До вершины высокой, поросшей ежевичными зарослями горы нам пришлось добираться своим ходом, оставив машину внизу, у самого подножья. Котловская шишка – самое высокое место не только в Елабужском районе, но и на всей Каме – сто пятнадцать метров над уровнем речной глади. Взобравшись на самую вершину, перевожу дыхание, оглядываю раскинувшиеся внизу камские просторы.
Лодки с рыбаками кажутся отсюда совсем маленькими, словно игрушечными. Противоположный берег – как на ладони. Если смотреть на него в двенадцатикратный бинокль, можно увидеть, как хозяйки квартир нижнекамских многоэтажек развешивают белье на балконах. Кама с этой точки просматривается на восток и запад на много километров. И далеко не случайно кочевники-булгары, пришедшие на эти земли в VIII веке, сразу же оценили выгодное стратегическое расположение «шишки», обустроив на ней свой наблюдательный пункт. Со временем он стал пограничным форпостом на северо-восточных окраинах Волжской Булгарии.
ОГНИ НА КУРГАНАХ
Отсюда, с высоты крутояра, много веков назад смотрели на суда, проплывавшие по реке Чулман (так в древности называли Каму), булгарские воины, опираясь на древки своих длинных боевых копий. А в случае опасности разводили на вершине горы огромный костер, пламя которого хорошо было видно издалека. Так, благодаря системе «огневой» сигнализации, древние обитатели здешних мест заранее предупреждали друг друга о приближении вражеских войск. Неприятель едва успевал подойти к крепости, охватив ее плотным кольцом своих войск, а в главных городах Булгарии уже знали о его вторжении и собирали воинов, отправляя отряды на выручку осажденным.
Судя по находкам, окрестности Котловской шишки были обитаемы задолго до прихода на эти земли булгарских племен. В свое время археологи обнаружили здесь целых два старинных городища. Самое древнее из них относится к середине первого тысячелетия нашей эры.
Впервые археологические раскопки проводились здесь в конце XIX столетия казанскими историками Александром Спицыным и Филиппом Нефёдовым. В советские годы работали археологические экспедиции Анны Сбруевой, а позже здесь копал «отец» татарстанской археологии Альфред Халиков. Находили в основном фрагменты керамических сосудов и следы крупных кострищ, старинные женские головные украшения, пуговицы из меди и бронзы, рыболовные крючки…
Но, похоже, главные находки у ученых еще впереди – значительные площади двух городищ в окрестностях села Котловка пока еще тщательно не обследованы.
БУРЛАЦКАЯ СТОЯНКА
В более поздние времена, в «бунташном» XVII веке, холм облюбовали разбойные люди – беглые крестьяне, променявшие безрадостную долю крепостного рабства на камскую вольницу. Кама в те неспокойные времена кишела ушкуйниками – речными разбойниками. До сих пор среди местного населения ходит немало рассказов о сундуках, набитых монетами, запрятанных в укромных прибрежных гротах, о закопанных на песчаных островках сокровищах. Искать их принимались неоднократно, однако о найденных кладах я не слышал.
Название села, расположенного восточнее «шишки», в низине на камском берегу, по одной версии, связано с гигантской котловиной, в которой первые поселенцы ставили свои избы.
По другой версии, здесь находилась стоянка бурлаков, тянувших по матушке-Каме купеческие баржи с товарами. Здесь, на берегу, останавливались они на ночевку. Весело трещали в огне сухие деревянные сучья, аппетитно булькал в большом закопченном котле кулеш – бурлацкая каша. А усталые от лямки изголодавшиеся артельщики разминали затекшие мышцы, степенно, не торопясь рассаживались вокруг костра на прибрежные камни, крестясь, доставали из-за пазух деревянные ложки, неторопливо принимаясь за трапезу…
В КОТЛЕ ГРОЗНЫХ СОБЫТИЙ
С тех далеких пор немало воды утекло в красавице-Каме. Котловские берега были свидетелями грозных событий. В годы Гражданской войны село оказалось в самом центре боевых действий: здесь гремели залпы и рвались снаряды. Красные отряды комдива Азина при поддержке революционных матросов Волжской флотилии с боями наступали со стороны Мамадыша на захваченную колчаковцами Елабугу.
В окрестностях немало могил времен Гражданской. Одна из них находится в Котловке за алтарем старинной заброшенной церкви – здесь нашли свой последний приют шестеро красногвардейцев, погибших при наступлении.
Храм Ильи-пророка, построенный в XIX веке, закрыли в тридцатые годы прошлого века, в разгар «безбожной пятилетки». Долгое время здесь размещались зерносклад и колхозная мельница – до сих пор в помещении полуразрушенного храма лежат огромные круглые каменные жернова.
И сегодня помещение храма выглядит довольно мрачно – проржавевшая кровля, осыпавшаяся роспись на стенах, пустые проемы дверей и окон. Но как знать, может, со временем восстановят поруганную святыню. И вновь поплывет над светлыми камскими водами торжественный колокольный перезвон.
ПОДДАННЫЕ ХАНА КУЧУМА
Года два назад я познакомился в Котловке с местным жителем Леонидом Кучумовым. Помню, тогда меня сразу же привлекла его необычная «историческая» фамилия.
– Мои предки по отцу – сибирские татары, подданные хана Кучума, переселенные сюда после покорения Ермаком Сибирского ханства, – утверждает он. – Так мой далекий прапрадед оказался на этих берегах. Деда по отцу я помню хорошо – у него обличье было татарское: скуластое лицо, карие, чуть раскосые глаза, смоляные усы скобкой…
Кстати, возле соседнего села Свиногорья есть место, которое жители называют Широким логом. Там, по утверждению историков, находилось зимовье, где казаки Ермака готовились покорять землю сибирскую. Археологи обнаружили здесь остатки землянок, оружие и старинные вещи.
– Мой дед Василий в царское время был сельским старостой в течение двух лет, – вспоминает Леонид Семенович. – Раньше через Котловку и Свиногорье почтовый тракт проходил. Однажды зимой двое местных парней остановили сани на лесной дороге. Угрожая ружьем, хотели отнять деньги. Да только почтарь не из пугливых оказался: выхватил револьвер, пальнул в воздух – те и разбежались. Почтарь довез почту, а о произошедшем доложил старосте. Вскоре по приметам в правление мужики доставили сперва одного из разбойников, затем другого…
Били их всем миром – насилу удалось утихомирить разошедшуюся толпу. Надо думать, после такого «урока» желание выходить темной ночкой на большую дорогу с кистенем за пазухой у них больше не возникало.
И ЗАЦВЕТУТ САДЫ…
Колхоз в Котловке пытались создать еще в 1929 году, однако местные жители наотрез отказывались в него вступать. «Нам пахать и сеять не с руки, – говорили они. – Сама Кама нас испокон веков кормит…»
Однако колхоз все же создали, объединив два села – Котловку и Свиногорье. Занимались не только молочным животноводством, но и садоводством – на южных склонах от самой околицы вплоть до родника, который местные зовут Гремячим ключом, тянулись тенистые яблоневые сады.
Сегодня от них остались одни воспоминания. После того, как в начале девяностых «кончили» колхоз, на котловские земли пришли нефтяники, основав подсобное хозяйство. Однако просуществовало оно лишь до конца девяностых – вскоре у новых хозяев возникли финансовые проблемы, и они свернули деятельность.
Придет ли сюда настоящий хозяин в лице крупного инвестора или фермера, возродят ли они село? Тогда, глядишь, и буренки на местных фермах замычат, и пятачки в свинарниках захрюкают. А там – как знать, может, воссоздадут знаменитый яблоневый сад возле Гремячего ключа.
Пока об этом жителям Котловки остается лишь мечтать…