Наедине со всеми

В кинотеатре «Родина» начались конкурсные показы VIII Казанского международного фестиваля мусульманского кино.

Автор статьи: Ольга КРУЧИНА

information_items_68467

В кинотеатре «Родина» начались конкурсные показы VIII Казанского международного фестиваля мусульманского кино.

Как всегда, самое пристальное внимание не только жюри, но и зрителей приковано к программе полнометражного игрового кино, тем более что нынче в конкурсе художественных фильмов участвует и татарстанская лента – драма режиссера Фарида Давлетшина «Собака». Наряду с ней на главный приз VIII КМФМК претендуют еще десять картин, созданных кинематографистами Ирана, Турции, Франции, Индии, Казахстана и других стран.

Думается, справедливо будет начать наш обзор с представления иранских фильмов, которые неизменно участвуют в фестивале мусульманского кино и лидируют по числу наград. Режиссер фильма «Кусок сахара» Реза Миркарими убежден, что иранский кинематограф стал востребован во всем мире прежде всего благодаря тому, что, в отличие от западных фильмов, он уделяет внимание простым историям, наполненным глубоким смыслом. Один из фильмов самого Миркарими так и называется – «Проще простого». В 2008-м эта лента была удостоена главного приза Международного московского кинофестиваля – золотого «Святого Георгия». И в том же году Реза Миркарими впервые принял участие в казанском кинофоруме в качестве члена жюри. В своем новом фильме режиссер повествует о быте, традициях и нравственных устоях большой иранской семьи, которая собралась в родительском доме, чтобы помочь матери в приготовлениях к свадьбе младшей из сестер Пасанд. Но всеобщая радость омрачается смертью дяди, главы этого дома, который был опорой всей большой семьи. Эксперты отмечают: «Фильм вдумчивый и созерцательный, по-восточному лаконичный и в то же время наполненный эмоциями… как будто специально замедленные сцены дают возможность просто насладиться теплом и уютом этого дома где-то  в далеком и прекрасном Иране, проникнуться мыслями и чувствами молодой Пасанд и ее семьи, стать таким же жителем этого дома…»

В конкурсе игрового кино Иран представлен также комедией «Мужчинам вход запрещен» (режиссер – Рамбод Джаван), сюжет которой перекликается с нашим «Служебным романом»: директриса школы для девочек категорически не приемлет педагогов-мужчин, но обстоятельства складываются так, что у нее нет выбора, и однажды убежденная мужененавистница приходит на работу в образе не всем привычной фурии, а привлекательной женщины… Кстати, главную мужскую роль в фильме исполнил один из самых обаятельных иранских актеров Реза Аттаран.

В комедийном жанре сделан и фильм «Верхний этаж. Левое крыло» (Франция – Люксембург), но в данном случае героем комедии является террорист. Правда, на самом деле он мелкий наркодилер и лишь по недоразумению его принимают за террориста, но парень не теряется. Он берет заложника и выдвигает требования. С ним ведут переговоры серьезные дяди, на него нацелены фото- и телекамеры… И герою, похоже, все это безумно нравится, ведь он так мечтал о славе! Фильм Анджело Чанчи (уроженца Сицилии, ныне живущего во Франции) – о страхе западного общества перед мусульманами, почти в каждом из них европейцы готовы увидеть террориста. Но сам факт, что европейский режиссер находит в себе силы не только это признать, но и говорить на столь болезненную тему с юмором, обнадеживает.

Взглянуть на западное общество глазами алжирского иммигранта предлагает фильм канадского мастера Филиппа Фалардо «Месье Лазар». Бахир Лазар получает в Монреале работу учителя младших классов — ему приходится заменить трагически погибшую учительницу, почему-то решившую свести счеты с жизнью чуть ли не на глазах у детей. Герой Мохаммеда Феллага старается помочь им оправиться от шока и обрести душевное равновесие. В самой же школе никто ничего не знает о прежней жизни Бахира: ни то, насколько драматична его собственная судьба, ни то, что он может быть депортирован из страны в любую минуту. «Месье Лазар» был признан лучшим канадским фильмом 2011 года.

Название казахстанской ленты «Риелтор» (режиссер – Адикхан Ержанов) подсказывает сюжет фильма – о купле-продаже недвижимости. Подсказка верная, но обманчивая. Тридцатилетний оболтус Дарик действительно хочет продать иностранцам два гектара родовой земли вместе с древним могильником, но сделка быстро выходит за рамки товарно-денежных отношений. Вместе с куском земли герой рискует продать нечто большее и невосполнимое: своих еще живых деда с бабкой, их память, историю и душу всего своего рода-племени. От такого шага Дарика уберегло путешествие в прошлое и будущее, где ему предстоит уже не продавать, а защищать свою землю.

Фильм «Презумпция согласия» Фархота Абдуллаева – совместный проект России и Таджикистана, а главную роль в нем исполнил Рамиль Азимов, уроженец Азербайджана. Жанр картины обозначен как «шок-драма», потому что затронутая тема, действительно, невольно вызывает шок. Речь – о российской трансплантологии, законодательно закрепляющей порочный принцип презумпции согласия. Это означает, что каждый человек, находясь на грани между жизнью и смертью, может послужить донором, если нет явного отказа потерпевшего или его родственников от трансплантации органов. И только врач решает: бороться за жизнь пострадавшего до последнего или нет. Вот эта дилемма и становится основным «камнем преткновения» в отношениях двух врачей. Один из них, Эмин, по национальности азербайджанец, работающий в российской глубинке. Это история непростых взаимоотношений различных менталитетов, культур и традиций.

На счету индийской киноленты режиссера-дебютанта Салима Ахамеда «Абу, сын Адама» уже 15 кинонаград, причем семь из них вручены исполнителю главной роли Салиму Кумару как лучшему актеру. Эта киноистория посвящена пожилой мусульманской паре из керальского района Малабар. На старости лет супруги Абу и Айсумма решают совершить хадж, но для поездки в Мекку требуются немалые деньги. Абу занимается продажей благовоний, книг и лекарств, которые практически не приносят никакого дохода. Его окружают хорошие люди, готовые помочь старику, но иногда собственные желания становятся той преградой, перешагивая через которую человек духов­но возвышается…

В картине «День истины» (Узбекистан) режиссер Джасур Исхаков не только исследует драматическую коллизию в одной молодой семье, ставшую своеобразным моментом истины для главной героини Мунисы, руководителя успешной турфирмы, но и предлагает экскурс в недавнее прошлое, во времена бывшего Советского Союза, когда создавались «узбекские дела» и порой безвинные люди оказывались за решеткой. Одним из героев фильма можно назвать современный Ташкент, удивляющий и восхищающий своими прекрасными архитектурными ансамблями.

В конкурсную программу игрового кино вошли также турецкая лента «Тайная жизнь» – история современных Ромео и Джульетты, ставших заложниками религиозных и политических конфликтов, и фильм «Караман», сделанный в Германии и повествующий о трудной судьбе турецких иммигрантов.

В обзоре использованы материалы сайтов islam.ru www.forbes.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще