Шепчите миру о любви

Казань может стать евразийским центром театральной культуры
По меньшей мере, последние лет двадцать театр был вне политики, он жил по своим законам и самозабвенно творил свою реальность, время от времени получая упреки в «оторванности от жизни». Но ситуация меняется на глазах. И дело не только в отдельных постановках, которые с пугающей регулярностью оказываются в центре политических скандалов.

Автор статьи: Ольга КРУЧИНА

Фото: Коллаж Олега ПЕПЛОВА

information_items_10121963

Казань может стать евразийским центром театральной культуры

По меньшей мере, последние лет двадцать театр был вне политики, он жил по своим законам и самозабвенно творил свою реальность, время от времени получая упреки в «оторванности от жизни». Но ситуация меняется на глазах. И дело не только в отдельных постановках, которые с пугающей регулярностью оказываются в центре политических скандалов.

Речь прежде всего идет об особой миссии театра, которую он берет на себя в условиях, когда мир, еще вчера воспринимаемый нами как глобальный и единый в своем многообразии, начинает разъединяться по самым различным поводам и того гляди скатится в пропасть… Именно в такое неспокойное время живем мы, и в этом контексте совершенно по-новому воспринимается идея международного театрального форума «Науруз», с 1998 года получившего постоянную прописку в столице Татарстана. Впрочем, лучше и точнее об этом сказал на открытии нынешнего фестиваля руководитель Международного театрального центра ЮНЕСКО Akt-Zent Юрий Альшиц: «Театр – это знак, который противостоит тенденции разъединения народов. Для меня ваш фестиваль – это знак того, что все мы в разных концах земного шара все равно вместе на одной планете. То, что делает Казань, Татарстан, – это больше, чем фестиваль, это манифест театра».

В этом году впервые в рамках «Науруза» прошла международная конференция «Вектор развития театра: Восток – Запад», которая стала знаковым событием как для самого фестиваля, так и всего театрального сообщества Евразии. Здесь не было докладов в привычном понимании этого слова, как не было и политических заявлений, но именно в контексте дискуссии о «театре будущего» участники конференции – известные театральные деятели Германии, Швеции, Ирана, Казахстана и России – попытались обозначить свою позицию по отношению к новым вызовам времени.

МАНИФЕСТ «ТЕАТРАЛЬНОЙ ВСЕМИРНОСТИ»

«Мы живем в переломное время. События, которые сегодня происходят в мире, приравниваются философами к переходу от одной цивилизации к другой. Мир превращается в „одну большую деревню“. Причем эти процессы настолько стремительны, что точка невозврата уже пройдена. И мир, прежде чем объединиться, будет очень уязвим», – высказал свою точку зрения Юрий Альшиц.

С тем, что процесс глобализации необратим, согласен и профессор Российской академии театрального искусства известный шекспировед Алексей Бартошевич. По его словам, «рождается тип искусства, а также тип художника, которые принадлежат всему человечеству». И данный процесс становления «театральной всемирности» опирается на глубинное единство культурных традиций разных народов.

  • Рустам МИННИХАНОВ: Благодаря фестивально-образовательному движению «Науруз» Татарстан и Казань обретают статус одного из ведущих театральных центров (из приветствия участникам и гостям фестиваля)

Неожиданным подтверждением этого тезиса стал своеобразный шорт-лист «Науруза-2015», составленный по отзывам известных театральных критиков. Так вот, по их мнению, одним из лучших на нынешнем фестивале стал спектакль Киргизского молодежного театра, поставленный режиссером из Таджикистана по роману «Плаха» Чингиза Айтматова, который сам себя называл «человеком мира».

Гость из Ирана – доктор искусствоведения, профессор Ардешир Салехпур затронул на конференции, пожалуй, самый болезненный для большинства присутствующих вопрос: как в условиях глобализации сохранить национальную самобытность театра? «Всех сейчас занимает европейский, авангардный театр. У нас в Иране он тоже преобладает, и из-за этого мы многое утратили», – констатировал господин Салехпур. По его словам, в традиционном иранском театре все просто и символично. Нет даже занавеса, все происходит на глазах у зрителей, которые сидят вокруг сцены и знают значение каждого символа. Главное в иранском театре – именно эта магия круга, которая дает ощущение сплоченности и единства. «Я не говорю, что мы должны вернуться к этому, но театр должен развиваться с оглядкой на то, что было оставлено предыдущими поколениями», – отметил иранский театральный деятель и напоследок вспомнил древнее персидское двустишие: «Две грозди винограда думали друг о друге // И стали вином…»

«Конечно же, важно помнить и изучать свою культуру, традиции. Однако я убежден, что самые углубленные исследования в этом направлении приведут к выводу, что между нами гораздо больше общего, чем мы думаем, – высказал мнение режиссер и педагог из Швеции Петер Оскарсон. – Сейчас вопрос стоит ребром: выживет человечество или нет… И потому важно не то, что нас отличает, а то, что может объединить. Театр должен стать аркой над озером и шептать миру о любви». (По словам шведского гостя, этот образ ему навеяла прогулка по Казани и знаменитая арка влюбленных в парке «Черное озеро».)

«НАУРУЗ» ДЕРЖИТ ПАУЗУ

Одним из модераторов конференции выступил художественный руководитель фестиваля «Науруз» Фарид Бикчантаев. По его мнению, такой разговор давно назрел и очень ценно, что он все-таки состоялся. После него и сам «Науруз» уже вряд ли останется прежним, считает главный режиссер Татарского академического театра.

«Мы чувствовали, что фестиваль превращается в некий конвейер, – признался Бикчантаев в беседе с нашим корреспондентом. – Мы встречали-провожали гостей, отчитывались о проделанной работе и при этом никогда не говорили о том, чем, собственно, мы все занимаемся? Куда идет театр? Куда движется мир? О том, наконец, каким будет «Науруз» завтра? Честно говоря, я и сейчас этого не знаю, но тот разговор, который состоялся на конференции, надеюсь, даст некий импульс к размышлению и размыканию взглядов – где-то   консервативных, где-то   зашоренных… Безусловно, фестиваль будет жить, развиваться, но прежде, считаю, надо выдержать паузу, сделать остановку для переосмысления каких-то вещей».

«Такой аудитории не было ни на одном фестивале, – соглашается Юрий Альшиц. – Все, что до этого было на «Наурузе» – просто подготовка, знакомство с театрами, городом. А сейчас появилось уже более определенное желание искать какую-то новую форму исследования Востока и Запада как возможного вектора развития современного театра. Не только открывать новые имена режиссеров, драматургов, не только опробовать новые технологии, но и влиять на какие-то глобальные процессы. Я много езжу по миру и со всей ответственностью могу заявить, что Казань – это именно та точка, где такой «межцивилизационный» диалог возможен. Почва для него подготовлена здесь исторически, к тому же театры в Казани в хорошем смысле «прикормлены», в том числе благодаря «Наурузу». Организационно мы это пока не обсуждали, но я уверен, что столице Татарстана вполне по силам стать центром евразийского театрального мира».

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще