вопросов много.
Почему бы не дать квартиры в этом доме, который рядом с работой, и другим нуждающимся в жилье? Вопрос резонный. Да, мы заинтересованы в том, чтобы принимать участие в распределении квартир в том доме, который мы строим. Он во всех отношениях удобен для фабричных работников.
Но когда у нас будет собственное жилье, все эти вопросы будут решаемы. Если бы мы могли те деньги, которые возвращаются в качестве погашения ипотечных взносов, направить на строительство! Нам нужно, чтобы вернувшиеся деньги не растворялись в социальных органах, а шли к нам. Это был бы дополнительный источник для возведения жилья.
По мнению Рауфа Зубеирова, пришло время модифицировать закон о социальной ипотеке. Ведь жизнь вносит свои коррективы в любое начинание.
“СМП-Нефтегаз”, по словам генерального директора, претворяет в жизнь инициативу Президента РТ по обеспечению жителей Татарстана доступным и комфортным жильем.
– Сегодня, – говорит он, – мы активно участвуем в реализации этой инициативы и за счет дополнительного вклада в президентскую программу осуществляем строительство жилого комплекса в Альметьевске. Освоенная сумма уже составляет 49 миллионов рублей. Распределение квартир в построенных домах будет осуществляться в соответствии с законом о государственной поддержке развития жилищного строительства в РТ и постановлениями Правительства республики. Вся необходимая информация о распределении жилья будет предоставляться в Государственный жилищный фонд при Президенте РТ.
Задолженность по взносам в Госжилфонд, за которую “СМП-Нефтегаз” подвергся критике, Зубеиров считает недоразумением. Возникло оно из-за нежелания государства принять взнос готовыми квартирами, хотя это и не противоречит закону, по которому добровольный вклад на развитие жилищного строительства подразумевает не только денежные средства. Пока кто-то лишь декларирует заботу о гражданах, замечает генеральный директор, группа компаний “СМП” возводит реальный дом. Мало того, в будущем “СМП-Нефтегаз” планирует продолжать строительство жилья и обеспечивать квартирами жителей республики.
– А если говорить о работающих в нашей компании, то тут ситуация острейшая, – говорит Зубеиров. – К примеру, только в “Алсу” у нас более трехсот молодых работников. Если каждый из них будет уверен в своем будущем, будет знать, что фирма о нем заботится, он же лучше работать будет! А это, по большому счету, и государству выгодно, ведь повышается бюджетообразующая база. Мы не против, чтобы отдать положенные “ипотечные” проценты. Но, быть может, стоит подумать о том, чтобы пойти навстречу предприятию, которое готово строить, обеспечивать тех, кто был в свое время обделен государством, и дать нам возможность самим возводить жилье на эти деньги? Сегодня в компании трудятся более пяти тысяч человек, из них 600 нуждаются в жилье. В том числе и наши подшефные коллективы школы №4, образовательного комплекса “Менеджер”, яслей-сада №21. Подавляющее большинство под социальную ипотеку не подходят. Кто о них будет заботиться, если не предприятие, где они трудятся?
Если наше предложение будет принято, у нас появится источник рефинансирования. А самое главное, появится стимул – государство поддержало бизнес в добром начинании, учитывая и его интересы.