ФАС уполномочена заявить…

За последние годы наши сограждане привыкли к регулярному росту тарифов на энергоносители настолько, что уже давно относятся к этому как к неизбежному злу.

Автор статьи: Артем СУББОТКИН

За последние годы наши сограждане привыкли к регулярному росту тарифов на энергоносители настолько, что уже давно относятся к этому как к неизбежному злу. Однако последний предновогодний скачок цен на горючее в какой-то степени стал знаковым. И в первую очередь для сельчан. Еще никогда цена литра солярки, долгие годы считавшейся одним из самых дешевых видов горючего, не превышала стоимости литра бензина…

Телефонный звонок в редакцию раздался спустя несколько дней после того, как на автозаправочных станциях поменялись ценники. Абонент на другом конце провода представился фермером одного из хозяйств республики и сообщил, что инициативная группа его единомышленников – владельцев частных подворий и фермерских хозяйств – готова провести акцию протеста у стен Казанского Кремля, подогнав свои комбайны, чтобы привлечь внимание власти к росту цен на горючее. По словам звонившего, пойти на этот крайний шаг его товарищей заставила та безнадежная ситуация, которая сложилась на рынке нефтепродуктов. А буквально на следующий день после этого звонка было обнародовано постановление Кабинета Министров РТ №784 от 29 декабря "О мерах государственной поддержки агропромышленного комплекса в 2008 году".

Без поддержки село не оставят

Правительство республики не бросит на произвол судьбы своих кормильцев и поильцев – тружеников сельской нивы. Об этом можно судить по тем объемам финансирования, которые выделят в этом году из республиканского бюджета на поддержку предприятий агропрома. Всего на эти цели в 2008 году предусмотрено 2675 миллионов рублей по различным направлениям и отраслям сельского хозяйства. В том числе субсидии на возмещение расходов сельхозпроизводителей по приобретению ими не только горюче-смазочных материалов, но и на затраты, связанные с закупкой сложных минеральных удобрений, средств защиты растений. Ожидается также господдержка и по другим отраслям сельского хозяйства, в том числе и для животноводческих племенных хозяйств.

Но главное – это субсидии на возмещение части затрат на приобретение дизельного топлива, которое необходимо для проведения весеннего сева. Только на эти цели сельчанам выделят из бюджета 380 миллионов рублей. Половину этих средств, как заверил заместитель министра сельского хозяйства РТ по инженерно-технической политике Тальгат Тагирзянов, сельчане уже получили. Оставшуюся часть хозяйства получат по завершении работ предстоящей посевной кампании.

Помощью государства смогут воспользоваться не только крупные сельхозформирования и агрохолдинговые компании, но и мелкие и средние крестьянские и фермерские хозяйства.

Как видим, руководство республики не оставило сельчан один на один с их проблемами. И все же принятое постановление успокаивает лишь отчасти.

А цены все выше, а цены все круче…

Затраты на солярку и ГСМ – основная статья расходов в период подготовки к весенне-полевым работам. Их доля в себестоимости сельскохозяйственной продукции, и прежде всего в себестоимости продукции растениеводства, весьма ощутима. И хотя закупочные цены на зерно в прошлом году выросли, после очередного предновогоднего взлета цен на солярку себестоимость продукции полей и ферм тоже поднимется. Затраты на обработку каждого гектара пашни неизбежно возрастут. И здесь уже никакие энергосберегающие технологии, никакие суперсовременные посевные комплексы, позволяющие экономить горючее, не помогут. А тут еще и цены на отдельные сложные удобрения выросли почти в два раза. Конечно, если руководство республики найдет способ каким-то образом компенсировать затраты сельчан на приобретение ГСМ и сложных удобрений накануне посевной, провести сев удастся без осложнений и в срок.

Повышение цен на дизельное топливо больно ударит по всем сельским товаропроизводителям. Но если крупные холдинговые компании еще как-то сумеют выйти из положения за счет своих оборотных средств, то мелкому и среднему сельхозпроизводителю придется особенно туго. Между тем в собственности фермеров сегодня находится свыше 400 тысяч гектаров земли, а доля зерна, произведенного ими в минувшую страду в валовом сборе урожая, превысила 13 процентов. И кто знает, не окажутся ли под угрозой ухода в залежь десятки гектаров татарстанской пашни. И только из-за того, что нынешние цены на горючее для тракторов и комбайнов фермеру просто не по карману?

А ведь такое уже было лет пять назад. Тогда на помощь селу пришли инвесторы, распахав и вновь вернув в севооборот десятки гектаров пустующей пашни. Однако дальнейшее повышение цен на бензин и, главное, на солярку, несомненно, негативно отразится и на деятельности крупных стратегических инвестиционных компаний, пришедших на село. Уже сегодня в их среде наблюдается определенное разочарование. И как знать, не послужит ли очередное повышение цен на основной вид "сельского топлива" сигналом к свертыванию деятельности инвесторов на селе.

Кому это выгодно?

Не нужно быть семи пядей во лбу, чтобы понять: в повышении цен на нефтепродукты заинтересованы крупные компании, которые занимаются их производством и реализацией. При этом каждому понятно, что если "короли бензоколонок" повысят цены на бензин премиум-класса марки АИ-95, на который приходится лишь десятая часть расходуемого в республике топлива, то больших сверхприбылей они не получат. Другое дело – солярка, без которой хлеборобу ни вспахать, ни взборонить, ни засеять. За год в Татарстане расходуется более миллиона тонн дизельного топлива, и прибыль от его реализации при повышении цены превысит все ожидания тех, кто сегодня держит руку на топливном кране. А вот сельчанам придется туже затянуть пояса…

Есть ли у государства рычаги для регулирования цен на рынке нефтепродуктов? Этот вопрос я задал заместителю руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы РТ, начальнику отдела антимонопольного комитета Олегу Булгакову.

– Если рассматривать проблему в масштабах России, то основная причина повышения цен на дизтопливо – рост оптово-отпускных цен предприятий-производителей, которые в большинстве своем расположены за пределами Татарстана, – говорит Олег Михайлович. – Единственный производитель дизельного топлива у нас в республике – ОАО ТАИФ НК – Нижнекамский нефтеперерабатывающий завод, где за 11 месяцев прошлого года произведено более миллиона тонн дизельного топлива, из которых в республику поставлено более 305 тысяч тонн летнего и чуть более 31 тысячи тонн зимнего дизельного топлива. При этом доля горючего, произведенного в Нижнекамске, на татарстанском рынке составляет только 40 процентов. Остальное завозится из-за пределов республики.

В настоящее время Управлением ФАС РТ проводится детальный анализ по структуре затрат и себестоимости топлива, производимого Нижнекамским НПЗ, поскольку объемы производства значительны и предприятие вполне могло бы обеспечить республику необходимым количеством той же солярки.

При этом следует обратить внимание на достаточно большое количество топлива, вывозимого из нашей республики. Но это уже не компетенция антимонопольной службы. Вопрос о недопустимости массовой утечки горючего за пределы Татарстана накануне посевной кампании, несомненно, должен решаться на уровне Правительства.

– Уже по предварительным результатам нашего анализа, – продолжает Олег Михайлович, – гораздо больше топлива, произведенного в Нижнекамске, могло бы оставаться в республике.

– Могло бы! Однако этого не происходит…

В подобной ситуации возникает вопрос: для кого же строился нефтеперерабатывающий завод в Нижнекамске, если тонны татарстанской солярки вывозятся в соседние регионы, в то время как свои сельхозпроизводители вынуждены закупать ее по завышенным ценам?

 Нарушителей – к ответу

Между тем есть в арсенале ФАС и более действенные меры борьбы с монополистами.

– Если установлено, что какое-то предприятие занимает доминирующее положение на рынке, оно включается в особый реестр и с данного момента каждый его шаг отслеживается антимонопольными органами самым пристальным образом, – поясняет Олег Михайлович. – Наша служба контролирует большую часть сделок и соглашений таких компаний. И если в действиях тех или иных предприятий, необоснованно повышающих цены на свою продукцию, будет усмотрено и доказано нарушение Закона "О защите конкуренции", меры не заставят себя ждать. Нарушителю может быть вынесено официальное предписание о снижении цен или применены штрафные санкции. В отдельных случаях речь может идти об уголовной ответственности и дисквалификации руководителя компании.

Не оставила ФАС без внимания и последнее повышение цен на дизтопливо. В частности, Управлением ФАС Волгоградской области возбуждено дело по признакам нарушения части 1 статьи 10 Закона "О защите конкуренции" в отношении компании ООО "ЛУКойл-Нижневолжскнефтепродукт" в связи с повышением оптовых цен на автомобильное топливо. Как установили антимонопольщики, в течение прошлого года оптовые цены "ЛУКойл-НВНП" практически приблизились к розничным, а разница между оптовой и розничной ценами за год сократилась с 3 рублей 28 копеек до 15 копеек. В случае доказательства нарушения антимонопольного законодательства компании грозит штраф в размере 0,15 процента выручки от реализации дизтоплива.

Подобные случаи не единичны. В феврале этого года в Ставропольском крае по факту ценового сговора привлечены к ответственности и оштрафованы структуры Роснефти и "ЛУКойла", синхронно повысившие цены на бензин и дизельное топливо. Кстати, по новому законодательству штрафы, взыскиваемые с компаний-нарушителей, могут достигать 4 процентов их годовой выручки. Так что в руках ФАС – действенное оружие против монополистов.

Правда, как объяснили мне в УФАС РТ, эти меры не коснулись татарстанских компаний, взвинтивших цены на "горючку", поскольку не имеют вертикально интегрированной структуры, включающей в себя сырье, переработку и реализационную сеть, а потому доказать наличие ценового сговора здесь довольно сложно. Впрочем, это вовсе не значит, что антимонопольная служба не предпринимает превентивных мер против господ монополистов. Еженедельно ведется мониторинг рынка нефтепродуктов, сведения о повышении цен в разных регионах отслеживаются и анализируются. В любом случае, если вина "бензиновых королей" в нарушении антимонопольного законодательства будет доказана, от ответа им не уйти.

 
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще