Главное – не громкие дела, а повседневная помощь людям

Сегодня Российская адвокатура отмечает свое 140-летие.

Автор статьи: Евгения ЧЕСНОКОВА

Сегодня Российская адвокатура отмечает свое 140-летие. О том, с какими успехами и проблемами подошла к этой дате Адвокатская палата Татарстана, рассказывает ее президент, заслуженный юрист РФ и РТ, член совета Федеральной палаты адвокатов России Людмила Дмитриевская.


– Людмила Митрофановна, как, на ваш взгляд, изменилась российская адвокатура за долгую историю своего существования? Сохранились ли сегодня какие-то традиции прошлого?


– За эти годы адвокатура прошла несколько этапов. Она существовала в буржуазной России, затем оказалась в водовороте бурных событий 1917 года, пережила суровые годы репрессий 1937 года, вместе со страной жила в развитом социализме и строила коммунизм, а теперь вновь оказалась в обществе, строящем капитализм. Конечно, она всегда имела свойственное тому или иному периоду лицо. Но во все времена была одна неизменная составляющая – это неписаные традиции, которые передавались из поколения в поколение адвокатов. Их можно кратко выразить следующим образом: береги честь адвокатского сообщества.


– Сколько человек сегодня в республике занимается адвокатской деятельностью и каков среднестатистический портрет адвоката Татарстана?


– Членами Адвокатской палаты РТ, согласно реестру, на сегодня являются 1063 адвоката. Из них 219 работают индивидуально. Создано 26 коллегий адвокатов. Самая крупная – республиканская, насчитывающая 577 человек. Кроме того, в Татарстане действуют представители Межреспубликанской коллегии адвокатов и Санкт-Петербургской объединенной коллегии, члены которых также входят в Адвокатскую палату Татарстана. Средний возраст татарстанских адвокатов – 41 год. Мужчин и женщин среди них практически поровну.


– Два года назад был принят Федеральный закон “Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации”, результатом которого и стало создание в Татарстане Адвокатской палаты. Как это сказалось на вашей практике?


– Закон закрепил гарантии независимости адвоката, его право на защиту. Теперь он не может быть привлечен к уголовной ответственности за свою позицию, высказанную на судебном заседании. Появилось понятие адвокатской тайны – это любые сведения, связанные с оказанием юридической помощи своему доверителю, включая сам факт обращения к адвокату.


– Но, в отличие от западных стран, практика повсеместного обращения к адвокатам при любых жизненных проблемах в нашем обществе пока не прижилась. Какова, на ваш взгляд, ваша роль в современном российском обществе и каковы перспективы развития адвокатской деятельности?


– Да, вы правы, и дело здесь, наверное, не в том, что у народа недостаточно развито правосознание. Россияне никогда не жили настолько богато, чтобы позволить себе роскошь иметь личного врача или адвоката. Возможно, это воплотят в жизнь люди следующих поколений. Если благосостояние людей вырастет, то вырастет и спрос на адвокатов. Но в современной России роль адвоката заключается не только в защите граждан по уголовным и в представительстве по гражданским делам. Сегодня они востребованы для обслуживания акционерных обществ, фирм, организаций, предприятий. Что же до граждан, то у нас до последнего времени до 65 процентов юридической помощи им оказывалось бесплатно. И сегодня граждане России, чей среднедушевой доход ниже прожиточного минимума, в определенных случаях, предусмотренных федеральным законодательством, имеют право на бесплатную помощь адвоката. Для этого им надо обратиться в любое адвокатское образование. Адвокаты сегодня есть в любом населенном пункте республики.


– Какие актуальные, насущные проблемы сегодня стоят перед адвокатским сообществом Татарстана?


– За последние годы их стало больше. Очень трудно адвокатура выживает в условиях повышения ставок арендной платы. Если раньше мы боролись за создание надлежащих условий приема граждан и соблюдение гарантированных государством норм – шесть метров на одного работающего, то теперь адвокаты вынуждены отказываться от аренды помещений в прежних размерах. Сегодня за одним рабочим столом размещаются по пять-шесть человек. Это не может не влиять на качество работы, которая требует внимания и сосредоточенности. К тому же это ведет к удорожанию юридической помощи для населения.


Адвокатская палата до сих пор не имеет надлежащего помещения, в связи с чем возникают трудности при организации работы квалификационной комиссии, принимающей экзамены на присвоение статуса адвоката, – у нас просто нет зала, где разместилось бы сразу 25 человек.


С другой стороны, если бы не действенная помощь руководства республики, наше становление как работающего механизма затянулось бы надолго.


– Сегодня в подавляющем большинстве вузов республики есть специальность “юрист”, из их стен ежегодно выходят тысячи студентов. Каков, на ваш взгляд, уровень подготовки этих специалистов? Есть ли отличительные особенности, характеризующие молодое поколение юристов?


– Вопрос актуальный. Я в последние годы в разных специализированных вузах Казани исполняла обязанности председателя Государственной аттестационной комиссии и имела возможность сравнивать уровень подготовки специалистов. И прихожу к выводу, что нет плохих вузов, есть плохие студенты, ответы которых могут опорочить и традиционно сильный институт. Сравнивая же сегодняшнего среднестатистического специалиста с предыдущими поколениями выпускников-юристов, сразу замечаешь такие качества, как уверенность в себе, способность находить себе место в жизни самостоятельно. Уже в студенческие годы многие будущие правоведы начинают работать в различных компаниях, фирмах, предприятиях и приобретают практические навыки, которые, очевидно, и дают им эту уверенность.


– Были ли в республике за последнее время громкие судебные дела, где решающую роль сыграл адвокат?


– Приводить какие-то конкретные случаи не позволяет адвокатская тайна, о которой мы уже говорили. Но я скажу так. Процессов, где решающую роль сыграл адвокат, в республике было много. Может, они были и не такие громкие, но для граждан, обратившихся за помощью к адвокату, весьма значимые. Здесь и переквалификация обвинения, и прекращение дел за недоказанностью, оправдательные приговоры по уголовным делам, удовлетворение исков, мировые соглашения по гражданским делам… И это, согласитесь, более весомый результат, чем выигрыш по одному громкому делу.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще