“Помни, что на добро нельзя отвечать злом. Жестокий человек наживает много врагов и рано погибает”. Эти слова известны каждому, кто знаком с творческим наследием нашего земляка, выдающегося просветителя, историка и писателя Каюма Насыри, 180-летний юбилей со дня рождения которого республика отмечает в этом году.
К знаменательной дате приурочена выставка, открывшаяся в Зеленодольском музее народного творчества и этнографии.
Среди бескрайних полей волжского правобережья затерялось село Ширданы. Здесь в 1825 году в доме сельского муллы родился мальчик, имя которого стало со временем известно далеко за пределами его родной губернии.
Автор научных книг и статей, член Общества этнографии и культуры при Казанском университете, полиглот (за годы учебы в Казанском медресе в совершенстве овладел персидским, арабским и турецким языками, а также тайно изучил русский), Каюм Насыри и по сей день поражает нас широтой кругозора и огромной энергией исследователя. Всего лишь один факт: ученый пешком обошел все села Свияжского уезда, оставив подробное описание быта татар второй половины ХIХ века, изложив историю возникновения сел и деревень, а также легенды и предания, связанные с их названиями.
В центре экспозиции – портрет ученого, выполненный художником. К сожалению, не осталось фотографий Каюма Насыри. То ли сам он не хотел позировать перед фотокамерой, то ли не было такой возможности. На выставочных стендах отражены основные этапы его жизни и научной деятельности, представлены фотокопии рукописных текстов книги “История Казани”, опубликованной в 1888 году, и толкового словаря татарского языка, вышедшего в свет в 1895 году, а также фотографии его односельчан.
В полной мере ощущается дыхание ушедшей эпохи при виде фрагмента интерьера татарской деревенской избы, воссозданного работниками музея. Спальные нары – саке, служившие в дневное время столом, большой самовар в окружении чашек-пиал, искусно вытканные занавески – чашау, а также шамаиль с изречением из Корана над входной дверью – все это позволяет зримо представить быт и нравы жителей татарского села.
Интерес вызывают предметы ичежно-каляпушного промысла местных татар: затейливо украшенные бисером мужские тюбетейки и женские калфаки, а также изделия из кожи – сапоги с накладным орнаментом, подушки и другие предметы повседневного обихода в татарских семьях.
Примечательно, что сам Каюм Насыри, выросший в селе, с малых лет был приучен к физическому труду: знал столярное дело и нередко работал за верстаком. “Постигайте ремесла, учитесь приличиям” – так звучит одно из 183 наставлений просветителя, обращенных к потомкам. Читая их, трудно порой поверить, что адресованы они тем, кто жил полтора века назад. И сегодня они не утратили своего смысла и актуальны, как и в годы жизни великого мыслителя прошлого.