К 25-летию вывода советских войск из Афганистана
Опять тревога, опять мы
ночью вступили в бой.
Когда мой дембель,
я мать увижу и дом родной?
Когда забуду, как полыхают
в огне дома?
Здесь в нас стреляют,
здесь, как и прежде, идет война…
Офицеру запаса, профессору Института истории Казанского федерального университета Альберту Бурханову слова этой самодеятельной песни близки, как и многим воинам-интернационалистам, чья молодость опалена огнем Афганистана. И хотя минуло уже 25 лет со дня вывода советских войск с территории этой страны, память о войне поныне жива в сердцах. Эта память – в блеске орденов и медалей, которые они надевают 15 февраля, ее можно прочесть на мужественных лицах вчерашних бойцов.
Черно-белые снимки помогают вернуться в то далекое уже прошлое. Молодым солдатом-срочником вчерашний студент Альберт Бурханов впервые вступил на афганскую землю. Подразделение, в котором он нес службу, занималось строительством дорог, мостов и переправ, перевозкой грузов. Однако нередко приходилось участвовать и в боевых действиях, о чем свидетельствуют награды, бережно хранимые Альбертом Ахметжановичем.
Медаль «За отвагу» он получил за бой, навязанный душманами нашей автоколонне, продвигавшейся через горный перевал. В течение нескольких дней ребята автоматным огнем отражали атаки. Вышла из строя рация, на руках оставались небольшой запас воды и скудный сухой паек. Казалось, помощи ждать неоткуда. И все же продержались до подхода наших, хотя и понесли потери.
О подробностях того боя, как, впрочем, и о других подобных эпизодах, Альберт Ахметжанович рассказывает довольно скупо. А вспоминая, как не раз сопровождал на родину «груз 200» – цинковые гробы с телами погибших – горестно вздыхает. Чувствуется, что даже сегодня ему, отдавшему службе в Афганистане четыре года и прошедшему нелегкий путь от рядового до офицера, тяжело вспоминать о боевых товарищах, навсегда оставшихся двадцатилетними.
Был он и свидетелем потерь иного рода. Ведь в огне той войны нередко гибли и уникальные исторические памятники.
– Помню, когда мы стояли в Кабуле, получили приказ разминировать и обыскать дворец Хафизуллы Амина, в котором позже разместился штаб наших сил, – вспоминает Бурханов. – Тогда резиденция афганского лидера еще стояла пустой, с выбитыми окнами и следами недавнего штурма. И вот в одной из комнат я наткнулся на средневековые рукописи и книги на арабском и на фарси. Сообразив, что это редкие и весьма ценные вещи, я тут же передал находку офицеру из особого отдела, попросив отправить в Ташкент для дальнейшего изучения. Тот обещал помочь, но, судя по тому, что находка так нигде и не «всплыла», сделать ему это не удалось.
В другой раз при рытье траншей в окрестностях покинутого кишлака солдаты обнаружили кувшин с древними серебряными украшениями и монетами. Судьба этой находки, которую тут же отнесли в штаб, тоже неизвестна: артефакты исчезли при невыясненных обстоятельствах…
Сегодня Альберт Ахметжанович Бурханов читает студентам лекции по истории Востока. При этом Афганистану уделяет особое внимание. И это понятно. Ведь ему пришлось пройти по огненным афганским дорогам долгий и нелегкий путь.
На днях воин-интернационалист Альберт Бурханов вместе с другими «афганцами» был награжден юбилейной медалью «25 лет вывода советских войск из Афганистана», учрежденной Комитетом по координации совместной деятельности ветеранских объединений, возглавляемым Героем Советского Союза генералом Борисом Громовым. Поздравляем!