Этот надраенный до зеркального блеска судовой колокол – рында (на снимке) не отбивает склянки на корабле, отсчитывая для моряков время суток. Он украшает вход в музей истории судостроения, открывшийся недавно в Зеленодольской гимназии №3. Его вместе с другими экспонатами передал в дар новому музею генеральный директор ОАО “Завод имени Горького” Сергей Ильин.
Идея его основания родилась у педагогов и заводчан не на пустом месте. Зеленодольск гордится своим заводом, недавно отметившим 110-летний юбилей. За сто с лишним лет зеленодольскими корабелами были спущены на воду десятки военных и гражданских морских и речных судов различных классов. В создании музея помимо заводской администрации активное участие приняли учителя и учащиеся гимназии, у многих из которых на предприятии работают их родители. Экспозиция нового музея охватывает обширный период развития судостроения на Волге. От утлых челнов и парусных расшив до современных ракетных кораблей – таков путь развития судостроения, который отображен на стендах музея.
Самой судьбой городу на Волге было суждено стать местом рождения судостроительного завода, который возник на берегу волжского затона еще в XIX веке, когда у села Параты по решению министерства путей сообщения Российской империи построили мастерские по ремонту земснарядов и землечерпательных караванов. При первом “красном” директоре И.Гаврилове в двадцатых годах началось строительство барж и колесных буксиров, которых в период с 1927 по 1942 год было построено более пятисот.
Торпедные катера, траловые баржи – черно-белые снимки этих судов, которые предприятие выпускало в годы Великой Отечественной, можно видеть на следующем стенде. Бронекатера Волжской флотилии под командованием Дмитрия Рогачева, имя которого носит сегодня одна из улиц Зеленодольска, участвовали в обороне Сталинграда, а среди заводчан, ушедших на фронт, – Герой Советского Союза Иван Засорин и кавалер трех орденов Славы Яков Харитонов, чьи портреты занимают почетное место в экспозиции музея. Предприятие дало немало известных республике имен. В годы войны в должности главного инженера завода начинал свою трудовую деятельность его будущий директор, впоследствии – министр судостроения Борис Бутома.
Материал послевоенного периода представлен макетами и снимками судов военного и мирного назначения. Тогда завод выпускал не только гражданские суда, но и занимался созданием сторожевых и противолодочных кораблей с газотурбинными установками, а также кораблей по испытанию минно-торпедного вооружения. В те годы на предприятии при участии работников Зеленодольского проектно-конструкторского бюро создавались корабли, ставшие гордостью Военно-Морского Флота – корабль-сторожевик “Ягуар”, противолодочный корабль на подводных крыльях “Сокол”, десантно-штурмовой корабль “Скат” на воздушной подушке. Их поставляли в страны соцлагеря: в ГДР, в Польшу и на Кубу. Интересны фотографии, сделанные членами экипажа сдаточной команды, перегонявшей на Кубу противолодочные корабли класса “Альбатрос” в период Карибского кризиса. Одному из участников плавания удалось снять на фотокамеру зависший над нашими кораблями вертолет с опознавательными знаками ВВС USA, на борту которого отчетливо виден наблюдатель, ведущий съемку советских судов. Теперь этот снимок также хранится в музее.
Следует отметить, что и в наши дни продукция предприятия вызывает большой интерес, о чем свидетельствует стенд, где представлен материал о сегодняшнем дне завода. Гордость заводчан – спущенный на воду в 2002 году ракетный корабль на воздушной подушке “Самум”, макет которого передал музею генеральный директор, а также построенный зеленодольскими корабелами ракетный корабль “Татарстан” – флагман Каспийского флота, на борту которого побывали Президент РФ Путин и министр обороны Сергей Иванов. Здесь можно увидеть и модели недавних разработок – судно контроля физических полей “Виктор Субботин”, танкер смешанного плавания “Казань”.
– Когда собирали экспонаты, – вспоминает заведующая музеем Светлана Сумцова, – большую активность проявили жители города. С заводом связана жизнь нескольких поколений зеленодольцев. Интересный материал – письма фронтовиков, фотографии, документы, награды – принесли ветераны. Это капитан-испытатель, начальник цеха водного транспорта Сирен Султанов, проработавший на заводе более полувека и проводивший в плавание более пятисот пассажирских судов класса “Метеор”, почетный житель города Евгений Тиховнин, отдавший заводу 60 лет жизни, прошедший путь от слесаря до заместителя директора, руководители предприятия, возглавлявшие его в разные годы.
Среди экспонатов – офицерская фуражка-мичманка, штурвал и спасательный круг с шутливым пожеланием всегда держаться на плаву, а также морские приборы, которые вызывают особый интерес у мальчишек, мечтающих стать моряками: корабельные средства связи, шлюпочный компас, сигнальные аварийные буи, колокол громкого боя. А тех, кто интересуется историей, наверняка привлечет внимание ценнейший раритет: переизданная в наши дни книга “Волга и волжское судоходство” под редакцией И.Шубина. Несмотря на небольшой срок – музей открылся в ноябре прошлого года, здесь побывало немало посетителей: в его стенах прошло три республиканских семинара, в которых приняли участие историки из Казани, сюда приходят школьники и ветераны, те, кто желает совершить увлекательное плавание по волнам истории волжского кораблестроения.