И был вначале человек

В нашей памяти еще живо крылатое выражение, бывшее прежде много десятилетий очень популярным, – “профсоюзы – школа коммунизма”.

Автор статьи: Гамира ГАДЕЛЬШИНА

В нашей памяти еще живо крылатое выражение, бывшее прежде много десятилетий очень популярным, – “профсоюзы – школа коммунизма”. До коммунизма мы так и не добрались. О школе тоже поспорить можно. Но вот то, что многие десятилетия именно профсоюзы были той инстанцией, куда шел простой рабочий для разрешения своих проблем, этого и сейчас никто оспаривать не берется. И так же не оспорить тот факт, что профессиональные союзы нефтяников, зародившиеся на заре большой татарстанской нефти, сыграли огромную роль в становлении рабочих коллективов нефтегазодобывающих управлений, начинавших родословную своих предприятий в тяжелейших условиях послевоенного восстановления хозяйства.


Особенно примечателен в этом отношении опыт НГДУ “Джалильнефть”, которое завтра отмечает свое сорокапятилетие.


Ветераны профсоюзного движения НГДУ "Джалильнефть" Геннадий Калимуллин (справа) и Анатолий ПодинЭто наша с тобой биография

– А как иначе, если вся сознательная жизнь прошла в нефтяной отрасли? – говорит Геннадий Калимуллин, с которым мы встретились в профсоюзном комитете “Джалильнефти”. – Как мне отделить биографию собственную от биографии моего предприятия, если каждый из нас сложился как личность именно здесь? Тем более, если пришел сюда деревенским пареньком, который имел самое смутное представление о промышленности и уж тем более о цивилизации вообще. И сколько было таких простых ребят из самой глубинки, для которых жизнь началась с буровой? Представьте себе ритм жизни в те годы, сорок пять – сорок лет назад. В пять утра – на работу, возвращаешься к полуночи. Так что твой коллектив – это самая что ни на есть твоя семья. И какая в ней сложится атмосфера, как будет в ней работаться – зависит от каждого из членов коллектива. Я тут могу лишь напомнить слова нашего Президента Минтимера Шариповича Шаймиева, которые он сказал в одном интервью: “Нормальная жизнь все-таки определяется не политикой и не политиками – она основывается на простых и действительно бесценных началах: на труде всласть на собственное и общее благо, на душевном отношении людей друг к другу, на крепкой и дружной семье, на материальном достатке, на бесконечном разнообразии дарований людей, их опыта, идей и умений. Ради примирения и возможности приумножения этого многообразия и существуют власть, законы, президенты, вообще политика. Все остальное делает народ сам, без политиков. Таково мое кредо. Другое меня не устраивает…” Я под каждым из этих слов подписаться готов, будто сам это сказал.


Знаете, одно дело – работать на производстве и другое – в профсоюзе. Тут ты иначе смотришь на отношения людей, на их проблемы. Не будет этих рекордных тонн и километров, не будет высоких цифр выполнения намеченного, если в погоне за ними руководитель не увидит конкретного рабочего человека. А у нас всегда, начиная с “Алькеевнефти” и до нынешней “Джалильнефти”, во главу угла был поставлен человек-труженик.


Я стал председателем промыслового комитета профсоюза НГДУ “Джалильнефть” после того, как прошел ступени профессионального роста – от рядового электрика до инженера-технолога. И потому в каком-то отношении мне было проще, чем иным коллегам. Я знал, чем живет труженик “от сохи”, но я знал и то, как работается начальству. Среднее звено возьмем. Вот хотя бы Анатолий Митрофанович Подин, который в свое время возглавлял профком НГДУ “Сулеевнефть”. Если говорить о школе, то вот у кого надо учиться.


НГДУ "Джалильнефть" - 45 летДа, Анатолий Митрофанович из тех, кто свой трудовой путь определил рано и конкретно, будто карандашом прямую линию отчертил. Сразу после школы поступил в Уфимский нефтяной институт на специальность “Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений”. А после института – прямиком в операторы по добыче нефти и газа. Это было в шестидесятые годы, только-только начинало набирать обороты вновь созданное управление “Алькеевнефть”. Молодой энергичный специалист пришелся, что называется, ко двору. Руководство сразу обратило внимание на отличительную черту Подина, которой он остался верен и по сию пору. Он всегда стремился к знаниям. Ему мало было того образовательного багажа, с которым вышел из института. Ни одна новинка в специальной литературе не проходила мимо внимания Анатолия. Иной лишние ботинки или рубашку прикупит, а этот – книгу. Может, и потому карьера молодого нефтяника складывалась так стремительно. В операторах он не засиделся. За одиннадцать лет дослужился до заведующего промыслом. Должность эта в нефтяной отрасли считается очень ответственной и весьма уважаемой.


И вот тут его судьба заложила крутой вираж.


– Я все-таки с макушки до пят – производственник, – говорит Анатолий Митрофанович. – А тут меня рекомендуют в председатели профсоюзного комитета НГДУ “Сулеевнефть”. В моих глазах это было понижение в должности. Привык быть хозяином на конкретном участке, заниматься реальным делом. А здесь… Да и, скажу честно, у нас в рабочей среде и отношение в ту пору было к профсоюзу не очень… Ну, вроде на побегушках у начальства.


Однако трудовая дисциплина для Подина была не пустым звуком. И за дело он взялся с таким же энтузиазмом, с каким вступал на свои предыдущие должности. Первым делом обложился литературой.


– Есть такой английский физик-теоретик Стивен Хокинг. Так он сказал: “Если мы понимаем, что нельзя помешать науке и технике изменить мир, мы можем, по крайней мере, попытаться сделать так, чтобы эти изменения шли в правильном направлении”, – замечает Анатолий Митрофанович. – Но тут важно выбрать вектор движения. Можно гнаться за баррелями нефти, забыв о тех, кто стоит у качалок, а можно обеспечить достойные трудовые условия тем, кто вкалывал на этих скважинах. И тогда будет результат, за который никому не придется краснеть.


Наша справка: НГДУ “Джалильнефть” – самое крупное нефтедобывающее управление среди структурных подразделений ОАО “Татнефть”. Здесь трудятся 4749 человек. Членами профсоюза являются 6901 человек, в этом числе более двух тысяч – пенсионеры.


Профсоюзы – школа жизни

– Так-то оно вернее будет, – замечает Геннадий Калимуллин. – Любая профсоюзная организация, будь то профком НГДУ “Сулеевнефть”, который возглавлял Подин, или промысловый комитет профсоюза НГДУ “Джалильнефть”, где работал я, – это организация, созданная в первую очередь для того, чтобы защитить интересы трудящихся, создать условия для их достойного существования. Вспоминаю время, когда к нам пришел начальником управления Шафагат Фахразович Тахаутдинов. Это был конец семидесятых – начало восьмидесятых годов. Продуктов в магазине – шаром покати. Посмотрел он на это и как отрубил: “Первым делом надо людей накормить”. Не от хорошей жизни занялись мы тогда подсобными хозяйствами. Одному Тахаутдинову ведомо, сколько порогов он обил, чтобы поставить на ноги сельскохозяйственный цех. Знаете, у нас в Джалиле даже пекарни своей не было в ту пору! Не давали строить, мол, куда вам пекарню на такой маленький поселок. И возили хлеб из Азнакаева, из Альметьевска. Свежий нам, ясное дело, уже не доставался. К тому же, если припомнить те времена, ситуация была и на производстве сложнейшая. Добыча нефти по-шла на спад. И он пришелся на период работы начальником НГДУ Тахаутдинова. Обстановка на производстве хуже некуда, в поселке – пустые магазины. Как быть? Люди-то не виноваты, они как трудились в полную силу, а иначе мы и не умели, так и продолжали трудиться. И вот тут большая нагрузка легла на профсоюзы. Нужно было разъяснять, какие меры предпринимаются руководством для исправления ситуации. Но люди и сами видели, сколько делается для них. Взять те же детские садики. Ну нет их в титулах стройки. Но Тахаутдинов нашел выход. Где пристрой к зданию сделали, где его расширили… Остроту проблемы сняли сразу.


– То сегодня хорошо, что пришло понимание: не все было так плохо в нашем социалистическом Отечестве, – добавляет Анатолий Подин. – Вот Геннадий Хамзович рассказывал о том, как профсоюзы в тяжелые “карточные” годы распределением продуктов занимались. А ведь на их плечах была еще и культмассовая работа, организация досуга. Думаете, это мало значило для молодых, кипящих энергией нефтяников?


Как-то мы с ветеранами разговорились о прошлом нашего НГДУ. О том, как становился коллектив, как закладывались традиции. И сошлись во мнении, что профсоюзы всегда играли важную роль в жизни предприятия. Даже такой момент взять: поселок Джалиль создавался на пустом месте. Строился он изначально со всей социальной инфраструктурой. Даже в самые тяжелые годы мы старались обеспечить рабочих квартирами, детскими садами. А сейчас, я считаю, поселок заново родился. Как-то еду в поезде с латышской семьей, начал рассказывать о нашем Джалиле, так они, по-моему, так и сошли с поезда, не поверив мне. Как, мол, так – в российской глубинке, в крошечном рабочем поселке, свои ледовый дворец, музыкальная школа, спортивные залы, хоккейный корт, бассейн и многое другое?


Наша справка: В профсоюзном комитете НГДУ “Джалильнефть” тридцать три человека. В его структурном подчинении – двадцать девять цеховых комитетов, 198 профгрупп, в которых пятьдесят шесть групоргов имеют высшее образование. Работают шесть постоянных комиссий.


Будущее – за молодыми

– Не думаю, что сегодня работать легче, чем это было сорок лет назад, – говорит Анатолий Подин. – Просто сейчас иные требования, более высокие и жесткие. Как по отношению к производству, так и по отношению к специалистам. Я начинал работать в шестидесятом году. Тогда “Татнефть” сконцентрировала на наших площадях все три конторы бурения. За год мы вводили в эксплуатацию до ста восьмидесяти скважин. Можно представить, что там творилось. На одной территории работает три-четыре десятка буровых станков, одновременно ведется строительство нефтепроводов, газопроводов, монтаж нефтяного оборудования, линии электропередачи. Оборудование таскали вручную на санях. И при всем этом – полное отсутствие дорог, пунктов питания или обогрева. Бывало, за весь день только и съешь промерзший кусок хлеба с кусочком сала. Ритм напряженнейший. Только за моими плечами шестьсот пущенных скважин.


За четыре десятилетия управлением сделано немало по части созидания. Дороги есть и в самый медвежий угол, обустроен быт рабочих. Но более всего радует то, что у нас много молодежи, умной, энергичной. И в профсоюзы пришли такие же ребята, которыми можно только гордиться.


– А вы знаете, что именно в “Джалильнефти” сегодня самая сильная молодежная организация? – обращается к нам Геннадий Калимуллин. – В девяносто первом повесили замок на двери комитета комсомола. И вся работа замерла. Год прошел, другой. Посмотрели, нет, так дело не пойдет. Возродили молодежное движение. Ведь наша молодежь не только работает от души, но и отдыхать хочет красиво, с умом. Что очень важно, начинания молодых поддерживаются. В самом управлении идет постоянное омоложение кадрового состава, много внимания уделяется культурно-массовым и спортивным мероприятиям. Этот год у нас объявлен годом здоровья, и в спортивное движение включился практически каждый работник. Это и активный спорт, и спортивно-развлекательные игры, молодежные состязания. Значение таких мероприятий огромно. Так и создается общность людей, для которых коллектив – не пустой звук. Так воспитываются молодые рабочие, за которыми – будущее предприятия.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще